Приемы развития фонематического слуха
материал

Развитие фонематического слуха детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx337.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития фонематического слуха

Известно, что дети обучаются речи со слуха. Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Но не все знают, что у человека, по крайней мере, три слуха. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, ребенок с трудом воспринимает на слух или не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуков, усложняется формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.  Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

 Преодоление нарушений фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

- умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

- умение определять место положения звука в слове;

- умение определять последовательность звуков и их количество.    

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Работу по развитию фонематического слуха условно можно разделить на несколько этапов:

 1. узнавание неречевых звуков;  

 2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний  слов и фраз;  

 3. различение слов, близких по звуковому составу;  

 4. различение слогов;  

 5. различение звуков.  

1 этап – Узнавание неречевых звуков.

 Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно  важно    для  успешного     развития   фонематического      восприятия    вообще. Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! 

Какие  игры  и  упражнения  можно  проводить  с  детьми  на  первом  этапе  работы:  

 -  «Что  звучит».

На  столе  несколько  предметов  (или  игрушки). Предложить  внимательно  послушать  и  запомнить,  какой  звук  издает  каждый  предмет и их последовательность. За ширмой стучать  карандашом  о  стакан,  греметь  коробкой  с  кнопками,  погремушкой, двумя колокольчика,  свисток. Ребенок должен повторить  эти звуки  в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество  звучащих  предметов  можно  постепенно  увеличивать. 

- «Поставь по порядку».

За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.

При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма: «Похлопаем», «Постучим», «Потопаем».

Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:

- на слух: II – I - II;

- с закрытыми глазами: I – II – II - I.

Хочется отметить, что параллельно идёт работа над артикуляцией органов речи при подражании звукам и проговаривании.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

На  этом  этапе  необходимо  научить  ребенка  понимать  интонацию  речи  и  самому  владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.  

Игры:

- «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);

- «Произнеси тихо (громко)»;

- «Угадай, чей голос?»;

- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

- Игры с использованием драматизации: «Три медведя» - это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

- Игра «Далеко - близко».

  Кроме  того,  на  этом  этапе  важно  научить  ребенка  определять  на  слух  темп  речи.  Помогут в этом  игры на выполнение движений в соответствующем темпе:

- «Угадай, как надо делать». 

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе  фразу: «Мелет  мельница  зерно». Делать круговые  движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая  работе  мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.

Так же можно обыграть  другие фразы: «Наши ноги ходили по дороге»

-  Проговаривание фразы с разной интонацией.

«Я котлеты жарила и не дожарила» - раздаются  карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, сердито, весело, испуганно. Предлагается отгадать интонацию.

3 этап – Различение слов, близких по звуковому составу.

- Игра «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса).

- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»

Начинать нужно со слов  простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.  

- Использовать стихи для включения в них недостающего слова.

    В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).  

    Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

    Быть должны всегда в порядке

    Твои школьные    (тетрадки)

- «Какое слово не подходит?»

Выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан,  утка-будка-дудка-дудочка,  сок-сок-ток-сок.

4 этап – Различение слогов.

    Слог является минимальной единицей речевого потока. На данном этапе важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. 

 Игры:

- «Какой слог лишний?» Педагог произносит ряды слогов. Например: ба-ба-па-ба, са-са-за-са. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

- «Запомни-повтори». Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы. С наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.

-  «Телефон». Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух. 

5 этап – Различение звуков.

    Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

- «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.  

- Назвать животных сначала в названии, которых есть звук Б, а потом – со звуком П.

- «Разведчики». Детям предлагается найти предметы,  в названии которых есть заданный звук.

- «Бусы» Дети по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук.

-  Игра «Я тебя узнал!».  Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

 - «Назови первый звук в словах» - определение первого звука в слове по картинкам. (Аквариум, улитка, индюк).

- «Назови последний звук в слове»- определение последнего звука в слове.  С использованием картинок (ведро, лиса, слон, дом).

- «Посели картинки в домики» - определение места звука в слове. Разместить по домикам картинки со звуком О (кот, яйцо, облако).  

- «Составь слова по первым звукам» - составление слов по первым звукам в слове. (Шапка, арбуз, рыба – шар и т.д.)

- «Какой звук есть во всех словах» - детям предлагается определить, какой звук есть во всех словах: жук, жаба, лыжи – ж, чайник, ключ, очки – ч, коса, усы, нос – с.

- «Найди и назови нужное слово» - детям предлагается выделить и назвать только те слова, в которых есть заданные звуки.

С – Папа купил Лене санки.

       По дороге движется автобус.

       Весной оживает природа.

З На двери висит замок.

      На небе появились грозовые тучи.

- Игра "Построим дом»

Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).

Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:

  • Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?
  • Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?
  • Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?
  • Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
  • Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?
  • Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.

- Игра  "Найди нужный цвет"

Игровой материал: квадраты разных цветов.

Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:

Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.;

Р'- коричневый, сиреневый;

Л - голубой, белый, желтый;

Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.

При повторении игры геометрические фигуры менять.

 Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkYMnh_a9BxqY9zqeJsvoTzKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic https://sun9-75.userapi.com/impf/c637417/v637417293/3f91a/gme8dWTlCfQ.jpg?size=1592x2160&quality=96&proxy=1&sign=abf18f9feacfcec8d376eef295503102&type=album

http://pishichitai.ru/sc-pic/i2565.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...

Развитие фонематического слуха на уроках английского языка

Исследовательская работа с аннотацией, теоритической и практической частью....

Упражнения для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Вашему вниманию предлагается система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, ...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....