"Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе в рамках инновационного проекта".
учебно-методический материал

Вилигурина Наталья Александровна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_ikt.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ в учебно-воспитательном

процессе  в рамках инновационного проекта.

         Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», новые государственные образовательные стандарты определяют необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий и методов. Именно технология позволяет обеспечивать достойный уровень образовательных результатов. Образно говоря, технология - это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность результатов и успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. 

         Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими. ИКТ обеспечивают широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создают ситуацию успеха. 
Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной школе приобретают ценность как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната. 

         Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

  • Как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок, и пр.)
  • Как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы,  и др.)
  • Как  средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио)
  • Как средство обработки информации (фото и видео-изображений, обработки анкет, построение диаграмм и др).
  • Как средство хранения информации (электронное хранилище).
  • Как средство коммуникации (сайты, электронная почта, форумы, чаты и т.п.)

       Презентация используется как средство предъявления обучающимся материала (иллюстрации, фотографии, видео, дидактических материалов и т.п.) и обеспечивает существенно большую наглядность этого материала. Многие объекты изучения нельзя показать иначе, как только на компьютере. Много материала приходится подбирать в Интернете.

       Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль: опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством педагога учатся сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
      Именно мультимедийная презентация даёт  возможность представить наглядно тот материал, который невозможно продемонстрировать другими способами, создать положительную атмосферу, активизировать познавательную деятельность воспитанников. 
      Учащиеся почти всегда пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.            Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания учащимся материала. 
      Достоинствами компьютерных технологий:

  • Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Повышают качество педагогического труда.

       Таким образом, с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность  обучающегося воспитанника в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает доброе чувство, сопереживание.

       При разработке инновационного проекта коллективом воспитателей были разработаны видеоролики, презентации,  расширяющие возможность представления об информации, содержащейся в рамках проекта («Как сохранить наш общий дом Планету Земля», «По страницам Красной книги Ростовской области», «Лого Парк», «Олимпийские спортсмены Дона», «Природа Родного Края»,  «Птицы нашего края».)

         Данные видеоролики и презентации можно использовать на самоподготовке, на воспитательских занятиях при объявлении темы, сопровождении объяснения, для контроля знаний, при подготовке и

проведения внеклассных мероприятий.

Рассмотрим отдельно каждый видеоролик и презентацию:

  1. «Как сохранить наш общий дом Планету Земля»

       В современном обществе особую важность приобретают вопросы  взаимодействия природы и человека. Быстрый рост населения земного шара, развитие производства во много раз увеличили воздействие человека на природу. Сам того не замечая, человек способен нанести непоправимый вред окружающей среде, состояние которой зависит не только от экологической политики, проводимой государством, но и от каждого из нас.

       Данный видеоролик призывает нас к защите окружающей среды, способствует воспитанию любви и заботливому отношению к природе, развивает чувство прекрасного.

       Ресурс можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, на уроках окружающего мира,  посвященных защите окружающей среды. Приятная музыка, добрые слова способствуют созданию позитивного настроения.

  1. «По страницам Красной книги Ростовской области»

      Данная презентация знакомит детей с редкими и исчезающими видами флоры и фауны  Ростовской области и  отражает региональный компонент духовно-нравственного воспитания школьников. В презентации использован познавательно-занимательный материал. Презентация позволяет сделать занятие более интересным, привить любовь к родному краю, расширить кругозор учащихся.

      Данный ресурс можно использовать на уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности. Из нее можно извлечь нужную и полезную информацию о растениях и животных Ростовской области.

     Но хотелось бы обратить внимание разработчиков на время смены слайдов. Текст не успевает  прочитать взрослый, не говоря уже о детях.

  1. «Лого Парк»

      О парке можно говорить и писать бесконечно. Парк восхищает своим размахом и красотой, когда попадете в это место, вы забудете, где находитесь, так как это сказка для детей и взрослых. Чтобы понять всю красоту и волшебство парка «Лога», его нужно увидеть глазами. Но не у всех наших воспитанников есть такая возможность. Поэтому данный видеоролик позволяет  всем без исключение  совершить заочное путешествие в сказку, помогает расширить кругозор детей, знакомит с обитателями флоры и фауны Ростовской области и за ее пределами. Да и просто помогает приятно провести свободное время.

        Данный ресурс отражает региональный компонент, его можно использовать на уроках и мероприятиях краеведческой направленности , на классных часах,  как заочную экскурсию. Можно использовать как часть урока или занятия  (релаксационная пауза, организационный момент в начале занятия),  так же, и как самостоятельное занятие.

  1. «Олимпийские спортсмены Дона»

       Эта презентация позволит детям познакомиться с земляками чемпионами мира, узнать о спорте, об олимпизме, их истории и роль в жизни России.                  Поможет школьникам узнать о самых ярких страницах спортивной истории родного края, найти среди выдающихся спортсменов Дона – своих кумиров. Рассказывает об их первых шагах на пути к успеху, о том, как ставить перед собой цели и достигать их, чтобы постоянно идти вперед. Лучшего способа сформировать правильные идеалы у детей и подростков и придумать нельзя.

  1. «Природа Родного Края»

      Природа на Дону очень красивая. Она радует своими животными и растениями, которых на Дону огромное количество. Но главное – это Дон, это степь. Они украшают наш край. Каждому времени года присуща   неповторимая красота нашей природы.

      Данный ресурс можно использовать на уроках и мероприятиях краеведческой направленности, как заочную экскурсию в природу. Яркие, четкие фотографии, приятная музыка способствуют созданию хорошего настроения. Следовательно данную презентацию можно использовать как релаксационную паузу, можно использовать в начале занятия для настроя обучающихся на рабочий лад.

  1. «Птицы нашего края».

         Вы, наверно согласитесь, что птицы являются великолепным воплощением красоты земной жизни. Мы любим природу и птиц как ее составную часть. Но знаем ли мы птиц, которые живут в родном краю? Знаем ли мы тех, кто веселит нас своей незатейливой песенкой, кто оберегает наши сады и огороды от вредителей, кто заботится о наших лесах. Увы, не всегда.

         Данная презентация позволяет познакомить детей с некоторыми представителями птичьего царства, которые живут рядом с нами.  

        Данный ресурс можно использовать на уроках и мероприятиях экологической направленности, как наглядное пособие. Яркие, четкие фотографии, приятная музыка способствуют созданию хорошего настроения. Следовательно данную презентацию можно использовать как релаксационную паузу, можно использовать в начале занятия для настроя обучающихся на рабочий лад.

          Применение ИКТ является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или позволяют осуществлять традиционную деятельность по-новому.

 

       Использование ИКТ это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Сообщение  на МО: «Использование  ИКТ

 в учебно-воспитательном

процессе  в рамках инновационного проекта».

Воспитатели: Вилигурина Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Применение ИКТ в учебно - воспитательном процессе обеспечивает повышение качества образовательных услуг и  образоваия, повышение учебной мотивации учащихся.....

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Описание методики использования информационно-коммуникационных технологий при обучении физике...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

В процессе преподавания физики следует широко использовать новые информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для преподавателя. Компьютерны...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из факторов реализации компетентносного подхода к обучению и воспитанию

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация фи­зического воспитания и образования в образовательных учреж­дениях включает в себя ...

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

Статья "Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе"

Выступление по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе" в форме презентации...

Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе

Доска и мел - наши главные инструменты, ...