«Развитие основ культуры познания у дошкольников с недостатками слуха в условиях образовательного учреждения»
консультация

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом совете:

«Развитие основ культуры познания у дошкольников с недостатками слуха в условиях образовательного учреждения»

Из опыта работы

учителя – дефектолога

Кудряшовой  М.Ф.

Культура познания представляет собой совокупность побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого, смыслового компонентов, проявляющихся в каждом акте познавательной деятельности ребенка.

Дети по своей природе - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

В работах многих педагогов говориться о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно; о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.

В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребёнка подчёркивают многие психологи и педагоги.

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоения и обогащения знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средство познания.

Умственное развитие невозможно без усвоения определённого объёма знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. Накопление знаний, определённый уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий готовности к школьному обучению. Умственное развитие ребёнка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т.е. стремление узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательное стремление способствует лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к обучению в школе.

Умственное развитие детей с нарушением слуха неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.

Дошкольный возраст - это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений. Для развития ребёнка с нарушением слуха решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании является противоречие между сложившимися знаниями, умениями, навыками и новыми познавательными задачами, ситуациями возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия, что позволяет ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении заданий. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой, тем что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, носят пробный характер. В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно - смысловые ориентации не слышащего дошкольника. Именно включение ценностно - значимых смыслов деятельности ставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечивает развитие личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно - смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. Именно в процессе экспериментирования происходит интеллектуальное, эмоционально  - интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Умственное развитие детей с нарушением слуха невозможно без усвоения определённого объёма знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его месте в обществе. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети с нарушением слуха могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства у дошкольников с нарушением слуха формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?". Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия в которых дети манипулируя с предметами наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Поддъяков Н.Н. выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности.

Первый вид - активность в процессе деятельности полностью от самого ребёнка, он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. Ребёнок сам ставит цель, ищет пути и способы её решения и самостоятельно получает результат.

 Но в работе с детьми с нарушением слуха наиболее эффективным является использование ориентировочно-исследовательской деятельности второго вида.

Второй вид - ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым. Этот вид деятельности предполагает, что педагог сам ставит цель, обучает ребёнка алгоритму деятельности, анализирует совместно с детьми заранее предполагаемый результат.

Работая с детьми с нарушением слуха педагог в специально- организованных условиях знакомит детей со свойствами и качествами предметов, выявляет причинно  - следственные связи. Умения детей сопоставлять, делать выводы, требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умению их выразить с помощью речевых средств. Речевой материал заранее тщательно продуманный педагогом дети воспринимают в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития (устно, письменно, на слух, устно - дактильно).

Развитие познавательных процессов и способностей, овладения способами умственной деятельности к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация являются составной частью умственного развития детей с нарушением слуха. Практическая значимость заключается в формировании поискового поведения, развития познавательных способностей, способов познания путём сенсорного анализа, наблюдательности, развития элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. У детей с нарушенным слухом, которые из-за дефекта слухового анализатора имеют специфические особенности в развитии всей психической деятельности и малый социальный и бытовой опыт, не происходит самостоятельного формирования поискового поведения.

При организации занятий необходимо создать следующие условия:

- положительный эмоциональный настрой;

- обязательное использование слуховых аппаратов или звуко-усиливающей аппаратуры;

- активизация всех детей, привлечение каждого к умственной деятельности;

- наличие тщательно подобранного речевого материала;

- наличие оборудования, наглядных пособий и других средств выразительности.

Занятия строятся на дидактических принципах: систематичности, последовательности, доступности (предполагает построение обучения на адекватных возрасту формах работы), активного обучения (не передачу детям готовых знаний, организацию деятельности в которой они сами делают открытия, узнают новое путём решения проблемных задач), наглядности, результативности (предусматривает получение положительного результата независимо от уровня интеллектуального развития ребёнка).

На занятиях используются методические приёмы: словесный (объяснения, вопросы к детям, выполнение действий по словесной инструкции), наглядный (картинки, таблички, мимика, жесты), практический (экспериментальная деятельность детей).

Это способствует:

- развитию познавательной активности детей с нарушением слуха, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир;

- повышению уровня любознательности, исследовательских умений и навыков;

- повышению уровня познавательных процессов;

- совершенствованию речевого развития (обогащение пассивного и активного словаря новыми словами, терминами);

- углублению и расширению знаний о природе и предметном мире;

- развитию личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими).

Список литературы:

1. Головчиц Л.А. "Дошкольная сурдопедагогика:Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха". -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

2. Белова.Н.И. "Специальная дошкольная сурдопедагогика"- М., 1985

3. Выготский Л. С. " Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте" - Педагогическая психология.- М., 1991

4. Морозова Н.Г. "Формирование познавательных интересов у аномальных детей" - М., 1969

5. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А . "Детское экспериментирование путь познания окружающего мира" - под ред. Л.Н.Прохоровой - Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Поддъяков А. И. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995

7. Монтессори М. "Помоги мне сделать это самому" М., 2002

8. Венгер Л. А. "Формирование познавательной способности в дошкольном возрасте" -Хрестоматия для детской психологии - М.: 1996

9. Катаева А.А. "Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта - под. ред. Носковой Л.П.-М.: 1984

10. Тигранова Л.И. "Развитие логического мышления у детей с недостатком слуха" -         М.: 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях образовательного учреждения

Из опыта работы старшей вожатой МБОУ СОШ с. Сосновка Ондар Шончалай Мергеновны «Развитие творческих способностей детей в условиях образовательного учреждения»...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...