Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Новикова Любовь Анатольевна

Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН)).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

        При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

        Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

        Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

        

        Задачи программы:

  1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
  2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
  3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

         Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

        Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

        На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.  

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

 В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

 Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

 Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.

1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими , как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

 К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание  вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Обучающиеся  3 группы  в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить казалось бы хорошо выученный материал на других уроках.

К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания.  Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое.  Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.  Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.

Количество часов по коррекции и развитию психомоторики и сенсорных процессов может быть скорректировано дефектологом по усмотрению неосвоенных тем.

                        Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит    

            развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-

            моторной  координации, пространственных представлений), а не одного какого-то  

            процесса.

Календарно – тематическое планирование

5 класс (34 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов (6 ч)

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки»)

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень).

1

        Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (3 ч)

Упражнения для тренировки развития восприятия:

  • Таблица цифр
  • Таблица букв
  • Рисунок из геометрических фигур
  • Учимся видеть

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Измеряем на глазок
  • Делим на части
  • Что за картина
  • Угадай голоса

1

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (4 ч)

Игровой тренинг для развития внимания:

  • Пропусти число
  • Исправляем ошибки
  • Сравниваем картинки

1

Коррекция и развитие переключаемости внимания:

  • Методика «Красно – черная таблица»
  • Методика «Счет»

1

Коррекция и развитие  концентрации и устойчивости внимания:

  • Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»
  • Методика «Таблицы Шульте»

1

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (5 ч)

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциации

1

Игровые тренинги для развития памяти:

  • Пословицы
  • Предметы
  • Города

1

Игровые тренинги для развития памяти:

  • Я положил в мешок
  • Песни

1

Диагностика развития памяти

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (6 ч)

 Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Составь фигуру
  • Дорисуй рисунок

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Лишнее слово»
  • Игра «Поиск общего»

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Ребусы
  • Кроссворды

1

.Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Найди спрятанное слово
  • Какое число

1

Игры на развитие мышления:

  • Сравнение предметов
  • Назови слова
  • Назови соседа
  • Четвертый лишний

1

Диагностика развития мышления

1

Диагностика моторной деятельности (1 ч)

 Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв»)

1

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики (5 ч)

Коррекция, развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика

1

Коррекция, развитие мелкой моторики:

  • Массаж пальцев и ладоней

1

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов:

  • Гимнастика для глаз
  • Радость
  • Печаль
  • Преображение

1

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов:

  • Гимнастика для глаз
  • Радость
  • Печаль
  • Преображение

1

Тренинг на расслабление:

  • Дыхательная гимнастика
  • Звуки моря

1

Заключительная диагностика (4 ч)

 Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно – тематическое планирование

6 класс  (34 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов (5 ч)

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки», уровень сложности 6.)

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа», уровень сложности 6).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень сложности 6).

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (5 ч)

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

1

.Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

1

Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

1

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (5 ч)

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Счет по 1, 3, 10, 20

1

Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Два дела одновременно»

1

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Считаем вместе»
  • Игра «Поем вместе»

1

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»

1

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (6 ч)

Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление

1

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

1

Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

1

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

1

Диагностика развития памяти

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (7 ч)

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»
  • Анализ зрительного образа

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Угадывание последствий событий

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Угадывание последствий событий

1

Диагностика развития мышления

1

Диагностика моторной деятельности (2 ч)

Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв»)

1

 Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)

1

Заключительная диагностика (4 ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно – тематическое планирование

6 класс   ( 68 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов (5 ч)

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «исправь ошибки», уровень сложности 6.)

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов», «Запомни двузначные числа», «Запомни трехзначные числа», уровень сложности 6).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пары слов», уровень сложности 6).

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (5 ч)

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

1

Упражнения для тренировки развития восприятия:

  • Таблица цифр и букв
  • Рисунок из геометрических фигур

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Измеряем на глазок
  • Делим на части
  • Что за картина
  • Угадай голоса

1

Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок

1

Упражнения для развития воображения:

  • Какой вид сверху соответствует предмету

1

Упражнения для развития воображения:

  • Что перепутал художник

1

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (5 ч)

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Счет по 1, 3, 10, 20

1

Игровой тренинг для развития внимания:

  • Пропусти число
  • Исправляем ошибки
  • Сравниваем картинки

1

Коррекция и развитие переключаемости внимания:

  • Методика «Красно – черная таблица»
  • Методика «Счет»

1

Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Два дела одновременно»

1

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Считаем вместе»
  • Игра «Поем вместе»

1

Коррекция и развитие  концентрации и устойчивости внимания:

  • Методика «Корректурная проба – буквенный вариант»
  • Методика «Таблицы Шульте»

1

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»

1

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (6 ч)

Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст

1

Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически связанный текст

1

Упражнения для тренировки памяти:

  • Лица с именами и фамилиями

1

Упражнения для тренировки памяти:

  • Пересказ текстов

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Ассоциативное мышление

1

Игровые тренинги для развития памяти:

  • Пословицы
  • Предметы
  • Города

1

Игровые тренинги для развития памяти:

  • Я положил в мешок
  • Песни

1

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

1

Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

1

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

1

Диагностика развития памяти

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (7 ч)

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Дорисуй рисунок

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Составь фигуру

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Дорисуй

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Муха»

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Круглые очки»
  • Анализ зрительного образа

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Лишнее слово»

1

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Игра «Поиск общего»

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Ребусы

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Кроссворды

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Найди спрятанное слово
  • Какое число

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Назови одним словом

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Исключение лишнего

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Установление ситуативных связей между предметами

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Установление причинных связей между событиями

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Угадывание последствий событий

1

Игры на развитие мышления:

  • Сравнение предметов
  • Назови слова

1

Игры на развитие мышления:

  • Назови соседа
  • Четвертый лишний

1

Диагностика развития мышления

1

Диагностика моторной деятельности (2 ч)

Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук (упр. «Изображение пальцами букв»)

1

 Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов (Упражнения «Радость», «Печаль»)

1

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики (5 ч)

Коррекция, развитие мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика

1

Коррекция, развитие мелкой моторики:

  • Массаж пальцев и ладоней

1

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов:

  • Гимнастика для глаз
  • Радость

1

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов:

  • Печаль
  • Преображение

1

Тренинг на расслабление:

  • Дыхательная гимнастика
  • Звуки моря

1

Заключительная диагностика (4 ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно – тематическое планирование

7 класс (34 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во

часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

Диагностика   развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и   произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).
  • Диагностика зрительной памяти   (методика «Исследование зрительной памяти»)

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

1

Коррекция, развитие  восприятия (4 ч)

Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

1

 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

1

Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

1

Коррекция, развитие  внимания (6 ч)

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Таблицы Шульте
  • Перепутанные линии

1

 Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти растение»
  • Методика «Красно – черная таблица»

1

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «На одну букву»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Повтори за мной»

1

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Игра «Чей это дом?»

1

Коррекция и развитие распределения внимания:

  • Игра «Считай и двигайся»
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Поставь значки»

1

 Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

Коррекция, развитие  памяти (7 ч)

 Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление

1

  • Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти:
  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

1

Коррекция и развитие механической памяти:

  • Нелогические пары

1

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

1

Упражнения для развития вербальной памяти.

1

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

1

Коррекция, развитие  мышления (9 ч)

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

1

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

1

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов

  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

1

Упражнения на развитие глазомера

1

Составление сюжетного рассказа

Развитие логического мышления:

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

1

Задачи на сравнение

1

Заключительная диагностика (4 ч)

 Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно – тематическое планирование

8 класс  (34 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания   (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой  памяти (Методика«10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание  двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти»)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени  сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (5 ч)

Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблица геометрических фигур

1

 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»
  • Учимся видеть

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Взвесь в руках»
  • Игра «Учись слушать звуки»
  • Игра «Развиваем чувство времени»

1

Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок
  • Какой вид сверху соответствует предмету
  • Что перепутал художник

1

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (7 ч)

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по 25, 30, 50
  • Перепутанные линии
  • Упражнение «Раскрась, что получилось»

1

Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица»
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

1

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Поем вместе»
  • Игра «Повтори за мной»

1

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Знаем ли мы пословицы»

1

Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой)
  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»

1

 Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»

1

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (7 ч)

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

1

Упражнения направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена
  • Кто больше запомнит
  • Форма предметов
  • Опиши по памяти

1

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?
  • Угадай, как меня зовут?
  • Запомни порядок

1

Упражнения для развития вербальной памяти.

1

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

1

Диагностика развития памяти

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (7 ч)

 Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт
  • Дорисуй рисунок

1

Коррекция, развитие наглядно – действенного  мышления:

  • Игра «Муха»
  • Игра «Круглые очки»
  • Анализ зрительного образа

1

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений
  • Совместная история
  • Сколько в слове слогов
  • Кто кем будет
  • Установление отношений

1

 Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний
  • Назови одним словом
  • Исключение лишнего

1

Коррекция и развитие причинного мышления:

  • Преобразование предметов и слов
  • Установление ситуативных связей между предметами
  • Установление причинных связей между событиями
  • Нахождение причины событий
  • Угадывание последствий событий

1

Развитие логического мышления

  • Игра «Вывод»
  • Тест «Аналогия»

1

 Диагностика развития мышления

1

Заключительная диагностика (4 ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

 Диагностика мышления

1

Календарно – тематическое планирование

9 класс ( 34 ч)

Раздел

№ п\п

Темы занятий

Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

Диагностика  развития восприятия:

  • Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений », «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).
  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

1

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и  произвольности внимания (таблицы Шульте)
  • Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)
  • Исследование продуктивности и устойчивости внимания (методика «Исправь ошибки»)
  • Исследование избирательности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).
  • Определение уровня внимания и работоспособности (Методика «Счет»)

1

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов»).
  • Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма», «Тройки слов»).
  • Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти»)
  • Диагностика логической и механической памяти (Методика «Запомни пару»)
  • Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти

1

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).
  • Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)
  • Исследование скорости протекания мыслительных процессов.
  • Диагностика развития логического мышления (методики «Четвертый лишний», «Сохранение массы»)

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (6 ч)

Упражнения для развития восприятия:

  • Упражнение «Таблица графических изображений»
  • Упражнение «Таблица цифр»
  • Упражнение «Таблица геометрических фигур»
  • Упражнение «Таблица букв»
  • Упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур»

1

Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика «Назови цвет» М. Монтессори
  • Игра «Цветные картинки»
  • Таблицы геометрических фигур

1

Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям:

  • Упражнение «Составь целое из частей»
  • Упражнение «Составь фигуры»

1

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»
  • Игра «Самые наблюдательные»
  • Игра «Определи длину отрезка»
  • Игра «Определи размер на ощупь»
  • Игра «Делим на части»
  • Игра «Угадай голоса»
  • Игра «Развиваем чувство времени»
  • Игра «На какой странице закладка»

1

Коррекция и развитие пространственного восприятия:

  • Упражнение «Определи положение предметов»
  • Упражнение «Найди место»
  • Упражнение «Определи правую и левую сторону»

1

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (7 ч)

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»
  • Игра «Слова - невидимки»
  • Счет по командам
  • Игра «Синтез слов и звуков»
  • Методика «Таблицы Шульте»

1

Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»
  • Игра «Не пропусти профессию»
  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»
  • Методика «Красно – черная таблица»
  • Игра «Два дела одновременно»
  • Методика Мюнстерберга

1

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Минутка»
  • Игра «Правая, левая»
  • Игра «Запретное движение»
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра - разминка «Исходное положение»
  • Упражнение «Точки»

1

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»
  • Методика «Сравниваем картинки»
  • Упражнение «Чей это дом?»

1

Коррекция и развитие распределения внимания

  • Игра «Нос, пол, потолок»
  • Методика «Два дела одновременно»
  • Игра «Повторяем движения»
  • Игра «Считай и двигайся»

1

Развитие объема внимания:

  • Игра «Кто внимательнее»
  • Упражнение «Колесо обозрения»
  • Игра «Поиск предмета»
  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

1

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (7 ч)

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст
  • Логически связанный текст
  • Лица с именами и фамилиями
  • Пересказ текстов

1

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Нелогичные парные ассоциации
  • Ассоциативное мышление
  • Двойная стимуляция памяти

1

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти:

  • Игра «Снежный ком»
  • Игра «Я положил в мешок»
  • Игра «Восстанови пропущенное слово»
  • Упражнение «Скороговорки и считалки»

1

Развитие тактильной памяти:

  • Игра «передача воображаемого предмета»
  • Игра «Конспиратор»
  • Игра «Тактильный образ»

1

Развитие произвольной памяти:

Упражнение «Я фотоаппарат»

Упражнение «Запомни порядок»

1

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

  • Запомни порядок
  • Игра «Кто больше увидит и запомнит»
  • Игра «Штирлиц»
  • Упражнение «Портрет»
  • Упражнение «Фигуры»

1

Диагностика развития памяти

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (5 ч)

Тренинг мышления. Интеллектуальные игры:

  • «Поиск общего»
  • «Что лишнее?»
  • «Поиск предметов, обладающих общими свойствами»
  • «Поиск предметов с противоположными свойствами»
  • «Учимся формулировать определения»,
  • «Учимся выражать мысли другими словами»,
  • «Ищем возможные причины»,
  •  «Построение сообщения по алгоритму»
  • «Выражения. Слова наоборот»
  • «Учимся замечать главное»
  • «Узнаем зашифрованные предложения»

1

 Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек
  • Упражнение «Платочек»
  • Упражнение «Лабиринт»
  • Упражнение «Найди закономерность»

1

Коррекция и развитие словесно – логического мышления:

  • Упражнение «Раздели на группы»
  • Логические задачи
  • Задачи на сравнение

1

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Упражнение «Отделение формы понятия от его содержания»
  • Упражнение «Установление связи между понятиями»
  • Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»
  • Упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений»

1

Диагностика развития мышления

1

Развитие

коммуникативных навыков (1 ч)

Игры:

  • «Путаница»
  • «Колечко»
  • «Мячик с путаницей»
  • «Передай предмет»
  • «Комплименты»
  • «Я не знаю»
  • «Моргалки»
  • «Лабиринт»
  • «Ассоциации»
  • «Неудобная ситуация»
  • «Кораблекрушение»

1

Заключительная диагностика (4 ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы

При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...

Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" 2 класс ФГОС ОО с УО (ИН) 2 вариант

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования об...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 5-9 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...