Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)

Смолкина Елена Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

 «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

 «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС И/О

    Разработчик программы

                                                                           учитель

                                                                                       Смолкина Е.А.

2021 год                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Одной из основных задач коррекционно-развивающих занятий является сенсорное развитие глухого обучающегося, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающегося, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У глухого ребенка сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Ребенок данной группы наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию. В работу по данному направлению включается развитие зрительного восприятия, кинестетического восприятия, восприятия запаха, восприятие вкуса.

Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося, имеющего сложную структуру дефекта. Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Цель: создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, формирования правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, преодоления недостатков в психомоторном развитии, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • формирование на основе активизации работы моторных органов и кинетико-кинестетического чувства адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности ребенка путем целенаправленного воспитания у него восприятия формы, конструкции, положения в пространстве;
  • формирование пространственных ориентировок;
  • обогащение пассивного словарного запаса учащегося на основе использования соответствующей терминологии;
  • развитие крупной, речевой и мелкой моторики, совершенствование тактильно-двигательной сферы;
  • формирование точности и целенаправленности зрительно-моторных движений и действий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Развитие крупной, речевой и мелкой моторики

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Упражнения на развитие чувства равновесия. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг. Дидактические игры на развитие моторики рук («Шнуровка», «Клубочек», «Намотай на катушку», «Собери бусы» и др.). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Комплекс упражнений для губ и мимики лица. Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Тактильно-двигательное развитие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-жесткие, мелкие-крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с тестом, пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее-легче-самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела. Выполнение упражнений по заданию педагога. Выразительность движений: имитация животных, инсценирование.

Конструирование

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и понимание величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Зрительно-моторное развитие

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры: «Отстукай так же», «Разложи по образцу». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение двух предметов, отличающихся значительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования для ребенка имеющего, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения.

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступной социальной роли (учащегося, дочки, пассажирки, покупательницы), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Учащийся должен уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • различать и называть основные цвета;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • составлять предмет из 2—3 частей;
  • определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

Учащийся должен знать:

  • зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
  • классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
  • ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

1

Развитие крупной, речевой и мелкой моторики

33

2

Тактильно-двигательное развитие

7

3

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

4

Конструирование

8

5

Зрительно-моторное развитие

8

6

Восприятие пространства

8

Итого

68

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

Технические средства обучения

  • Компьютер

Наглядно-дидактический материал:

  • Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
  • Матрёшки.
  • Пирамидки разного размера и разной конструкции.
  • Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.
  • Набор муляжей фруктов и овощей.
  • Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
  • Лото-вкладки.
  • Коробки-вкладыши разных размеров.
  • Доска Сегена.
  • Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы и др.).
  • Наборы сыпучих материалов.
  • Материалы М. Монтессори.
  • Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
  • Разрезные и парные картинки.
  • Кубики.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Цветные счётные палочки.
  • Шумовые баночки.
  • Тактильные коврики.
  • Коробочки с запахами.
  • «Чудесный мешочек».
  • Объёмные формы.
  • Плоскостные фигуры.
  • Дидактическая игра «Бусы».
  • Дидактическая игра «Заплатка».
  • Дидактическая игра «Сравни и подбери».
  • Дидактическая игра «Форма и цвет».
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, мячи с шипами).
  • Трафареты, шаблоны.
  • Штриховки.
  • Материал для лепки, аппликации, рисования.
  • Предметы для развития конструктивного праксиса.
  • Наборы из геометрических фигур.
  • «Озорные прищепки».
  • Камешки, мелкие игрушки.
  • Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
  • Кольца с подставками.
  • Шарики с дырками для соединения с помощью палки.
  • Игрушки с крепящимися деталями.
  • Зеркало.
  • «Застегни пуговицы»

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  •  «Альбом обследования» содержит речевой, наглядный и практический материал для обследования всех сторон устной речи, письменной речи, сенсомоторики и сенсорных процессов.
  • Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Развитие крупной, речевой и мелкой моторики

1

Пальчиковая гимнастика. Формирование чувства равновесия

2

Пальчиковая гимнастика. Формирование чувства равновесия.

3

Пальчиковая гимнастика. Формирование чувства равновесия.

4

Пальчиковая гимнастика. Формирование чувства равновесия.

5

Развитие меткости и согласованности движений.

6

Развитие меткости и согласованности движений

7

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

8

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

9

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

10

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

11

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

12

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг

13

Шнуровка. Наматывание.

14

Шнуровка. Наматывание.

15

Раскрашивание круговыми движениями.

16

Раскрашивание круговыми движениями.

17

Владение письменными принадлежностями.

18

Обводка, штриховка.

19

Обводка, штриховка.

20

Рисование бордюров. Обводка по трафарету.

21

Рисование бордюров. Обводка по трафарету.

22

Рисование бордюров. Обводка по трафарету.

23

Рисование бордюров. Обводка по трафарету.

24

Упражнения для губ и мимики лица.

25

Упражнения для губ и мимики лица.

26

Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос.

27

Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос.

28

Вырезание ножницами по контору предметных изображений.

29

Вырезание ножницами по контору предметных изображений.

30

Работа в технике «рваной» аппликации.

31

Работа в технике «рваной» аппликации.

32

Работа в технике «объёмной» аппликации.

33

Работа в технике «объёмной» аппликации.

34

Игры на развитие моторики рук.

35

Игры на развитие моторики рук.

Тактильно-двигательное развитие

36

Определение предметов на ощупь.

37

Определение предметов на ощупь.

38

Упражнения в раскатывании пластилина, теста.

39

Упражнения в раскатывании пластилина, теста.

40

Игры с мозайкой.

41

Игры с мозайкой.

42

Игры с мозайкой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

43

Формирование ощущений от различных поз тела.

44

Формирование ощущений от различных поз тела.

45

Кинезиологические упражнения.

46

Кинезиологические упражнения.

Конструирование

47

Комбинирование разных форм из конструктора по образцу.

48

Комбинирование разных форм из конструктора по образцу.

49

Составление целостной конструкции из мелких деталей

50

Составление целостной конструкции из мелких деталей

51

Узнавание по частям и дорисовывание предмета

52

Узнавание по частям и дорисовывание предмета

53

Составление предмета из мелких деталей.

54

Составление предмета из мелких деталей.

55

Комбинирование разных форм из конструктора по образцу.

Зрительно-моторное развитие

56

Сравнение предметов. Рисование бордюров.

57

Сравнение предметов. Рисование бордюров.

58

Сравнение предметов. Рисование бордюров.

59

Развитие чувства ритма. Гимнастика для глаз.

60

Развитие чувства ритма. Гимнастика для глаз.

61

Гимнастика для глаз.

62

Гимнастика для глаз.

Восприятие пространства

63

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

64

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

65

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

66

Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении.

67

Ориентировка в пространстве.

68

Ориентация на листе бумаги и парте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...