Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействия
видеоурок

Милохина Оксана Александровна

Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействия
Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение-
– это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции ребенка в школьный коллектив.
Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения. Такие занятия проходят в сенсорной комнате – это одна из методик по коррекции поведения ребенка с РАС посредством оживления чувств и побуждения личности к развитию. 
Представлен опыт практической работы по адаптации ребенка с РАС в школе: как происходит установление контакта и способы взаимодействия с ним. Фрагмент занятия с ребенком с РАС в сенсорной комнате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_milohina_festival_lyudikaklyudi_deti_s_ras.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

       Мастер-класс

на коммуникативной площадке Межрегионального инклюзивного фестиваля

«ДАРИМ ОБЩЕНИЕ» #ЛюдиКакЛюдиРегиональный инновационный проект

в рамках межрегионального Фестиваля #ЛюдиКакЛюдиМинистерство науки и высшего образования Российской ФедерацииФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Региональное отделение всероссийского общества родителей детей-инвалидов Курской области, Автономная некоммерческая организация «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня»,ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Курск, 2 апреля 2021г.

«Дети с РАС в сенсорной комнате»

Фрагмент занятия с ребенком с РАС в сенсорной комнате

https://nsportal.ru/node/5266293

«Адаптация ребенка с РАС в школе: Установление контакта, способы взаимодействия»

Педагог-психолог

Оксана Александровна Милохина

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Добрый день! Я хочу представить вашему вниманию опыт практической работы по адаптации ребенка с РАС в школе: как происходит установление контакта и способы взаимодействия с ним.

1.Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение-

 – это социально неприемлемые формы поведения, которые препятствуют интеграции ребенка в школьный коллектив.

У обучающихся с РАС отмечаются следующие виды дезадаптивного поведения

  • Агрессия.
  • Самоагрессия (членовредительство
  • Повторяющиеся действия (стереотипии).
  • Ритуалы.
  • Деструктивное поведение-поведение, направленное на порчу предметов.
  • Вспышки гнева.
  • Импульсивное поведение.

Наличие такого поведения у детей с РАС в значительной степени мешает процессу их адаптации к школе, делает невозможным освоение ими адаптированной основной образовательной программы, «срывает» образовательный процесс в классе, мешает учителю в класе вести уроки, препятствует формированию адекватных связей с окружающими людьми.

Поэтому, если у ребенка с РАС проявляется такое поведение, то его коррекция становится приоритетной задачей специалистов психолого-педагогического сопровождения.

2.Необходимо помнить, что у ребенка с РАС такое поведение в период адаптации  имеет защитный характер и для его преодоления нужны условия, в которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, спокойно.    

Как проходят Этапы психологической коррекции:

  1. этап –установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа необходима спокойная обстановка, негромкая музыка, специально организованное помещение для занятий. На первом этапе психолог просто присутствует рядом с ребенком. Здесь главное-снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, общая релаксация.

Этот этап может длиться достаточно долго: от 2-3 месяцев до года. Но он является главным, стержневым во всей последующей коррекционной работе.

  1. Этап-организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения (специальная музыка для аутистов), различных игр, в которые постепенно вовлекается ребенок (сначала это хороводные игры, психогимнастика, затем уже более сложные для аутиста игры). Затем уже введение ребенка в мини-группу, затем в группу и потом уже в класс.

  1. 3.Этап-формирование коммуникативных навыков. Это самый длинный этап, который длится в течение всего периода обучения в школе.

Такие занятия проходят  в сенсорной комнате – это одна из методик по коррекции поведения ребенка с РАС посредством оживления чувств и побуждения личности к развитию. Окружающая среда в этом помещении направлена на стимулирование органов осязания, обоняния, зрения, слуха и вестибулярного аппарата. Подобная комната активизирует сенсорные функции детей и оказывается положительное влияние на их психическое развитие. Эта коррекция позволяет предотвратить сенсорное голодание ребенка, побуждает развитие предметной деятельности, развивает зрительное восприятие и концентрацию  внимания, а также способствуют развитию речи.     

 Занятия в сенсорной комнате позволяют:

  • снять тревожные невротические переживания у ребенка с РАС
  • создать эмоционально спокойное настроение;
  • избавиться от страхов.

     Еще один метод коррекции, используемый в сенсорной комнате - песочная терапия или игры в песке с миниатюрными фигурами, а также игры с водой.  В основе лежит возможность самовыражения для ребенка с РАС. Песок, вода и небольшое количество маленьких фигурок животных и людей или других предметов способны помочь ребенку раскрыться посредством выражения своих чувств и эмоций, трудно передаваемых через слова.

Далее предлагаю посмотреть фрагмент занятия с ребенком с РАС в сенсорной комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к школе

В статье дан анализ теоретических положений об особенностях адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в изменяющихся образовательных условиях, а именно в условиях коррекционной шк...

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...

Доклад по теме «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей» + презентация

В докладе отражена система взаимоотношений между чителем и родителями. Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка...

Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

 Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....

Приёмы, направленные на установление контакта, улучшение эмоционального состояния ребенка

Приёмы, направленные на установление контакта,  улучшение эмоционального состояния ребенка...