Доклад "Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с ОВЗ, посредством практико-деятельностного подхода"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

На уроках "Основы социальной жизни" я использую различные методы преподавания и техники выполнения заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с ОВЗ на уроках «основы социальной жизни»

                               Выполнила : учитель по основам социальной жизни

                                            Рыбакова Анна Викторовна

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей – инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Теоретическое обоснование формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) основано на том, что такие дети не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. 

Некоторые аспекты, которые составляют теоретическое обоснование:

  • Необходимость формирования бытовых навыков. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой и одеждой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) влияют на самооценку ребёнка и являются важным шагом на пути к его независимости.
  • Затруднённая социально-бытовая ориентировка. Это связано с неполноценностью познавательной деятельности детей с ОВЗ, обусловленной психическим недоразвитием. Такие дети бывают безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать своё эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. 
  • Важность целенаправленного обучения и воспитания. Социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих подготовку к самостоятельной жизни.

Цель формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — создание условий для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.

Методы, которые я использую для формирования навыков:

- Использование ИКТ (просмотр видеороликов, презентаций)

- Практические занятия.

- Виртуальные экскурсии.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Моделирование реальных ситуаций.

- Трудовая деятельность

Использование ИКТ. Например, просмотр видеороликов, которые помогают визуализировать ситуацию. Просмотр презентации, в которой можно использовать различные наглядные и игровые методики.

  • Практические занятия. Позволяют закрепить теоретические знания, научить выстраивать алгоритм действий и контролировать свою деятельность. Например, обучающиеся учатся стирать, гладить, пользоваться бытовыми приборами, ремонтировать одежду, самостоятельно делать покупки в магазине, прибирать помещения. 
  • Учебные экскурсии. В ходе них у детей расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми. Экскурсии могут быть как реальными, так и виртуальными. 
  • Сюжетно-ролевые игры. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, обучающиеся расширяют свой социальный опыт, приобретают определённые знания и умения. 
  • Моделирование реальных ситуаций. Позволяет закреплять и расширять знания обучающихся о различных сферах жизни и быта людей, накапливать практический опыт их использования. 
  • Трудовая деятельность. Способствует расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приёмам работы с инвентарём при уборке помещения и территории учреждения, работают на огороде. 

Некоторые трудности, которые могут возникнуть при формировании социально-бытовых навыков у обучающихся с ОВЗ:

  • Неготовность взаимодействовать с окружающими на равных. Детям сложно продуктивно общаться с людьми. 
  • Недостаток самостоятельности. Ученикам сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий и поступков. 
  • Низкий уровень знаний об окружающей среде 
  • Специфические потребности в общении
  • Неспособность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. 
  • Несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности. 
  • Неструктурированное восприятие социального мира
  • Завышенная самооценка
  • Сложности с планированием работы и её последовательностью. 
  • Проблемы с бытовыми моторными навыками. Например, трудности с отрезанием куска хлеба, чисткой картофеля, подметанием и мытьём пола, вдеванием нитки в иголку, выполнением швов при ремонте одежды. 
  • Сложности пребывания в социуме. Детям трудно обратиться с вопросом или просьбой к чужому человеку, возникают сложности при обращении в какие-либо службы, даже по телефону. 

Чтобы помочь обучающимся справиться с данными трудностями, я использую разные педагогические  техники:

-Техника формирования представлений о конечном результате труда;

Техника может быть организована следующим образом : первоначально демонстрируется результат деятельности,  уточняются возможности использования продукции, проводится тщательный качественный и количественный анализ продукта деятельности, определяются условия труда, а также необходимые орудия и материалы, а затем у учащихся формируются четкие представления о цели задания и условиях его выполнения.

-Техника формирования умений планировать предстоящую социально-бытовую деятельность; 1) знакомство с планом работы; 2) тщательное изучение технологической карты, выделение составных частей хозяйственно-бытового процесса 3)показ и объяснение с опорой на технологическую карту;4)повторение плана 5)упражнения на выполнение отдельных приемов;6) выполнение трудового задания; 7)отчет о выполнение трудового задания.

-Техника отработки конкретных трудовых, приемов, действий; осуществляется в ходе выполнения серии упражнений , направленных на формирование умений выполнять сложные операции. Обязательным является выполнение учащимися демонстрируемых упражнений.

-Техника выполнения сложных трудовых приемов можно применять, когда отработана техника конкретных трудовых приемов и не вызывает трудностей. Демонстрация учителем последовательности выполнения операции, после чего школьники самостоятельно выполняют операцию, под контролем педагога. Упражнение в практическом освоении приемов на практике.

С ориентацией на данные практики, на уроках «Основы социальной жизни», я учу детей с ОВЗ выполнять различные практические работы социально-бытового характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...

Социально-бытовая ориентировка средство социализации обучающихся с ОВЗ

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и уве...

Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта

В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой разв...

Российские педагоги получили новый комплекс инструментов для работы по развитию социально-бытовых навыков обучающихся

Современные педагогические технологии активного и интерактивного обучения для развития бытовых навыков школьников и детей из организаций дополнительного образования разработаны АНО ДПО «Просвеще...

Программа занятий по развитию и коррекции коммуникативной, личностной и эмоционально – волевой сфер, социально- бытовых ориентировок и социальных навыков для обучающегося 8 класса по АООП с УО

Предлагаемая коррекционно – развивающая программа создана на основе собственных подходов и модернизации существующих. Программа сопровождается набором игр и упражнений по развитию и обеспечению ...

Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА по коррекционному курсу «Формирование социально-бытовых навыков» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра начального общего образования 1-4 класс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ программы 1.1. Пояснительная запискаАдаптированная программа учителя-дефектолога (далее - Программа) разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее -...