Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»
методическая разработка (7 класс) на тему

Лукьянова Виктория Вячославовна

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, работа по благоустройству территории и помещений школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sots.-byt._orientatsiya_1.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  «Формирование жизненных компетенций в условиях

школы-интерната посредством  социально-бытовых

                                    и культурно-гигиенических навыков»

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ»                          самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.

Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни,  столовой.  Задача школы-интерната –  научить ребенка не только правильно выполнять  определенные действия, связанные с самообслуживанием, но                добиться, чтобы данные действия  перешли в привычку.

 С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школе-интернате организована работа по развитию и совершенствованию навыков                            самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами торговли,  связи, транспорта, медицинской помощи, работа по                  благоустройству территории и помещений школы.                                                                        Задачей данного направления является практическая подготовка детей к                самостоятельной жизни и труду в обществе.

Особое внимание по социальной-бытовой ориентации  школьников                                   уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью,                 обувью, поддержанию чистоты и порядка в классах, спальнях, столовой.  

Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения,  умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т.е.                                           коммуникативной функцией речи.                                                                                                 Для наших детей характерна недостаточная сформированность                                    дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватного поведения в мире людей.

Приоритетные задачи в каждом звене:

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

  • отработка навыков учебного поведения;
  • вооружение основными навыками самообслуживания;
  • формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

  • ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  • развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • охрана природы.

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

  • профессиональное  самоопределение – развитие способности                                   конструировать возможные варианты будущего;
  • трудовое воспитание;
  • жизнеобеспечение.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач  и        основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных                                 возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы                занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её                       типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах                           жизни.  В качестве конечной цели специального образования лиц с                                особенностями психофизического развития выдвигается их социальная                          интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно                        организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к                            самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей коррекционной школы.

 Главное условие успешности решения поставленных задач по                         социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. На занятиях по социально-бытовой ориентировке воспитанников  используются                             следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические,  сюжетно-ролевые,       имитирующие  игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные               ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

Трудовому    воспитанию  учащихся первой ступени (1-4 классов) в школе-интернате уделяется большое значение.  В нашей школе организовано несколько направлений трудовой деятельности младших школьников  во внеурочное время:  

1 блок. Хозяйственно - бытовой труд.

Виды деятельности

Формируемые знания, умения и навыки

Мероприятия

- уход за одеждой;

- стирка мелких вещей;

- утюжка мелких вещей;

- уход за обувью;

- уход за помещением;

- обслуживающий труд

- выполнение                                                                   мелкого ремонта одежды: пришивание пуговиц,

 стирка, сушка, утюжка  мелких изделий, мытье обуви;

- соблюдение элементарных гигиенических требований к жилищу,

- элементарные навыки уборки помещения.

- практикумы;

- тематические           воспитательные часы;

- дежурство по классу;

- дежурство по спальне;

- дежурство по столовой.

2 блок. Самообслуживание.

Виды деятельности

Формируемые знания, умения и навыки

Мероприятия

- личная гигиена;

 

- одевание, раздевание;

- уход за постелью;

- уход за личными                      вещами;

- культура питания;

- приведение в порядок своего рабочего места;

- уход за личными  и учебными                             принадлежностями.

- совершать утренний и вечерний туалет,                     ухаживать за кожей, волосами;

- умение самостоятельно одеваться и раздеваться;

  - умение самостоятельно заправлять и расправлять постель;

- выполнять                                                                 мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью;

 

 -умение самостоятельно принимать пищу, делать это правильно и аккуратно;

- умение ухаживать за своими учебными принадлежностями и следить за порядком на своем рабочем месте.

                                                                                                                                                                                                   

- тематические классные часы;

- индивидуальные беседы;

- практикумы;

- минутки самообслуживания;

- утренний и вечерний туалет;

-  прием пищи.

3 блок.  Общественно полезный труд.

Виды деятельности

Формируемые знания, умения и навыки

Мероприятия

- уход за комнатными растениями;

- уход за помещениями.

- посадка комнатных растений;

-полив;

-удобрение;

-мытье;

- самостоятельное       выполнение влажной уборки класса, спален;

-проветривание                            помещений;

-наведение порядка в шкафах;

-самостоятельная сервировка столов в столовой;

- влажная уборка столовой.

- общественно полезный труд (ОПТ)

- тематические               классные часы;

- практикумы.

- Дежурство по классу;

- дежурство по спальне;

- дежурство по                   столовой.

4 блок. Ручной труд

Виды деятельности

Формируемые знания, умения и навыки

мероприятия

- работа с природными материалами;

- работа с текстильными материалами;

- работа с древесиной

- работа с бисером

- работа с бросовым                         материалом

-  комбинированные работы  (художественное, прикладное творчество)

- пооперационное

выполнение работы по словесной инструкции педагога, с опорой на схему;

-самостоятельное чтение схем;

 -анализ результатов работы (самоанализ)

-умение подбирать материал по цвету и текстуре.

- коррекционные часы по ручному  труду;

- практикумы;

- кружковая работа.

Главной задачей в работе со старшеклассниками  является  привитие им              трудовых  навыков и умений.

Каждому воспитаннику  необходимо помочь обрести максимально                      возможную   независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими                обслуживать себя.

Кроме этого, полноценная  социальная адаптация детей с интеллектуальным недоразвитием невозможна без формирования системы их нравственно-правовых знаний и соответствующего социального поведения, что                       осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и                            воспитания учащихся.

Формирование внутренней этической нормативности осуществляется                            посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами, за которые необходимо принять следующие                                 основополагающие качества личности:

-    гуманизм;

-    патриотизм;

-    честность;

-    справедливость;

-    ответственность;

-    уважение к старшим и малышам;

-    чувство собственного достоинства;

-    милосердие.

Накопление опыта общественных отношений, умений и привычек                            социально-нормативного поведения достигается путем организации                           различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнениях, в ходе проведения воспитательных занятий.

Большое значение уделяю разнообразным формам внеклассной и                                    внешкольной работы:  тематические праздники, КВНы, посещения  театра оперетты,  музеев,  Детской библиотеки.

 Содержательное наполнение воспитательных  часов затрагивает актуальные и «болезненные» проблемы, важные и трудные вопросы, касающиеся личной жизни воспитанников: «Права и обязанности воспитанников школы-интерната», «Курить – здоровью вредить», «Взял или украл?», «Загляните в мамины глаза»,  «Действия  при пожаре».

В условиях жизни в школе - интернате  учащиеся занимаются различными видами бытовой  и хозяйственно-трудовой деятельности: дежурят в                        столовой,  убирают в  спальнях, классах,  ремонтируют школьную мебель и одежду, шьют одежду,  выращивают цветы. Все это способствует                              воспитанию трудовых навыков у учащихся, их совершенствованию,                     обеспечивает возможность адаптироваться в жизни.

Использую различные формы работы с учащимися:                                          

- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание                         индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

- групповые (органы соуправления – староста группы, учебный, трудовой, спортивный и культмассовый секторы, дежурный  по столовой);

- творческие группы;

- коллективные (конкурсы, концерты, соревнования).

Использование  в работе с учащимися разнообразных  форм, методов                   способствует  реализации задач  по формированию  коммуникабельности, толерантности, профилактике  асоциального поведения, развитию                             индивидуальных   способностей, интереса к творчеству,  посредством                         вовлечения их в  досуговую      деятельность. Воспитанники приобретают знания об общественных  нормах поведения, что способствует их                    социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Доклад "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

В материале раскрываются  требования стандарта образования к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ....

Презентация "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната".

В презентации показан материал для выступления по теме с "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"...

Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Выступление на семинаре по дефектологии по теме "Формирование жизненной компетенции  у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната"...

доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".

quot; Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"Лев Семёнович Выготский...