Формирование социально-бытовых навыков учащихся с ОВЗ через внеклассные мероприятия
статья

Бажунова Елена Михайловна

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира. Целью работы является создание наиболее эффективных условий для формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_9b.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира.

Социально-бытовая ориентация и адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу нарушения их  познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

Цель:

Создание наиболее эффективных условий для формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в практической деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.

5. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Социально–бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.

В работе можно выделить пять основных разделов:

  • Самообслуживание,
  • Предметные представления,
  • Приобщение ребенка к труду взрослых
  • Социальная активность
  • Культура поведения и общения

 Формирование навыков происходит:

  •  во время реальных бытовых ситуаций вне урока
  •  на досуговых мероприятиях  на внеклассных часах
  •  при индивидуальной работе  по запросу родителей
  •  на праздничных и тематических занятиях

1. Формирование навыком самообслуживания и элементарных бытовых навыков это одна из первостепенных задач детей с особенностями развития, важная  для развития всех остальных сфер и адаптации в этом мире. Навыки самообслуживания вне урока формируются путем тренировочных упражнений по усвоению и отработке отдельных действий, моделированию реальных ситуаций.

При подготовке к урокам, посещении столовой нужно уделять внимание выполнению санитарно-гигиенических  навыков, культурному приему пищи, самостоятельному переодеванию спортивной формы,  уборки своих вещей на место  и т.д.

Задачи по каждому учащемуся прописаны  в программе по воспитанию в разделе «Индивидуальная работа с учащимися» (Например, для одного учащегося это  отработка алгоритма действий при переодевании, мытье рук, умение поднимать то, что уронил, убарать за собой рассыпанное, разбитое. Для другого – умение анализировать ситуацию и принимать самостоятельное решение .Для третьего  – умение ориентироваться в классе и других школьных помещениях.)

2. Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта ребят и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание пола, вытирание пыли, уборки посуды в столовой).Большую роль играет отношение  к собственным трудовым действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.

3. Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

На внеклассных  часах можно проводить занятия по безопасности дорожного движения (Например, «Мой друг – светофор» и «Воспитанный пешеход»).

Через совместную игровую и трудовую деятельность на внеклассном мероприятии по экологии  происходит  приобщение ребят к проблеме загрязнения города бытовыми отходами, закрепление  знаний о правилах поведения на природе, соблюдения чистоты на улицах.

4. На внеклассных часах коррекционная деятельность может осуществляться  через  дидактические  игры и просмотр презентаций.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают действиями, учатся культуре общения друг с другом. Это способствует активации познавательной деятельности

С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно применять развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.

Для приобщения к культурному наследию можно проводить  занятия по знакомству с достопримечательностями нашего города посредством видеофильмов.

5. Особое значение имеет индивидуальное решение задач по запросу родителей.

Здесь особенно необходимо подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и их возможности овладения трудовыми умениями и навыками.

(Например, запрос мамы учащегося научить его чистить овощи).

6. Неотъемлемая часть работы– формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.

Совместное проведение праздников помогают формированию навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений

Обязательно присутствие моментов эстетического воспитания -  развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта

Заключение

Основным недостатком деятельности умственно отсталых детей является ее низкая самостоятельность.

Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться - это первый и самый основной шаг на пути к адаптации в обществе

Быстрота формирования прочного навыка. достигается благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности и организованному, повседневному, продолжительному участию детей в выполнении своих обязанностей. Поэтому так важно, чтобы работа была систематической,

Внеурочные занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде

Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ОВЗ достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития

Результат овладения социально-бытовыми навыками создает основу для коррекции имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социально-бытовых навыков"

«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида»             Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве конечной ц...