Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.
статья по теме

 Кожевникова Елена Владимировна

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения, негативизмом. стереотипностью, страхами, агрессивностью. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Часто умственно-отсталые дети неспособны самостоятельно пользоваться даже имеющимися у них знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_defektologii.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕПОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ 

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

ИНСАР 2014

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения, негативизмом. стереотипностью, страхами, агрессивностью. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Часто умственно-отсталые дети неспособны самостоятельно пользоваться даже имеющимися у них знаниями и умениями.

Итак, что же такое поведенческая терапия.

Поведе́нческая терапи́я (от англ. behaviour — «поведение») — одно из ведущих направлений современной психотерапии.  В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы психологических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая терапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для человека навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определенный симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства.  Этапами поведенческой терапии являются: анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни[4]. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у человека, а изменение его поведения.

Для успешного овладения бытовыми навыками  и их самостоятельного использования необходимо спланировать весь день, так как дети лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня. Так вырабатывается стереотипные способы поведения ребенка, но именно ими необходимо дорожить, так как они являются опорой для дальнейшей социализации.

С целью организации учебного и рабочего времени территория школы-интерната разделена на несколько функциональных частей: это -школа, где проходят учебные занятия, спальная комната, предназначенная для сна, игровая -для организации воспитательных занятий, столовая- для приема пищи.

А сейчас поговорим о моделировании поведения с помощью подкреплений.

Формирование навыков социально-бытовой адаптации обычно означает тренинг социально-приемлемого поведения. Для формирования социально-адекватных поведенческих реакций используются различные виды подкреплений.

Под подкреплениями понимается определенный ответ на поведение ребенка, который усиливает или ослабляет это поведение.

Выделяются следующие виды ответов, усиливающих адекватное или ослабляющие неадекватное поведение.

- Положительное подкрепление - приятное последствие, усиливающее адекватное поведение ребенка, например, любимая игра, похвала служат положительным подкреплением для него, если способствуют повторению поощряемых нами действий.

-Негативное подкрепление - отсутствие возможного последствия, которое ослабляет нежелательное поведение ребенка. Это может быть какое-то неприятное событие, которого ребенок старается избежать с помощью правильного поведения.

- Наказание - неприятное последствие, следующее за неадекватным поступком, ослабляющее вероятность его появление в будущем. Это могут быть лишение удовольствия, например, отмена просмотра мультфильма или так называемая сверхкоррекция поведения, когда ребенка заставляют убрать рассыпанные им предметы очень тщательно и даже на большей площади, например, во всей комнате.

В поведенческой терапии, считается, что наказание может как ослаблять неадекватное, нежелательное поведение, так и усиливать социально-адекватные реакции ребенка. В этом случае желание избежать наказания заставляет его стремиться к правильному выполнению задания. Но не следует применять наказание слишком часто. Во-первых к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а во-вторых все должно исходить из ситуации.

Обычно обучение строится как последовательность разнообразных по содержанию и форме заданий -ребенка просят что-то сделать, ответить, выполнить, и соответственно реагируют на его поведение.

Немного об общей организация поведения.

Первыми шагами в процессе обучения служат установление контакта с ребенком, исследования его возможностей, особенностей и интересов и работа по общей организации его поведения. Конечно,  лучше всего закрепляется поведение, которое награждается не каждый раз, а время от времени. Это, кстати, касается и нежелательного поведения. Например, если в ответ на капризы, истерики  ребенок после долгих отказов все-таки получает то, что требует, очень вероятно, что в дальнейшем он будет использовать тот же способ достижения желаемого.

Организация стереотипов бытового поведения.

Стереотипность, свойственная умственно-отсталым детям,  можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов. При обучении навыкам речь должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом.

Необходимо сначала подключать ребенка к самым легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и т.п.

Прежде чем начать обучение, следует тщательно продумать схему действий, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной имеющейся ситуации. Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, какой рукой лучше брать щетку, а какой – пасту, как правильно мыть полы, вытирать пыль, одеваться, раздеваться , то есть все дейсвия, которые дети выполняют в быту.

Очень важны коррекционные занятия в группе с применением игровых моментов. То есть, если мы учим ребенка чистить зубы, то в игровой форме мы должны донести до его сознания о необходимости этой гигиенической процедуры. Выучили правила дорожного движения- отработаем на прогулке. Предлагаем ситуации повторяющиеся в течении дня в гардеробе, туалете, классе, столовой.

Для формирования самостоятельности поощряются малейшие самостоятельно выполненные действия.

Итак, сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение умственно-отсталого ребенка навыкам бытового поведения.

В заключении можно выделить следующие рекомендации по обучению умственно-отсталых детей бытовому поведению.

Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, то есть необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка.

Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка.

Когда вы что-то хотите от ребенка, следует формулировать свою просьбу четко и кратко.

При обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема действий, иногда даже зрительная организация материалов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.

Необходимо учитывать возрастные особенности. Нагрузку следует дозировать  в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс освоения умственно-отсталым ребенком  необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Так стереотипность умственно-отсталого ребёнка можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов, которые очень важны для дальнейшей социализации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пооперационный анализ последовательности действий умственно-отсталого ребенка при умывании

Последовательность действий

Сам

Помощь

Примечание

Верб.

Жест.

Физич.

1

2

3

4

Открыть кран

Смочить руки

Взять мыло

Намылить руки

(внутренняя и внешняя стороны и между пальцами)

Положить мыло на место

Смыть мыло

Взять зубную пасту

Взять зубную щетку в левую руку

Выдавить пасту

Почистить зубы справа

Почистить зубы слева

Почистить зубы спереди

Вымыть щетку (двумя руками)

Поставить щетку на место

Взять кружку

Прополоскать рот

Поставить кружку на полку

Закрыть пасту

Умыться (лоб, нос, подбородок)

Закрыть краны (двумя руками)

Вытереться

Повесить полотенце

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. -М., 2000.
2. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Дефектология 2*, 1997.
3. Веденина М. Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Дефектология 3*, 1997.
4. Ю.Гилберт К., Питере Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. -М.: Владос, 2002.
5. Коган В.Е. Аутизм у детей. -М.. 1981.
6. Лебединская К.С.. Никольская О.С.. Баенская Е.Р. и др. Дети с
Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 207 с.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С. Ю. Циркина. – СПб, 2001. – 750 с.

Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. – М., 2001. –136 с.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. – 198 с.

Ерёменко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972. – 130 с.

Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. / Под ред. М. Н. Перовой – М., 1984. – 214 с.

нарушениями общения: Ранний детский аутизм. -М.. 1989.

Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.

Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2003. – 272 с.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.– М., 1970. –199 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...

Формирование социально-бытовых навыков учащихся с ОВЗ через внеклассные мероприятия

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира. Целью работы является создание на...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии

Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию  успеха...