«Использование кроссвордов для активизации речевого и познавательного развития у детей с нарушением слуха».
статья

      Из большого количества технологий в специализированном ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию интереса у детей. Особенно хочется выделить решение кроссвордов, так как формируется умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

      Кроссворд в переводе «Перекресток слов» или «Быстрое слово» - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна и для педагогов и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

      В статье определены задачи по развитию детей с ОВЗ, которые решаются в ходе решения кроссвордов, отмечены этапы работы по методу кроссвордов и приведены примеры разных видов кроссвордов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_krosvordam.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Адаптированная школа-интернат № 4».

Доклад по теме:

«Использование кроссвордов для активизации речевого и познавательного развития у детей с нарушением слуха».

Составила: учитель-дефектолог

                                                                                                                                                                      Сковородкина С.А.

Великий Новгород

2019-2020 учебный год

     Из большого количества технологий в специализированном ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию интереса у детей. Особенно хочется выделить решение кроссвордов, так как формируется умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

      Кроссворд в переводе «Перекресток слов» или «Быстрое слово» - это развлечение, использующееся, как средство активизации мыслительных процессов. Работа с кроссвордами достаточно интересна и для педагогов и для дошкольников. Ребёнок, разгадывая кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

   Кроссворды способствуют решению следующих задач в развитии детей с ОВЗ:

      Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

       Формирование символической функции сознания;

       Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

       Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

       Развитие стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

      Так как у детей с нарушением слуха словарный запас ограничен, то решение кроссвордов - это эффективная методика наращивания словарного запаса, а умственное развитие ребёнка - необходимая часть воспитания разносторонней личности.

      Нельзя не отметить, что работа в такой группе с использованием кроссворда может осуществляться только при условии, что у детей присутствуют определённые знания букв алфавита и достаточно высокий уровень развития звуковой культуры речи. Но можно приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию и раньше – когда ребёнок только знакомится со звуками речи и буквами. Если ребенок не читает или читает с трудом, можно предложить ему игру в «Секретное письмо». Условия такой игры просты: взрослый составляет слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись и т.д.

                         Как же научить детей отгадывать кроссворд?

                   Работа по методу кроссвордов проводится по следующим этапам:

      На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд, предлагается внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их и внести эти названия в соответствующие клетки. На этапе обучения буквы записывает педагог. Дети более старшего возраста и знающие алфавит, могут делать это сами. Необходимо также познакомить детей с основными правилами:

- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова;

- каждая клетка предназначена только для одной буквы;

- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.

На данном этапе работы с кроссвордами от педагога требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить сотрудничество, доверительные отношения.

      На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления.

        На данном этапе организация работы может быть разнообразной:

фронтальная, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, педагог предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»);

по подгруппам, с целью закрепления изученного материала, полученных знаний;

индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).

     На третьем этапе дети учатся самостоятельно или при помощи педагога составлять элементарные кроссворды.

                  Вот первые самостоятельные кроссворды детей:

 Правильно впиши слова с буквой П.       Где живёт Жучка, а где Кузя?

Кроссворд

Кто это? Напиши буквы в клетках.          Найди малышам домик. Кто это?

Кроссворд

     Можно использовать схему алгоритма действия с кроссвордами, предложенного П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной.

     Первый этап - мотивационный, на котором главная задача педагога заключается в вовлечении ребенка в совместную познавательно-развивающую деятельность, побуждение интереса к ней и его поддержание различными средствами.

     Второй этап - ориентировочный, на котором педагог знакомит детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Лучше всего это сделать совместно с ребенком. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия.

      Третий этап - выполнение действия в материальной (материализованной) форме. Это выполнение действий с наглядно представленными предметами или же картинками, схемами, моделями. Следует заметить, что для дошкольников этот этап является наиболее важным, значимым, продолжительным по времени, а для младших детей - основным. Действие на этом этапе выполняется практически.

     Четвертый этап - внешнеречевых действий, когда действия проговариваются ребенком вслух.

    Следующий этап − действие свертывается и проговаривается в форме внутренней речи.

     Заключительный этап знаменует собой собственно умственное действие, максимально быстрое, свернутое, результативное. Следует отметить тот факт, что таковое формируется преимущественно у старших дошкольников.

     Если дети с нарушением слуха научатся с удовольствием решать небольшие кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности. 

                  Примеры разных видов кроссвордов.

I. Кроссворд, состоящий из названий предметов и явлений природы

1. Сельскохозяйственная машина, которая работает в поле. (Трактор)

2. Время года, которое наступает после весны. (Лето)

II. Кроссворд на основе обобщающих понятий

1. Как назвать одним словом огурцы, помидоры, картофель? (Овощи)

2. Как назвать одним словом куклу, мяч, машину? (Игрушки)

III. Кроссворд на основе слов-терминов

1. Человек, который едет в транспорте? (Пассажир)

2. Здание железнодорожной станции для обслуживания пассажиров. (Вокзал)

IV. Кроссворды с использованием загадок

1. Кто на свете всех умнее, кто все знает, все умеет?

И в любой свободный час, кто всему научит нас? (Книга)

2. Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес, и наконец совсем исчез. (Календарь)

V. Кроссворд по первым буквам слов-отгадок.

Если правильно будут угаданы загадки, то мы узнаем куда мы пойдём.

1. Длинноногий старичок в уголке сплел гамачок,

Приглашает: «Мошки, отдохните, крошки». (Паук)

2. Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

3. Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигнет,

Ног нет, да не догонишь. (Рыба)

4. В одежде богатой, да сам слеповатый,

Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

VI. Кроссворд с использованием звуковых моделей слов

1. Среди слов: туман, танк, машина. Найдите слово с такой звуковой моделью: па-ПА

2. Среди слов: миска, бубен, крот. Найдите слово с такой звуковой моделью: ПА и т.д.

VII. Кроссворд с использованием картинок

1. Назовите, что изображено на картинках и определите первые слоги слов:

Вертикаль: корона, лото, боксер.

Горизонталь: банан, ракушка, бантик.

Вертикаль: камыш, ток.

VIII. Кроссворд (по иллюстрациям)

Если правильно назвать представленные комнатные растения уголка природы, то по первым буквам можно прочесть название нашего детского сада.

(1.Сансевьера.2.Колеус.3.Аспарагус.4.Зигокактус.5.Каланхоэ.6.Аспидистра)

+ картинки этих цветов.

При решении кроссвордов существуют некоторые правила:    

      1.Если предмет нарисован  в  перевёрнутом  виде,  читайте  данное  слово  справа  налево.  Кот- ток, нос – сон.

     2.Перечёркнутая буква  около  изображения  предмета  означает,  что  эту  букву  читать нельзя. Слон – сон.

    3.Если над  перечёркнутой  буквой  написана  другая  буква,  то  в  названии  предмета  она читается вместо перечёркнутой буквы. Воск – волк, лук- люк.

    4.Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить. Роза = коза

    5.Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове. Лиса- сила.  

       Важным этапом работы является включение игр-загадок, ребусов,  кроссвордов  в воспитательно - образовательный  процесс  с  целью  закрепления  у  детей  навыков разгадывания.  Для этого необходимо включать  задания  такого  характера  в  различные  виды деятельности  детей:  утренний  и  вечерний  отрезок  времени,  прогулку,  на  занятия  по развитию речи и формированию целостной картины мира.

        Можно заниматься решением кроссвордов с детьми индивидуально. Важно помнить: на первых этапах обучения детей  решению  кроссвордов    нельзя  оставлять ребенка  один  на  один  с  новой  задачей.  Необходимо понять, в  чем  он  испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры ни в коем случае нельзя, иначе пропадет интерес и инициатива ребенка. Там, где он может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи.

      Процесс   отгадывания кроссвордов, по мнению современных педагогов - дефектологов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы детей с ОВЗ. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая старших дошкольников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д.Б.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....

Банк игр по развитию социализации детей с нарушениями слуха

Данный банк игр направлен на развитие у детей с нарушением слуха чувства ответственности за другого человека, общее дело, направлен на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Приобщае...

Дневник по самообразованию на тему: «Развитие познавательной сферы у детей с нарушением слуха»

Дневник по самообразованию разработан с целью совершенствования знаний в изучении развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха и внедрения в практическую деятельность....

Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»

Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.  Проблем...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...

Буклет "Использование носовых платочков в речевом и познавательном развитии детей с ЗПР"

В буклете представлены различные упражнения и игры с платочками, которые используются в работе воспитателей и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ЗПР....