Консультация для педагогов: «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе по развитию речи дошкольников с недостатками слуха»
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Консультация для педагогов:

«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе по развитию речи дошкольников с недостатками слуха»

Из опыта работы

учителя – дефектолога

Кудряшовой  М.Ф.

Туймазы, 2021

      Одной из важных задач воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха является развитие их устной речи. Речевое развитие неслышащих  детей находится на низком уровне: в основном дети воспроизводят отдельные слоги, лепетные слова или небольшое количество искажённых слов, используемых для обозначения игрушек и предметов быта, что недостаточно для удовлетворения потребностей ребёнка в общении. 

    Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, в том числе и  предоставляемых глобальной сетью Интернет.

     Под цифровым (электронным) образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Это всё множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе.

  Если говорить о детях дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, в частности, с нарушением слуха, цифровые образовательные ресурсы могут выступать в качестве эффективного коррекционно-развивающего средства.

     Прежде всего огромное значение в развитии речи детей с нарушением слуха придается сурдотехническим средствам. Это индивидуальные слуховые аппараты в виде заушин. Корпус такого устройства крепится за ухом, а в слуховой канал направляется силиконовая трубочка, заканчивающаяся ушным вкладышем. Вкладыши изготавливают на основе внутриушного слепка. Аппараты улавливают, усиливают и преобразовывают звуковую информацию, обеспечивая комфортное слушание. Слуховые аппараты подбираются на основании индивидуальных показаний после проверки слуха. Усилитель и батарейка монтируются в корпусе аппарата. Заушный слуховой аппарат обладает большим запасом прочности, прост в обращении и подходит людям даже с самым глубоким снижением слуха.

     Большинству детей с потерей слуха для компенсации недуга достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение недостаточно эффективно. Кохлеарная имплантация — метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у детей сенсоневральной потери слуха. Сущность метода заключается в установке в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе. При этом под кожей (в височной области) устанавливается тело имплантата, а через барабанную полость в барабанную лестницу улитки проводится электродный массив. Внешний речевой процессор (аудиопроцессор) преобразует звук, поступающий на микрофон, в данные. Эти данные и электрическая энергия индукционным способом передаются с катушки-передатчика речевого процессора на обмотку внутренней части (то есть, собственно кохлеарного имплантата). Далее электронная часть имплантата генерирует электрические импульсы, на контактах электродного массива, установленного в улитке, что в свою очередь приводит к возбуждению нейронов спирального ганглия улитки. Таким образом звуковая информация, закодированная в поток электрических импульсов передаётся по проводящим путям слухового анализатора в корковые отделы, что дает возможность слышать. Под термином «кохлеарный имплантат» подразумевается как собственно имплантируемая часть, так и вся «система кохлеарной имплантации».

    В нашей коррекционной группе используется звукоусиливающая аппаратура  индивидуального и коллективного использования «Эхо». Проводная аппаратура включает в себя музыкальный центр, который используется в качестве усилителя, микрофон педагога и проводами соединен с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенных головными телефонами и обратными микрофонами – микрофонами для каждого ребенка.

 Современная проводная аппаратура коллективного пользования позволяет подобрать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменений частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарное усиление (как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях) по развитию речи имеют более широкие возможности звукоусиления, в частности, более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты (СА) полосу пропускания частот (как низких, так и высоких звуков)

Аппаратура используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях по развитию речи детей с недостатками слуха. На время занятий с использованием ЗУА «Эхо», слуховые аппараты снимаются. Однако при использовании проводной аппаратуры дети и педагог ограничены в движениях. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, выполнении коллективных работ. На занятиях по развитию речи с детьми,  имеющими кохлеарный имплант ЗУА не используется.

    Для создания более оптимальных условий  для развития речи детей с недостатками слуха, в том числе восприятия неречевых и речевых звуков, групповое помещение и музыкальный зал в детском саду  оборудуованы стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя электромагнитное поле, преобразующееся в акустические сигналы в индивидуальных слуховых аппаратах. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности их источника. Индивидуальные слуховые аппараты (СА) ребенка при использовании индукционной петли работают в режиме телефона (Т), и ребенок не слышит себя. Сейчас многие современные слуховые аппраты (СА), в том числе и отечественные, могут работать в режиме микрофон-телефон (М-Т).

      Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в  детском саду и в частности для детей с нарушением слуха можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. В нашем детском саду собрана Мультимедиатека по всем лексическим темам и разделам: активизация словаря, развитие грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи, развитие речи. Мультимедиатека  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Детям с нарушением слуха достаточно трудно даются понимание абстрактных понятий. Изображения на картинках и не всегда бывают в достаточном и нужном количестве. Как неслышащему ребёнку показать как идёт снег, течёт ручей, сверкает молния, плавают рыбы и т.д. Тут на помощь приходят видео фрагменты из мультимедийных презентаций.

  Специальных компьютерных программ для детей с нарушением слуха существует крайне мало.

В работе я использую готовую компьютерную программу: «Звучащий мир». Она предназначена для развития слухового восприятия и формирования произношения слабослышащих дошкольников.

  Также в  своей работе я использую игры портала «Мерсибо». Развитие речи детей с помощью игр Мерсибо – интересно и занимательно.

На портале каждый найдет для себя важную и полезную информацию:

Дети – интересные, развивающие компьютерные игры с профессиональной графикой, увлекательные практические занятия, мастер-классы по разным направлениям. Важно отметить, что в представленном перечне можно подобрать те игры, которые учитывают возраст, психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Родители найдут для себя онлайн консультации от практикующих профильных специалистов, а также специальные форумы, где можно пообщаться с представителями других семей, интересующихся темой детского воспитания.

Педагоги могут обменяться опытом с коллегами, а также получить доступы к архивам полезной информации, пройти курсы повышения квалификации, принять участие в вебинарах, получить сертификаты.

Все опубликованные на интернет-портале материалы контролируются авторами и специалистами в онлайн режиме, оперативно дорабатываются в случае непонимания со стороны пользователей.

На площадке Мерсибо нет рекламы и опасного для юного поколения контента. Кроме того, приятным бонусом является проведение полезных вебинаров по самым актуальным проблемам воспитания детей.

Эти презентации и тренажёры используются на разных стадиях развития речи детей: как при ознакомлении, так и при закреплении речевого материала.

     Помимо этого я  использую компьютер для изготовления дидактических пособий по различным темам. Сканируются картинки из разных источников, делаются подписи, печатаются таблички. Это позволяет разнообразить формы представления учебного материала, заданий для самостоятельной работы.

 Дети разновозрастные, поэтому материал можно легко усложнить или упростить в компьютерном варианте. Материалы собираются и разрабатываются по тематическому принципу, собираются в папки, систематезируются.

 Эти пособия используются на занятиях дефектолога для реализации  задач по развитию речи и в качестве домашних заданий для родителей.

Помимо компьютера у нас в детском саду есть мультимедийный проектор. Мы используем его на утренниках для украшения представлений, транслирования стихов, иллюстрирования сказок, поздравлений для родителей.

Через интернет, различные сайты, группы в ватсапе осуществляется связь с родителями и коллегами из разных садов, черпается дополнительная информация, необходимая для работы, происходит обмен опытом, фото и видеоматериалом.

 Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, с одной стороны, способствует повышению мотивации к овладению новыми знаниями и умениями, стимулирует познавательную активность к накоплению социального опыта, активнее развивает устную и письменную речь неслышащего ребёнка, слуховые возможности, повышает индивидуализацию воспитания и обучения, а, с другой стороны, позволяет педагогам проявить свои творческие способности, повысить свою профессиональную компетентность в использовании современных средств обучения.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога с цифровыми образовательными ресурсами

выступление на педагогическом совете по работе с цифровыми образовательными ресурсами...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»

Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху  и использованию учебно-методического комплекса « Математика...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)

В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....

Памятка для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...

Консультация для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по использованию цифрового образовательного ресурса – интерактивного тренажёра по изобразительному искусству

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, которые заинтересованы в использовании цифровых образовательных ресурсов для развития творческих навыков учащихся в обл...