РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья

Шевелева Ксения Юрьевна

         В данной статье описаны игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx623.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Слух – это врожденная особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным. Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам,  громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми. Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Усилия по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание. Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения с окружающими.

Память - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность (игра, учеба) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память сохраняет связи между фактами, событиями, сохраняет прошлое для будущего.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос.

В.Г.Казаков и Л.Л.Кондратьева (2001) выделяют следующие общие правила формирования памяти детей:

  1. «Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию можно развивать память.
  2. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка, обеспечение её успешности – наиболее эффективный путь развития его памяти.
  3. Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями детей.
  4. Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Такое объединение достигается рациональной последовательностью изучения предъявляемого материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего, а последующее укрепляет в памяти предыдущее.
  5. Важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала – членение его на части с выделением главного и существенного в каждой части».

Слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее

Развитие слухового восприятия

Упражнение «Угадай, на чём играю?»

Поиграйте на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребёнок не видел, а только слышал, и попросите назвать источник звука.

Упражнение «Угадай, кто кричит?»

Дайте малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трёх—пяти). Подайте голос, подражая крику  одного из животных, и попросите показать, кто из них кричит.

        H:\АТТЕСТАЦИЯ\КОНКУРС 10\КАРТИНКИ СТАТЬЯ 1\1682806_1.jpeg

Упражнение «Громко — тихо»C:\Users\Ксения\Desktop\Горизонт фотки\20211216_112641.jpg

Объясните ребёнку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, а если тихое — топать ножками.

Упражнение «Угадай предмет по звуку»

Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.

Взрослый за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Ребенок отгадывает и называет предмет.

Упражнение «Кто идёт?»

Объясните ребёнку, что, когда вы будете медленно бить в бубен (барабан), он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро — двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения.

Упражнение «Кто это такой?»

Произнесите ребёнку известные ему выражения — слова героев сказок (например, «Репки», «Теремка» и т. д.) и  попросите  определить, кто говорит, или показать картинку с  изображением персонажа.

        H:\АТТЕСТАЦИЯ\КОНКУРС 10\КАРТИНКИ СТАТЬЯ 1\img8.jpgH:\АТТЕСТАЦИЯ\КОНКУРС 10\КАРТИНКИ СТАТЬЯ 1\main_кРяба.jpg

H:\АТТЕСТАЦИЯ\КОНКУРС 10\КАРТИНКИ СТАТЬЯ 1\34513d3d3ede01f245cde553974e8f6f.jpeg

Упражнение «Вставь слово»

Читая ребёнку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребенку можно паузой, интонацией, выражением  ритма в предыдущей строке.

Упражнение «Узнай, кто какие звуки издает»

Взрослый показывает картинку, ребенок называет изображенный на ней предмет. На вопрос, как звенит пила, жужжит жук и т.д., ребенок воспроизводит этот звук.

Упражнение «Узнай по голосу»

Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребёнок должен, не видя человека, определить, кто он, по голосу.

Упражнение «Где звучит?»

Попросите ребёнка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно  сделать на природе, в городе, на даче.

Развитие слухового внимания и памяти

Упражнение «Отгадай, что звучит?»

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, звенит бубен, погремушка, стучит карандаш о стакан и т.д.). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

Упражнение «Кто играл в барабан?»

Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Упражнение «Солнышко - дождик»

Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорить, что пошёл дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему и спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Упражнение «Разговор шёпотом»

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от вас на расстоянии 2 – 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом (например, можно попросить малыша принести игрушку).

Упражнение «Слышим звон и знаем, где он» 

Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите шарфом) и позвоните в колокольчик: вверху, внизу, сзади, спереди. Ребёнок должен, не открывая глаз, рукой показать направление, откуда слышен звук.

Упражнение «Угадай, кто кричит?»

Взрослый достаёт приготовленные игрушки (корову, собаку, кошку, козу и др.), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, Затем просит ребёнка послушать и угадать по голосу кто придёт к ним в гости. 

Упражнение «Угадай части тела»

Взрослый спрашивает: Где же наши ручки?

Ребёнок показывает ручки и отвечает: Вот наши ручки (хлопает в ладоши).

Взрослый спрашивает: Где же наши ножки?

Ребёнок отвечает: Вот наши ножки (топает ножками).

Взрослый спрашивает: Где же наши губки?

Ребёнок отвечает: Вот наши губки (изображает поцелуй).

Взрослый спрашивает: Где же наш носик?

Ребёнок отвечает: Вот наш носик (нюхает носиком).

Затем ребёнок отворачивается, о взрослый то хлопает руками, то топает ногами, то изображает поцелуй, то нюхает. Ребёнок  слушает и показывает, что делал взрослый.

 Упражнение «Чудо-звуки»

Прослушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчёлы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей. А ещё запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

Упражнение «Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

 Упражнение «Угадай, что звучало» 

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.  

Упражнение  «Что как звучит?»

Сделайте с ребёнком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь, к этим звукам. Пусть ребёнок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребёнку, пусть он «озвучит» всё, что попадётся ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

        Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребёнок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»  

Упражнение «Громко-тихо»

Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Список используемой литературы

  1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.— М., 1990.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.— М., 1985.
  3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха.— М., 1988.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика / Под ред. Н.Ф. Слезиной.— М., 1989.
  5. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М. 1989.
  6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой.— М., 1980.
  7. Герасимова А.С.Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет- М:Айрис-пресс,  2008г.
  8. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. –  М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2010.-64с.
  10. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.— М., 1969.
  11. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.— М., 1991.
  12. Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.— М., 1985.
  13. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать.— М., 1990.
  14. Леонова С.В., Речевые игры и упражнения, 2005
  15. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М. 1983.
  16. Максаков А.И.  Воспитание звуковой культуры речи. //Дошкольное воспитание, 1987, №6.
  17. Миронова Н.М.     Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.; Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  18. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М; Издательство ГНОМ и Д, 2005г.-32с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи»

«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи »...

Развитие слуховой и зрительной памяти у детей.

В данном материале предоставленны игры и упражнения для развития зрительной и слуховой памяти....

БУКЛЕТ. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

В ДАННОМ БУКЛЕТЕ ПОДОБРАНЫ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ. МЛАДШИЙ И СТАРШИЙ ВОЗРАСТУ....

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Дидактические игры по развитию слухового   восприятия и речи  детей раннего возрастаЛитература.М.Г Борисенко, М.А.Лукина "Учимся слушать", "Диагностика развития ребёнка&q...

Коррекционное – развивающее занятие Тема: «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс.

Тема: Развитие слухового восприятия и памяти.Цель: обучающая – совершенствование   слухового  восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.развивающая – развитие фонематич...