«Развитие основ культуры познания у дошкольников с недостатками слуха в условиях образовательного учреждения»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете:
«Развитие основ культуры познания у дошкольников с недостатками слуха в условиях образовательного учреждения»
Из опыта работы
учителя – дефектолога
Кудряшовой М.Ф.
Культура познания представляет собой совокупность побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого, смыслового компонентов, проявляющихся в каждом акте познавательной деятельности ребенка.
Дети по своей природе - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.
В работах многих педагогов говориться о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребёнка подчёркивают многие психологи и педагоги.
Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоения и обогащения знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средство познания.
Умственное развитие невозможно без усвоения определённого объёма знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. Накопление знаний, определённый уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий готовности к школьному обучению. Умственное развитие ребёнка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т.е. стремление узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательное стремление способствует лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к обучению в школе.
Умственное развитие детей с нарушением слуха неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.
Дошкольный возраст - это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений. Для развития ребёнка с нарушением слуха решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.
Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании является противоречие между сложившимися знаниями, умениями, навыками и новыми познавательными задачами, ситуациями возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия, что позволяет ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении заданий. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой, тем что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, носят пробный характер. В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно - смысловые ориентации не слышащего дошкольника. Именно включение ценностно - значимых смыслов деятельности ставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечивает развитие личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно - смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. Именно в процессе экспериментирования происходит интеллектуальное, эмоционально - интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Умственное развитие детей с нарушением слуха невозможно без усвоения определённого объёма знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его месте в обществе. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети с нарушением слуха могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства у дошкольников с нарушением слуха формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.
Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?". Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Поддъяков Н.Н. выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности.
Первый вид - активность в процессе деятельности полностью от самого ребёнка, он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. Ребёнок сам ставит цель, ищет пути и способы её решения и самостоятельно получает результат.
Но в работе с детьми с нарушением слуха наиболее эффективным является использование ориентировочно-исследовательской деятельности второго вида.
Второй вид - ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым. Этот вид деятельности предполагает, что педагог сам ставит цель, обучает ребёнка алгоритму деятельности, анализирует совместно с детьми заранее предполагаемый результат.
Работая с детьми с нарушением слуха педагог в специально- организованных условиях знакомит детей со свойствами и качествами предметов, выявляет причинно - следственные связи. Умения детей сопоставлять, делать выводы, требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умению их выразить с помощью речевых средств. Речевой материал заранее тщательно продуманный педагогом дети воспринимают в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития (устно, письменно, на слух, устно - дактильно).
Развитие познавательных процессов и способностей, овладения способами умственной деятельности к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация являются составной частью умственного развития детей с нарушением слуха. Практическая значимость заключается в формировании поискового поведения, развития познавательных способностей, способов познания путём сенсорного анализа, наблюдательности, развития элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. У детей с нарушенным слухом, которые из-за дефекта слухового анализатора имеют специфические особенности в развитии всей психической деятельности и малый социальный и бытовой опыт, не происходит самостоятельного формирования поискового поведения.
При организации занятий необходимо создать следующие условия:
- положительный эмоциональный настрой;
- обязательное использование слуховых аппаратов или звуко-усиливающей аппаратуры;
- активизация всех детей, привлечение каждого к умственной деятельности;
- наличие тщательно подобранного речевого материала;
- наличие оборудования, наглядных пособий и других средств выразительности.
Занятия строятся на дидактических принципах: систематичности, последовательности, доступности (предполагает построение обучения на адекватных возрасту формах работы), активного обучения (не передачу детям готовых знаний, организацию деятельности в которой они сами делают открытия, узнают новое путём решения проблемных задач), наглядности, результативности (предусматривает получение положительного результата независимо от уровня интеллектуального развития ребёнка).
На занятиях используются методические приёмы: словесный (объяснения, вопросы к детям, выполнение действий по словесной инструкции), наглядный (картинки, таблички, мимика, жесты), практический (экспериментальная деятельность детей).
Это способствует:
- развитию познавательной активности детей с нарушением слуха, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир;
- повышению уровня любознательности, исследовательских умений и навыков;
- повышению уровня познавательных процессов;
- совершенствованию речевого развития (обогащение пассивного и активного словаря новыми словами, терминами);
- углублению и расширению знаний о природе и предметном мире;
- развитию личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими).
Список литературы:
1. Головчиц Л.А. "Дошкольная сурдопедагогика:Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха". -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2. Белова.Н.И. "Специальная дошкольная сурдопедагогика"- М., 1985
3. Выготский Л. С. " Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте" - Педагогическая психология.- М., 1991
4. Морозова Н.Г. "Формирование познавательных интересов у аномальных детей" - М., 1969
5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А . "Детское экспериментирование путь познания окружающего мира" - под ред. Л.Н.Прохоровой - Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Поддъяков А. И. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995
7. Монтессори М. "Помоги мне сделать это самому" М., 2002
8. Венгер Л. А. "Формирование познавательной способности в дошкольном возрасте" -Хрестоматия для детской психологии - М.: 1996
9. Катаева А.А. "Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта - под. ред. Носковой Л.П.-М.: 1984
10. Тигранова Л.И. "Развитие логического мышления у детей с недостатком слуха" - М.: 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях образовательного учреждения
Из опыта работы старшей вожатой МБОУ СОШ с. Сосновка Ондар Шончалай Мергеновны «Развитие творческих способностей детей в условиях образовательного учреждения»...
"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...
Выступление на педагогическом совете: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников с недостатками слуха с использованием игровых форм»
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с недостатками слуха...