Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)
рабочая программа (5 класс)

Хоменко Ксения Сергеевна

Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sbo_zharova_6_io.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81Факс: (499)177-67-66E-mail: sk65@edu.mos.ruhttp://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001ОКАТО 45290590000ОГРН 1037700227157ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»                                                                                                                                           «Утверждаю»

 на заседании МО ____.____. 2019 г.  

Протокол №                                                                                                                         Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО ___________                                                                            ________________\С.И. Перепелкина\

\___________________________\                                                                                   ______. ______________.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 КЛАСС И/О

Разработчик программы

учитель

Хоменко Ксения Сергеевна

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование у ребенка знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы торговли, транспорта, медицинской помощи, и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Цель: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи:

  • формирование у воспитанников знаний и умений, способствующих социальной адаптации
  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
  • развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
  • систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного труда и самообслуживания;
  • Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • воспитание позитивных качеств личности

Результатами изучения курса являются:

  • в результате выполнения под руководством учителя работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, любознательность, положительное отношение к результатам труда.
  • владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Разделы программы включают в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Рабочая программа по СБО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1;

Содержание программы

Личная гигиена»

Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и средства личной гигиены. Гигиена рук в течении дня. Средства ухода за руками. Правила ухода за личными вещами.

«Школа»

Пришкольный участок. Разбор планировки пришкольного участка. Виды работ на участке. Знакомство с инвентарем. Рабочая одежда. Хранение инвентаря. Уход за инвентарем.

 «Питание»

Кухонная посуда, приборы, приспособления – назначение. Столовая посуда, приборы – назначение. Правила мытья и чистки посуды. Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку и ужину. Складывание салфеток. Мытье посуды. Средства для мытья и ухода за посудой. Правила заваривания чая. Разбор продуктов для бутербродов. Виды бутербродов. Открытые и закрытые. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Правила работы с ножом. Правила заваривания чая. Правила работы с плитой, кипятком. Практические работы.

 «Жилище»

Виды жилых помещений: хижина, юрта, иглу. вигвам, чум, терем. Виды жилых помещений в городе и деревне. Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений). Инвентарь и принадлежности для уборки помещений. Практическая работа: Уборка класса.

«Одежда и обувь»

Правила по уходу за одеждой. Приспособления и средства для ручной стирки белья. Стирка носков. Практическая работа: стирка носков. Виды обуви. Назначение обуви. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви.

«Культура поведения»

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом. Правила поведения в автобусе (в музее, школе, магазине).

 «Транспорт»

Виды городского транспорта. Правила поведения в транспорте, на улице. Наземный транспорт (водный, воздушный, подземный транспорт).  Транспорт пассажирский, грузовой, специальный, транспорт личный и общественный. Дорожные знаки. Правила дорожного движения. Светофор. Правила дорожного движения. Правила пешехода.

Место предмета в учебном плане

На предмет отводится 2 ч. в неделю (68 ч. в учебном году).

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

«Личная гигиена»

6

2

«Школа»

7

3

«Питание»

17

4

«Жилище»

6

5

«Транспорт»

13

6

«Одежда»

8

«Культура поведения»

9

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

Личная гигиена

Личная гигиена в течении дня.

1

Предметы и средства личной гигиены.

1

Индивидуальные предметы личной гигиены.

1

Уход за руками.

1

Гигиена рук в течении дня.

1

Личные вещи. Правила ухода.

1

Пришкольный участок

Планировка пришкольного участка.

1

Виды работ на участке.

1

Рабочая одежда на участке.

1

Хранение инвентаря.

1

Хозяйственный инвентарь для работы на участке осенью.

1

Уход за комнатными растениями.

Особенности строения поверхности листа.

1

Уход за комнатными растениями.

1

Питание

Кухонная мебель и оборудование.

1

Посуда и инвентарь.

1

Виды и назначение посуды.

1

Чайная посуда.

1

Столовые приборы.

1

Мытьё посуды.

1

Приспособление и средства для мыться посуды.

1

Разбор стихотворения «Федорино Горе». Обсуждение.

1

Сервировка стола

Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку и полднику.

1

Сервировка стола к ужину. Складывание салфеток веером.

1

Продукты для приготовления бутербродов.

1

Виды бутербродов. Открытые, закрытые.

1

Виды бутербродов. Гамбургер, канапе и тартинки.

1

Правила безопасной работы с ножом.

1

Практическая работа: приготовление бутербродов.

1

Заваривание чайного пакетика в чашке.

1

Практическая работа: заваривание чая

1

Жилище

Виды жилых помещений.

1

Виды жилых помещений. Хижина, юрта, иглу.

1

Виды жилых помещений. Вигвам, чум, терем.

1

Виды жилых помещений в городе и селе.

1

Уборка класса

Инвентарь и принадлежности для уборки помещений.

1

Практическая работа: Уборка класса.

1

Транспорт

Виды и назначение транспорта.

1

Наземный транспорт.

1

Водный транспорт.

1

Воздушный транспорт.

1

Подземный транспорт.

1

Транспорт пассажирский.

1

Транспорт грузовой

1

Транспорт специальный.

1

Транспорт личный и общественный.

1

Дорожные знаки.

1

Правила дорожного движения. Светофор.

1

Правила дорожного движения. Правила пешехода.

1

Проверочная работа по теме «транспорт».

1

Одежда

Уход за одеждой и обувью

Правила по уходу за одеждой.

1

Приспособления и средства для ручной стирки белья.

1

Стирка носков.

1

Практическая работа: стирка носков

1

Виды обуви.

1

Назначение обуви.

1

Ежедневный уход за обувью.

1

Сушка мокрой обуви.

1

Культура поведения

Правила поведения в общественных местах

9

Требования к уровню подготовки обучающихся.

1. Ребенок должны знать:

  • Правила безопасной работы режущими инструментами, правила сервировки стола и мытья посуды.
  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
  • Адекватные правила поведения при встрече и расставании, правила поведения за столом.
  • Различать виды жилых помещений
  • Основные транспортные средства, правила поведения в общественном транспорте.
  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

2. Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
  • Совершать гигиенические процедуры перед приемом пищи, после прогулки, туалета.
  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения.
  • Ухаживать за комнатными растениями дома и в классе.

Список литературы

  1. Жестовская О.Б. Уроки СБО: уч. Пособие для 5 кл. специальных (коррекционных) учебных заведений / О.Б. Жестовская. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2016. 136 с.
  2. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) школ. Социально-бытовая ориентировка 5 кл. Миронюк З.Н, Ивершина Н. А
  3. Галле, Кочетова: Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ 8 вида). 6 класс
  4. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...