Методическая разработка по составлению рабочей программы по коррекции аграмматической дисграфии в 8 классе для учащихся с ОВЗ
методическая разработка (8 класс)

Ларина Елена Леонидовна

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка37.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

                       

                         

Принята

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 487

Педагогическим советом

Приказ от 31.08.21г. № 52/6-о

протокол от 30.08.21г. № 1

Председатель Педагогического совета школы

_________             Ю.Н. Кассихина

__________             Ю.Н. Кассихина

Согласовано

Совет родителей

протокол от 31.08.2021г.№ 1

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

логопедических занятий по коррекции письменной речи:

 аграмматической   дисграфии

8 в класса

для обучающихся с задержкой психического развития

                                                   

                                                                 Составитель: учитель-логопед  Ларина Е.Л.

                                                                             Санкт-Петербург

2021

Пояснительная  записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с задержкой психического развития  содержание обучения и проводимой коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие детей.

Логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Нарушения речи у детей  с задержкой психического развития имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированость связной речи.  Учитывая, что у детей с задержкой психического развития чаще всего дисграфия смешанного вида, планирование составлено таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.

Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои особенности:

  1. в связи с недоразвитием познавательной деятельности процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, дифференциация фонетически близких звуков, произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа);
  2. логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико – фонематической, но и лексико – грамматической стороны речи;
  3. необходимо учитывать принцип поэтапного формирования умственных действий;
  4. максимальное включение анализаторов (зрительное, тактильное, кинестетическое восприятие);
  5. содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения русскому языку;
  6. с учетом особенностей  детей с задержкой психического развития (быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, низкий уровень мотивации) необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую;
  7. необходима тщательная дозировка заданий и речевого материала, постепенное усложнение заданий и речевого материала;
  8. в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
  9. несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с задержкой психического развития обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя,  родителя.

Программа логопедических занятий составлена  на основании трудностей преодоления, детьми с задержкой психического развития всех компонентов речи, а также более успешному усвоению и использованию родного языка. Данная программа будет идти параллельно с работой учителя по изучению предметов русского языка и литературы.

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся;

- Письмом Комитета по образованию 03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016 «Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Данный вариант рабочей программы скорректирован с учетом расписания, праздничных, выходных дней и рассчитана  на 64 часа.

 Срок реализации  программы:  1 учебный год.

При реализации данной  программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

-укрупнения дидактических единиц;

-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

Цель: коррекция аграмматической дисграфии.

Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся.

Для этого необходимо:

- сформировать у ребенка понимание особенностей взаимосвязи различных частей речи;

- научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.

Задачи:        

  • формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения на уровне слога, слова, предложения и текста;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
  • формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
  • формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
  • формирование, развитие и совершенствование связной речи.

Условия реализации программы

Программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий реализуется в подгруппах (2 чел.) по 20 минут, 2 раза в неделю. Учащиеся зачисляются учителем-логопедом в группу на основании проведенного обследования (в течение первых двух недель сентября). В конце года также проводится диагностика, которая должна выявить наличие или отсутствие динамики речевого развития учащихся по данному направлению.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей при освоении логопедической программы должны учитываться психо-физические возможности детей с задержкой психического развития, ситуативность эмоциональных состояний. Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения данной программы и оценка динамики речевых достижений учащихся. Критериями оценивания являются:  динамика речевого развития, личностные и предметные достижения, формирования УУД.

Содержание тем программы:

Содержание  логопедических занятий согласовано с программой по литературе, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»
  • поэтапное формирование умственных действий
  • опора на сохранные психические функции

Тематический план программы

Раздел

Количество часов

1

Диагностический этап

4

2

Основной (коррекционный) этап

56

3

Диагностический этап

4

Всего

64

                             

Диагностический этап (сентябрь 2 недели)

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Основной (коррекционный) этап

Предложение. Коррекционно-логопедическая работа на фонетическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на лексическом уровне.

Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне.

Диагностический этап (май 2 недели)

Оценка результативности коррекционной работы. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

   К концу обучения дети должны знать:

  • признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части корня);
  • состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание;
  • правописание суффиксов и приставок;
  • части речи;
  • как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
  • связи в словосочетании (смысловые и логические).

                           

К концу обучения дети должны уметь:

  • распознавать части речи и их основные признаки;
  • образовывать определенное слово в нужном числе, роде и падеже;
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • производить разбор слова по составу;
  • различать понятия словоизменение и словообразование;
  • выделять слова и словосочетания из текста и предложения в определенной позиции;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании. Устанавливать связи между частями сложного предложения;
  • строить и анализировать  предложение;
  •  уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

   Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

  1. Коррекция нарушений письменной речи под редакцией Н.Н.Яковлевой. - СПб, Каро, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.,2017.
  2. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2018.
  3. Лалаева Л.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., Союз, 2018.
  4. Лалаева Л.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб.,2017.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция оптической дисграфии. – М.,2017.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,2017.

Оборудование и приборы:  компьютер, магнитофон

Дидактический материал: предметные картинки, наборы картинок по темам, наборы сюжетных картинок, таблицы, мнемотаблицы, схемы, картотеки, индивидуальные карточки, индивидуальные таблички, презентации по темам

 

8в класс ( 64 часа)

Название раздела, темы логопедического занятия

Решаемые проблемы

К-во ча-сов

По пла-ну

Обследование.

4 ч.

1.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

03.09

2.

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой.

1

07.09

3.

Обследование словарного запаса.

Обследование грамматического строя речи.

. Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

10.09

4.

Обследование чтения и письма

Выявить нарушения чтения и письма.

1

14.09

Закрепление навыков словообразования.

20ч.

5.

Закрепление понятия «родственное слово». Подбор родственных слов.

Совершенствовать умение подбирать родственные слова.

1

17.09

6.

Закрепление понятия «однокоренное слово».

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1

21.09

7.

Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря.

Учить детей дифференцировать однокоренные и родственные слова.

1

24.09

8.

Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

Упражнять в правописании однокоренных и родственных слов.

1

28.09

9.

Закрепление знаний о приставках. Тренировка в нахождении приставки в словах.

Закрепить знания о приставках.

1

01.10

10.

Правописание приставок. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами.

Учить образовывать новые слова с помощью приставок.

1

05.10

11.

Закрепление знаний о суффиксах. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии».

Закрепить знания о суффиксах. Расширять лексический запас.

1

08.10

12.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением..

Обогащать лексический запас.

1

12.10

13.

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу.

Закрепить знания о морфемах.

1

15.10

14.

Разбор слов по составу. Работа с синонимами.

Тренировать умение разобрать слово по составу.

1

19.10

15.

Закрепление знаний о предлогах, о их правописании.

На практическом уровне закрепить знания о предлогах.

     1

22.10

16.

Дифференциация предлогов и приставок на письме.

Учить дифференцировать предлоги и приставки на письме.

    1

09.11

17.

Дифференциация предлогов В – НА между собой и другими предлогами

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

    1

12.11

18.

Практическое употребление в речи предлогов В – НА.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

     1

16.11

19.

Дифференциация предлогов НА – НАД между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

    1

19.11

20.

Дифференциация предлогов К – ОТ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

    1

23.11

21.

Дифференциация предлогов В – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

     1

26.11

22.

Дифференциация предлогов ОТ – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

     1

30.11

23.

Дифференциация предлогов С – СО между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

     1

03.12

24.

Дифференциация предлогов В – У между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

     1

07.12

Закрепление навыков словоизменения.

10ч

25.

Имя существительное, его грамматическое значение. Обогащение номинативного словаря.

Закрепить знания об имени существительном.

     1

10.12

26.

Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

Расширять словарный запас.

1

14.12

27.

Повторение понятия «род имён существительных». Дифференциация существительных разного рода.

Учить дифференцировать существительные разного рода.

     1

17.12

28.

Закрепление знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Учить дифференцировать существительные одушевленные и неодушевленные.

     1

21.12

29.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

     1

24.12

30.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

     1

28.12

31.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

     1

11.01

32.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

    1

14.01

33.

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа.

Отметить значение имени прилагательного в речи Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

1

18.01

34.

В гостях у Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному.

Закрепить практические навыки по теме 2 Словоизменение»

1

21.01

       Развитие навыков согласования слов.

18ч.

35.

Имя прилагательное, его грамматическое значение. Обогащение словаря прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Закрепить знания по теме «Имя прилагательное»

1

25.01

36.

Словоизменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительным. Работа с антонимами.

Учить согласовывать существительное с прилагательным по числамю

1

         28.01    

37.

Словоизменение прилагательных. Образование относительных прилагательных.

Закрепить знания об имени прилагательном на практическом уровне

1

01.02

38.

Практическое занятие по правописанию безударных окончаний прилагательных.

Закрепить знания о правописании безударных окончаний прилагательных  на практическом уровне

1

04.02

39.

Путешествие в Бумажную страну. Итоговое занятие по имени прилагательному.

Закрепить знания по теме « имя прилагательное»

1

08.02

40.

Глагол, его грамматическое значение. Обогащение предикативного словаря.

Повторить знания о глаголе. Расширять словарный запас.

1

11.02

41.

Согласование глаголов с существительными в числе, в роде.

Закрепить знания о согласовании глаголов с существительными в числе, роде.

1

15.02

42.

Словообразование глаголов, согласование глагола с существительными во времени.

Закрепить знания о согласовании глаголов с существительными во времени.

1

18.02

43.

Словоизменение глагола. Тренировка в употреблении глаголов настоящего времени.

Закрепить знания о глаголах настоящего времени.

1

22.02

44.

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

25.02

45.

Дифференциация, согласование существительных, прилагательных и глаголов в предложениях.

Учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в предложении.

1

01.03

46.

Местоимение, его грамматическое значение. Практическое употребление местоимений разного рода.

Повторить знания о местоимении.

1

04.03

47.

Практическое употребление местоимений единственного и множественного числа.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

1

11.03

48.

Согласование местоимений с существительными.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

1

15.03

49.

Согласование местоимений с глаголами.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.

1

18.03

50.

Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

1

22.03

51.

Правописание числительных, работа по словоизменению.

Расширение активного словаря. Закрепить знания о  правописании числительных.

 

1

05.04

52.

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

1

08.04

Работа с предложением и текстом 11 ч

53.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».

Закрепление понятия: слово, предложение, словосочетание, текст.

1

12.04

54.

Работа с деформированным предложением.

Учить работать с деформированным предложением.

1

15.04

55.

Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов

Закрепление полученных знаний о грамматических связях в предложении.

1

19.04

56.

Построение предложений с заданным словом с использованием разных частей речи.

Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения.

1

22.04

57.

Построение сложносочинённых предложений с соединительной связью.

Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения.

1

26.04

58.

Построение сложносочинённых предложений с противительной связью.

Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения.

1

29.04

59.

Установление в предложении причинно-следственных связей.

Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения.

1

06.05

60.

Составление описательного рассказа.

Тренировать учащихся в составлении описательного  рассказа.

1

10.05

                                 Обследование              4ч                                    

61.

Обследование импрессивной речи.

Закрепление знаний на практическом уровне о построении предложения.

1

13.05

62.

Обследование связной речи. Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить степень владения слоговой структурой.

1

17.05

63.

Обследование словарного запаса.

Обследование грамматического строя речи.

Обследование словарного запаса. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

20.05

64.

Обследование чтения и письма

Выявить нарушения чтения и письма.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методическая разработка по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе

Данная разработка рекомендована для работы по составлению рабочей программы по русскому языку в 6 классе...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...

Методическая разработка по теме: "Современные технологии в коррекции оптической дисграфии (дислексии)

Актуальность разработки определяется значимостью проблемы трудностей обучения чтения и письму младших школьников.Цель работы  - составить комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий по...

Рецензия на методическую разработку по теме: "Рабочую программа по адаптивной физической культуре 7 класс" Панков Н.А.

Представленная работа имеет практическую значимость и рекомендуется для изучения педагогами,работающими в сфере физической подготовке детей с ОВЗ...