Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)

Смолкина Елена Александровна

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_zhestovyy_yazyk.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК)»

       НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                  6 КЛАСС И/О

           

                                                                                                                                                                             Разработчик программы:

учитель

Смолкина Е.А.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                        2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеется трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У ребенка отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель: овладение жестовой формой речи для активизации процесса познания окружающего мира, развития мышления, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Повышение коммуникативной деятельности учащегося с использованием жестовой речи на занятиях и во внеурочное время развитие жестовой речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Задачи:

  • накопление, совершенствование и обогащение жестового языка у учащегося;
  • повышение коммуникативной деятельности учащегося с использованием РЖЯ;
  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • понимание обращенной жестовой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  • использование жестов для выражения индивидуальных потребностей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Повторение

Семья. Рассказ о себе: кто я? Мои родные. Рассказ по картинке "Рисунки о лете".

Школа

Названия школьных помещений. Школьные предметы. Расширение словаря        

Школьные принадлежности. Учебники. Их назначение.

Осень

Рассказ об осени по картинке "Пришла осень". Беседа о погоде. Труд в садах, по уборке улиц. Беседа "Почему листья желтые?" Рассказ по картинке "Осенью". Русская народная сказка «Репка».

Фрукты

Жестовые выражения фруктов, их признаки. Расширение словаря. Действия с фруктами. (Где растет? Как есть?).

Овощи

Жестовые выражения овощей, их признаки. Расширение словаря. Действия с овощами. (Где растет? Как есть?).

Продукты

Жестовые выражения продуктов, их признаки. Расширение словаря.

Происхождение продуктов.

Чувства. Эмоции

Рассказ по картинкам. Радость. Злость. Гордость. Рассказ по картинкам. Скука. Вина. Удивление. Что такое хорошо? Что такое плохо? Рассказ по картинке "Заботливая мама".

Календарь

Времена года. Месяцы. Дни недели. Время суток. Время.

        

Нахождение предметов в пространстве

Близко, в середине, внутри, под. Работа с картинками. Текст на ЖЯ "Как одежда разбежалась по комнате". Текст на ЖЯ "Маша-растеряша".

Я и моё тело

Части тела. Беседа о том, как беречь глаза. Возраст тела человека. Рассказ по картинке " Где моя нога?".

Зима

Рассказ о зиме по картинке "Пришла зима". Сказка на ЖЯ "Лиса и волк". Праздники зимой. Текст на ЖЯ "Теплая шуба". Текст на ЖЯ "Кормушка". Повторение темы.

Животные

Жестовые выражения животных и их действий (бежит, сидит, лает, лежит, спит и т.д.). Рассказ по картинкам. Домашние животные. Расширение словаря. Рассказ по картинке "У кошки котята". Животные жарких стран. Ареал обитания. Рассказ по картинке "Любимые животные". Животные северных стран. Ареал обитания. Рассказ по картинке "Тундра".

Дом

Рассказ по картинке на ЖЯ "Большая кукла, маленький дом". Беседа "Что есть в своем доме?" Сказка на ЖЯ "Теремок".

Мебель

Жестовые выражения мебели. Их назначение. Расстановка мебели по жестовым инструкциям.

Одежда. Обувь

Жестовые выражения обуви и одежды. Сезонная обувь. Действия с обувью. Расширение словарь.

Весна

Рассказ о весне по картинке "Здравствуй, весна!" Сказка на ЖЯ "Снегурочка". Повторение темы.

Праздники весной

День труда. День победы.

Профессии

Названия профессий. Профессии родителей. Атрибуты профессии. Диалог на ЖЯ "У врача". Текст на ЖЯ «Больница для животных».

Внешность человека

Описание внешности. Работа с картинками.

Мой день

Распорядок дня. Свободное время. Домашние обязанности.

Транспорт

Виды транспорта. Расширение словаря. Их назначение. Рассказ на ЖЯ "Большой мишка и маленькая машина.

Город

Экскурсия. Театр. Кинотеатр. Схема расположения своего дома.

        

Лето

Рассказ по картинке "Лето". Текст на РЖ "Летом". Сказка на ЖЯ "Под грибом". План на лето.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

  • овладение минимальным лексическим материалом (примерно 100-300 жестов, в зависимости от особенностей развития ребенка);
  • формирование способности овладения началами продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности;
  • стремление к проявлению учебной дисциплины; к расширению собственных навыков общения и накоплению жестового запаса;
  • овладение навыками коммуникации: доброжелательность, готовность идти на контакт, стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности и в различных социальных ситуациях;
  • бережное отношение к результату чужого труда;
  • осознание себя членом школьного коллектива;
  • представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям и животным;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в школе;
  • развитие самостоятельности в своих действиях.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся должен знать:

  • формирование интереса к изучению жестового языка;
  • практическое овладение основами жестового языка как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности);
  • использование жестовой речи для решения жизненных и образовательных задач.

Учащийся должен уметь:

  • использовать жестовый словарь в быту и на занятиях;
  • знать свое имя и возраст, класс;
  • уметь поддерживать зрительный контакт;
  • уметь пользоваться дактильной формой речи,
  • уметь понимать и отвечать на простые вопросы на наглядной основе,
  • уметь повторять за учителем.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Повторение

2

2

Школа

2

3

Осень

4

4

Фрукты

2

5

Овощи

2

6

Продукты

3

7

Чувства. Эмоции

4

8

Календарь

2

9

Нахождение предметов в пространстве

3

10

Я и моё тело

4

11

Зима

6

12

Животные

6

13

Дом

3

14

Мебель

1

15

Одежда. Обувь

1

16

Весна

4

17

Праздники весной

2

18

Профессии

4

19

Внешность человека

2

20

Мой день

4

21

Транспорт

2

22

Город

2

23

Лето

5

Итого

68

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК)» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Погода», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Одежда и обувь», «Мебель», «Профессии», «Дом и двор», «Транспорт», «Человек и его тело»;
  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы символов («Пиктограммы», "Bliss"); компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;
  • предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • словари по русскому жестовому языку.

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Зыкова Т. С., Кац З.Г., Руленкова Л.И.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Повторение

Семья. Рассказ о себе: кто я? Мои родные.

Рассказ по картинке "Рисунки о лете"

Школа

Названия школьных помещений. Школьные предметы. Расширение словаря

Школьные принадлежности. Учебники. Их назначение.

Осень

Рассказ об осени по картинке "Пришла осень"

Беседа о погоде. Труд в садах, по уборке улиц

Беседа "Почему листья желтые?"

Рассказ по картинке "Осенью"

Фрукты

Жестовые выражения фруктов, их признаки. Расширение словаря. Действия с фруктами. (Где растет? Как есть?)

Повторение темы

Овощи

Жестовые выражения овощей, их признаки. Расширение словаря. Действия с овощами. (Где растет? Как есть?)

Повторение темы

Продукты

Жестовые выражения продуктов, их признаки. Расширение словаря.

Происхождение продуктов.

Повторение темы

Чувства. Эмоции

Рассказ по картинкам. Радость. Злость. Гордость

Рассказ по картинкам. Скука. Вина. Удивление.

Что такое хорошо? Что такое плохо?

Рассказ по картинке "Заботливая мама"

Календарь

Времена года. Месяцы

Дни недели. Время суток. Время

Нахождение предметов в пространстве

Близко, в середине, внутри, под..

Работа с картинками

Текст на ЖЯ "Куда разбежалась одежда по комнате"

Текст на ЖЯ "Маша-растеряша"

Я и моё тело

Части тела

Беседа о том, как беречь глаза

Возраст тела человека

Рассказ по картинке " Где моя нога?"

Зима

Рассказ о зиме по картинке "Пришла зима"

Сказка на ЖЯ "Лиса и волк"

Праздники зимой

Текст на ЖЯ "Теплая шуба"

Текст на ЖЯ "Кормушка"

Повторение темы

Животные

Жестовые выражения животных и их действий (бежит, сидит, лает, лежит, спит и т.д.). Рассказ по картинкам

Домашние животные. Расширение словаря. Рассказ по картинке "У кошки котята".

Животные жарких стран. Ареал обитания. Рассказ по картинке "Любимые животные".

Животные северных стран. Ареал обитания. Рассказ по картинке "Тундра"

Повторение темы

Дом

Рассказ по картинке на ЖЯ "Большая кукла, маленький дом"

Беседа "Что есть в своем доме?"

Рассказ на ЖЯ "Живая шляпа"

Мебель

Жестовые выражения мебели. Их назначение. Расстановка мебели по жестовым инструкциям.

Одежда. Обувь

Жестовые выражения обуви. Сезонная обувь. Действия с обувью. Расширение словаря.

Весна

Рассказ о весне по картинке "Здравствуй, весна!"

Поздравляем маму

Сказка на ЖЯ "Лиса и заяц"

Повторение темы

Праздники весной

День труда

День победы

Профессии

Названия профессий

Профессии родителей. Атрибуты профессии

Диалог на ЖЯ "У врача"

Текст на ЖЯ «Больница для животных

Внешность человека

Описание внешности. Работа с картинками

Повторение темы

Мой день

Распорядок дня

Свободное время

Домашние обязанности

Транспорт

Виды транспорта. Расширение словаря. Их назначение.

Рассказ на ЖЯ "Большой мишка и маленькая машина"

Город

Экскурсия. Театр. Кинотеатр

Схема расположения своего дома

Лето

Рассказ по картинке "Лето"

Текст на РЖ "Летом"

Сказка на ЖЯ "Под грибом"

План на лето

Закрепление материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "СБО" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)

Рабочая программа по "ОСЖ" для детей 8 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.3)...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)

Рабочая программа "Профильный труд" для детей 7 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа по "СБО" для детей 5 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)...