Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)

Смолкина Елена Александровна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               ПО ПРЕДМЕТУ

       «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

       НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                  6 КЛАСС И/О

         

 

    Разработчик программы

учитель

Смолкина Е.А.

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Обучение ребенка жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухой ребенок с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Традиции и обычаи», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город, страна», «Транспорт». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведения в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Предметно-практические действия» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

        Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Квартира, дом, двор

Основные задачи раздела: типы домов: одноэтажный, многоэтажный. Каменный – деревянный, городской – дачный дом. Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности. Места общего пользования в доме: лестничная клетка. Правила пользования мусоропроводом. Места общего пользования в доме: лифт. Правила пользования лифтом. Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная). Функциональное назначение комнат. Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение помещений.  Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение. Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение помещений. Виды работ на участке. Инвентарь для работ в саду. Инвентарь для ухода за комнатными растениями и работ в саду. Назначение хозяйственного инвентаря. Рабочая одежда для работы на участке. Хранение инвентаря. Инвентарь и принадлежности для уборки помещений. Уборка класса. Город, в котором я живу – Москва. Сообщение своего домашнего адреса.

Школа

Основные задачи раздела: школа. Я – ученица. Представление о себе как о члене коллектива. Помещения школы: классы. Значение зон класса. Планировка пришкольного участка. Виды работ на участке. Рабочая одежда для работы на участке. Хранение инвентаря. Хозяйственный инвентарь для работы на участке осенью. Правила поведения на уроке, перемене. Профессии работников школы: учитель физической культуры и др. Соотнесение работника школы с его профессией.

Предметы быта

Основные задачи раздела: посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды. Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение. Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная). Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен. Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами. Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная. Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды. Кухонный инвентарь: тёрка, овощерезка, разделочная доска, дуршлаг, половник. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря. Предметы интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи. Назначение предметов интерьера. Светильники: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание и различение. Часы: наручные, настенные, механические, электронные. Различение частей часов: стрелки, циферблат.

Продукты питания

Основные задачи раздела: продукты питания. Напитки. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду. Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду.  Правила хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Правила хранения мясных продуктов.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Основные задачи раздела: предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для работы с бумагой. Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом. Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла. Правила безопасности при работе с предметами с бумагой, деревом, стеклом. Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины.  Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла. Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани.

Страна

Основные задачи раздела: страна, в которой я живу - Россия. Символика России. Президент РФ.

Город

Основные задачи раздела: город.  Москва. Здания в городе и их назначение. Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение. Правила поведения в общественных местах. Профессии в городе. Узнавание и различение профессий.

Транспорт

Основные задачи раздела: транспорт. Виды транспорта. Наземный транспорт. Его назначение. Воздушный транспорт. Его назначение. Водный транспорт. Его назначение. Профессии людей, работающих на транспорте. Специальный транспорт.  Его назначение.

Традиции и обычаи

Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащийся будет уметь и знать:

  1. Представления о мире, созданном руками человека.
  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
  1. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
  1. Развитие межличностных и групповых отношений.
  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение находить друзей.
  • Умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  1. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
  • Использование простейших эстетических эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
  1. Представления об обязанностях и правах ребенка.
  • Представления о праве на жизнь, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
  1. Представление о стране проживания Россия.
  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

«Школа»

9

2

«Квартира, дом, двор»

19

3

«Предметы и материалы, изготовленные человеком

7

4

«Продукты питания»

4

5

«Город»

4

6

«Предметы быта»

15

7

«Традиции и обычаи»

4

8

«Транспорт»

4

9

«Страна»

2

Итого

68

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у ученика доступных социальных представлений;
  • оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит ученику выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  • Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2017.
  • Жестовская О.Б. Уроки СБО: учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) учебных заведений. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2018.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Школа

Кто я?

1

Школа. Я – ученица. Представление о себе как о члене коллектива.

Помещения школы

2

Помещения школы: классы. Значение зон класса.

3

Помещения школы: спортивный зал, столовая, туалет.

4

Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный зал, столовая).

5

Правила поведения на уроке, перемене.

6

Обобщающее занятие по теме: «Помещения школы».

7

Традиции и обычаи

8

Сформировать представление о том, как, в какое время проходят праздники в школе (День учителя) С помощью учителя делать открытки

Школа

Учителя (педагогический состав)

9

Профессии работников школы: учитель физической культуры и др.

10

Соотнесение работника школы с его профессией.

Школа

Учебные принадлежности

11

Школьные принадлежности.

Квартира, дом, двор

12

Типы домов: одноэтажный, многоэтажный. Каменный – деревянный, городской – дачный дом.

13

Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности.

14

Места общего пользования в доме: лестничная клетка. Правила пользования мусоропроводом.

15

Места общего пользования в доме: лифт. Правила пользования лифтом.

16

Обобщающее занятие по теме: «Дом. Части дома. Места общего пользования в дом».

17

Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная). Функциональное назначение комнат.

18

Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение помещений.

19

Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение.

20

Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение помещений.

21

Обобщающее занятие по теме: «Помещения квартиры».

22

Виды работ на участке

23

Инвентарь для работ в саду

24

Инвентарь для ухода за комнатными растениями и работ в саду

25

Назначение хозяйственного инвентаря

26

Рабочая одежда для работы на участке

27

Хранение инвентаря

28

Виды работ на участке

Традиции и обычаи

29

Сформировать представление о том, как, в какое время проходят праздники в школе (Новый год) С помощью учителя делать открытки.

Квартира, дом, двор

30

Инвентарь и принадлежности для уборки помещений

31

Уборка класса

Предметы быта

32

Посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды.

33

Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение.

34

Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная).

35

Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен.

36

Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами.

37

Обобщающее занятие по теме: «Электробытовые приборы».

38

Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели.

39

Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная.

40

Обобщающее занятие по теме: « Мебель».

41

Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды.

42

Кухонный инвентарь: тёрка, овощерезка, разделочная доска, дуршлаг, половник. Назначение кухонного инвентаря.

43

Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря.

44

Предметы интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи. Назначение предметов интерьера.

45

Светильники: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание и различение.

46

Часы: наручные, настенные, механические, электронные. Различение частей часов: стрелки, циферблат.

Продукты питания

47

Продукты питания. Напитки. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду.

48

Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду.

49

Правила хранения молочных продуктов.

Праздники

50

Сформировать представление о том, как, в какое время проходят праздники в школе (День Защитника 23 февраля) С помощью учителя делать открытки.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

51

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для работы с бумагой.

52

Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом.

53

Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла.

54

Правила безопасности при работе с предметами с бумагой, деревом, стеклом.

55

Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины.

56

Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла.

57

Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани.

Праздники

58

Сформировать представление о том, как, в какое время проходят праздники в школе ( Международный женский день) С помощью учителя делать открытки.

Страна

59

Страна, в которой я живу  - Россия.

60

Символика России. Президент РФ.

Город

61

Город.  Москва. Здания в городе и их назначение.

62

Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение.

63

64

Правила поведения в общественных местах.

Профессии в городе. Узнавание и различение профессий.

Транспорт

65

Транспорт. Виды транспорта. Наземный транспорт. Его назначение.

66

Воздушный транспорт. Его назначение. Водный транспорт. Его назначение.

67

Профессии людей, работающих на транспорте.

68

Специальный транспорт.  Его назначение. Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по БИОЛОГИИ для 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)

Рабочая программа по БИОЛОГИИдля 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...