Главные вкладки

    Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
    статья на тему

    Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены формы работы с родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагог и родители: система взаимоотношений.

    Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

    (информация к МО)

        Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

       Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

    Формы работы с родителями разнообразны:

    индивидуальные: посещение семей воспитанников на дому, беседы с родителями в центре, дни консультаций родителей;

    групповые: взаимная работа специалистов с родителями в Сетевых встречах; коллективные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов и т.д.

       Содержание всех форм работы учреждения с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. 

             В качестве основных принципов деятельности педагога выступают:

    - принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности;

    - принцип профессионального взаимодействия педагога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

             Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.

             Задача педагога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для воспитанника способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, возможностей его самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ним.

             Задача профессионального взаимодействия педагога с родителями воспитанников  – обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.

      Система работы руководства учреждения, педагогов с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов и должна отвечать ряду требований, таких как:

    целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива;

    повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры;

    выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями;

    формирование действенной общественной родительской организации.

       Прежде чем перейти к характеристике основных форм индивидуальной работы педагогов с родителями воспитанников, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

       С. В. Астахова отмечает следующие правила установления контактов с семьей школьника:

    Первое правило. В основе работы учреждения и педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

    Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

    Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

             Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

       Итак, установление контактов с родителями, с семьей воспитанника – первостепенная задача в работе педагога.

       Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

       В педагогической литературе различными авторами называются следующие формы - индивидуальной работы с родителями:

    - посещение семьи на дому;

    - анкетирование или тестирование;

    - беседа;

    - консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;

    - индивидуальные приглашения родителей для участия на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;

    - привлечение родителей к выполнению разовых поручений;

    - индивидуальная работа с родителями воспитанников, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;

    индивидуальная коррекционная работа с детьми и др.

    Рассмотрим их подробнее.

             Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи воспитанника. 

       К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в детях. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы похвала прозвучала психологически тонко и педагогически правильно.

    При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

    Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:

    - состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;

    - наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;

    - отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;

    - поиска путей сотрудничества семьи и учреждения, конкретной помощи.

    Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

       По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны,  дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ребенку, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать.

       Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

    Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

       С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

       Очень значимым направлением деятельности педагога с семьёй воспитанника является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

            В коррекции специалиста вне меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи, а также семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.

    Актуальным остается взаимодействие учреждения и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости детей. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал педагога могут быть включены памятки родителям: «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности», «Рекомендации преподавателей, работающих в группе», «Советы и рекомендации психолога», «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.

      Итак, индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

      Формы индивидуальной работы разнообразны: посещение семьи ребенка; анкетирование или тестирование; беседа; консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы; индивидуальные приглашения родителей для участия в родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;   привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса; обсуждение с родителями состояния дел ребенка; индивидуальная работа с родителями детей , имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам; выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни учреждения; родительские тренинги; индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.

        В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей» + презентация

    В докладе отражена система взаимоотношений между чителем и родителями. Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка...

    Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

    Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

    Доклад: "Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося"

    Информационно-педагогическая помощь классному руководителю.В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия , направленные на укрепление и повышение авторитета родите...

    Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

    Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....

    Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

    Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

    Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

     Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....

    Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

    laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...