Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
статья по теме

Евтихова Татьяна Геннадьевна

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_1.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад компенсирующего вида «Верботон»

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей младшего дошкольного возраста  с нарушениями

 слуха и речи

Хабаровск

2013

                                                                                                 

                                                                       Мир входит в сознание человека лишь

                                                                     через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти

            в него, не может вступить с ним в связь.

                                                                       Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста с проблемами слуха и речи всегда привлекала внимание исследователей. Еще передовыми отечественными сурдопедагогами конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Pay, Н.А. Pay подчеркивалась необходимость раннего начала коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Многие исследователи отмечали, что значительное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи и отрицательно сказывается на общем психофизическом развитии ребенка: развитии движений, формировании его познавательной деятельности, развитии специфических форм детской деятельности, нарушаются социальные контакты ребенка с миром, что негативно влияет на его личностное развитие (Pay Н.А., Pay Е.Ф., Корсунская Б.Д., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И., Исенина Е.И., Носкова Л.П., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Brown М., Klein Lori J., Huerta Lynn E., и др.). Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии определяется социально-экономическими условиями современной жизни, политикой государства по отношению к проблемным детям. В документах государственной политики, «Программе 2020» и проекте «Наша новая школа», определяющих тенденцию развития современного образования, особое место занимает проблема раннего развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Правительством, было отмечено следующее: «В результате усиления внимания к раннему развитию детей и эффективному прохождению начальной стадии реабилитации можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения. Это значительно повысит качество результатов образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».

Динамично, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь ребенка огромным количеством самых разнообразных объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание сосредотачивается лишь на немногих из них: ярких, звонких, значимых для ребенка вещах. И наша задача сделать так, чтобы какой бы материал мы не давали ребенку, он всегда был бы эмоциональным, привлекательным, живым и заставлял бы ребенка включаться в деятельность. Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Ребёнок с нарушенным слухом с первых дней жизни (если поражение является внутриутробным) или с первых месяцев жизни (если поражение является постнатальным) попадает в неблагоприятные условия развития. На основе первичных дефектов — снижения слуха и нарушений вестибулярного аппарата — очень рано возникают вторичные отклонения в развитии: задержка речевого, моторного и познавательного развития и дефицит эмоционального общения со взрослыми. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования мультисенсорного подхода в реабилитации ребенка.  Однако существующие программы и созданные условия не решают всего спектра задач и не предусматривают комплексного решения проблемы. Именно поэтому в процессе моей педагогической деятельности постоянно возникали проблемы, которые требовали немедленного решения:

  • низкий уровень развития речи детей с нарушениями слуха и речи после первого года реабилитации;
  • отсутствие диагностического инструментария для объективной оценки развития детей с проблемами слуха и речи младшего дошкольного возраста;
  • недостаточный уровень задействования в ходе занятия всех сенсорных каналов (слух, зрение, тактильное восприятие, вестибулярное чувство, моторика);
  • малая заинтересованность и недостаточная активность родителей в развитии речи детей;
  • трудность в анализе и отборе необходимого материала для занятия.

Актуальность темы обусловлена также рядом противоречий между:

  • потенциалом ребенка и недостаточным использованием развивающих возможностей занятия;
  •  потребностью ребенка в речи и недостаточным созданием условий в образовательном процессе для развития речевых возможностей детей младшего дошкольного возраста.

В связи с этим встала задача поиска путей развития речи и психофизических функций дошкольников в процессе специально организованного обучения с использованием  мультисенсорного пути, то есть включения всех сохранных анализаторов в процесс обучения ребенка с проблемами в развитии, а также подбор оптимальных приемов, методов, средств способных максимально развить речевые способности детей.

По степени новизны опыт является поисково – изобретательским, так как при обработке аналитических данных, разработке занятий и рекомендаций  применяются новые сочетания известных методов и приемов   (синтез верботонального метода и мультисенсорного), по  - новому рассматривается степень их воздействия на развитие речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, на основе этого:

- разработана диагностика мультисенсорного развития;

- разработаны направления деятельности на занятии при активном использовании всех сенсорных каналов ребенка;

- произведен отбор дидактических игр и упражнений по теме.

Опыт работы может, применим для педагогов, работающих с детьми с различными проблемами в развитии:

-   для воспитателей дошкольных учреждений компенсирующего вида;

- для логопедов дошкольных учреждений, работающих с детьми имеющих тяжелые нарушения речи;

- для учителей – дефектологов, занимающихся с детьми с ОНР 1 и 2 уровня, с нарушением слуха, ЗПР;  

- для сурдопедагогов;

- для педагогов – психологов;

- для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Человеческий организм - это стройная единая  система, которая воспринимает окружающий мир через систему чувств, через сенсорную систему. При полном или частичном нарушении восприятия развитию сохранных зон восприятия следует уделять особенное внимание. Человеку с тяжелыми расстройствами слуха и речи недостаточно информации только от уха, ему необходимо развивать пространственное  восприятие - спациоцепцию (термин, используемый в верботональном методе). Человек может слышать ухом, глазом, вестибулярным аппаратом, телом, костями, мышцами, суставами, тактильно-кожными рецепторами -  пропреоцепцией. Это позволяет ребенку с проблемами в развитии воспринимать звук,  при любых нарушениях слухового восприятия. Он учится слушать  телом, глазами, вестибулярным аппаратом, ногами, руками и пропреоцепцией. Таким образом, в головном мозге, создается мультисенсорный путь восприятия. Верботональная система отмечает, что для развития слушания (слухового восприятия) и формирования на его основе речи, очень важна связь пяти чувств - 5 чувств.

Мультисенсорный подход - это связь слухового, вестибулярного, зрительного, тактильного, проприоцептивного (чувствительность нервных волокон в скелетных мышцах,  связках, раздражающихся при сокращении и напряжении) чувств. Связь этих 5 чувств (основным из которых является вестибулярное) - это целая программа перцепции. Чувства разделены только на периферии, а на уровне центральной нервной системы, в центральных структурах все чувства взаимосвязаны, здесь происходит анализ и синтез, интеграция и отбор. Такая система помогает и дает возможность компенсировать и реабилитировать нарушенную функцию (П. Губерина, В. Пинтер).

Благодаря пластичности центральной нервной системы маленького ребенка и правильно организованной коррекционной работе возможно устранение или значительное снижение нарушений и задержки развития.

Так, при введении серии новых слов, ребенок ВИДИТ значение на картинке, СЛЫШИТ данное слово и включает ассоциативную память, изображая значение слова ДЕЙСТВИЕМ, ЖЕСТОМ.

Овладение определенным словом, понятием зависит от того, как много и каких впечатлений поступает ребенку через все органы чувств. Отсюда следует отметить, что, работая над значением слова, необходимо, чтобы ребенок воспринял его всеми анализаторами. Например: слово яблоко. Чтобы это слово прочно закрепилось в сознании ребенка, яблоко необходимо увидеть в натуральном виде, соотнести его с картинкой (зрительный анализатор), потрогать его, узнать на ощупь (тактильное ощущение), попробовать на вкус (осязание, обоняние), нарисовать его, слепить из пластилина, сорвать с дерева в игре, купить его в магазине (моторное чувство). Проделав все эти операции, ребенок прочно усвоит понятие и произношение данного слова.

Использование верботонального метода  в реабилитации дает хорошие результаты в  развитии речи и слушания дошкольников с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи, но включение в групповые коррекционные занятия мультисенсорного подхода позволило добиться более высоких результатов в развитии речи детей.

Для более эффективного развития речевой активности, повышения мотивации и интереса к занятиям мною была разработана система комплексных занятий  и упражнений, включающая развитие и взаимодействие всех сенсорных каналов ребенка. Коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом, включают в себя следующие направления:
         - развитие зрительного восприятия;

- развитие слухового восприятия;

- развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног);

- развитие вестибулярного аппарата.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует, что дети лучше усваивают тот речевой материал, который эмоционально затрагивает их, вызывает интерес и не оставляет равнодушным. В связи с этим занятия проводятся в едином игровом сюжете, по одной лексической теме. Так, при изучении темы «Новый год» выключаются такие задания:

1. Игры на развитие зрительного восприятия

«Соберем фонарики»

2. Игры на развитие моторики

Пальчиковая игра «Елочка»

3. Игры со звуком (РСВ)

«Где звучит на елочке, сверху или снизу?»

4. Игры на развитие вестибулярного чувства

Прыжки через волшебную веревочку под удары барабана 

5. Игры на развитие речи

«Елка»

Регулярная смена заданий через 3-5 минут, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время занятия на учебном материале и повысить речевую и продуктивную деятельность ребенка.

Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу и согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой по ознакомлению с окружающим (см. приложение 1). Материал построен так, чтобы обеспечить этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, которая предполагает преодоление речевого негативизма и вызывание желание говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание сначала двусложных слов из одинаковых слогов, потом из разных, формирование словаря глаголов, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.

Ребенок, имеющий тяжелое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, поэтому важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий дается очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определенным аффективным ситуациям, выражению лица или жеста.

На первом этапе добиваемся у детей усвоения определенной фонетической формы и соотнесения ее с:

  • людьми, животными или предметами;
  • игрушками;
  • первыми действиями;
  • ритмами;
  • аффективной ситуации и реакции на неё;
  • выражением лица или жестом.

Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой.

Особое внимание уделяется повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале.

Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определенной догадке, слухо-зрительное, слуховое.

Кроме конкретных заданий, упражнений и рекомендаций к работе каждый раздел, содержит описание дидактических игр и упражнений (см. приложение 2).

Разработанный комплекс занятий и упражнений предполагает не только более эффективное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, но и повышение уровня развития речи, а так же успешную адаптацию и интеграцию в среде своих сверстников.  

Для решения практических задач мною создана модифицированная методика обследования детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи на основе существующих методик, предложенных такими авторами, как Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, М.Ф. Фомичева, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, Н.И. Озерецкий, О.С. Бот, Н.А. Рычкова и др. Методика предполагает выявление состояния:

- зрительного восприятия;

- вестибулярного аппарата;

- слухового восприятия;

- общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развития речи.

Исследование данных функций проводится индивидуально с каждым ребенком группы.  Задания выполняются по словесной инструкции или по предварительному показу. Полученные диагностические данные заносятся в таблицы (см. приложение 3).

Для диагностики уровня развития зрительного восприятия использовались задания на:

- группировку по цвету;

- группировку по форме;

- группировку по величине;

- целостное восприятие предмета.

В определение развития вестибулярного аппарата использовались тесты:

- на статическое равновесие (проба Е.Я. Бондаревского)

- простая зрительно-моторная реакция (реакция хватания)

- на ориентационную способность (тест «Заяц и волк» Л.Т. Майоровой)

- на динамическое равновесие (тест Н.М. Озерецкого)

Диагностика развития слухового восприятия проводилась по следующим параметрам:

- слушание в свободном просторе;

- слушание в индивидуальных слуховых аппаратах;

- слушание через оптимальное слуховое поле на аппарате «Суваг»

Диагностика развития моторики включала в себя:

- обследование общей моторики:

  • ходьба по шнуру;
  • бег в заданном направлении;
  • подпрыгивание на месте на двух ногах;
  • перешагивание препятствий;
  • бросание и ловля мяча.

- обследование развития мелкой моторики:

  • нанизывание на нитку крупных предметов;
  • расстегивание и застегивание пуговиц;
  • складывание крупной мозаики;
  • умение показывать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный, средний);
  • рисование горизонтальных и вертикальных линий.

- обследование речевой моторики:

  • состояние мимической мускулатуры:

- поднять брови (удивиться);

- нахмурить брови (рассердиться);

- прищурить глаза;

- надуть щеки;

- втянуть щеки;

  • состояние артикуляционной моторики:

- губы: улыбка-трубочка;

- язык: широкий- узкий, вверх – вниз, влево – вправо.

Уровень развития речи диагностировался по следующим параметрам:

- диагностика внятности речи

- понимание ребенком устной речи:

  • простых вопросов и инструкций (типа: Кто это? Что делает? Где?)
  • слов и фраз

- состояние самостоятельной речи ребенка:

  • простая фраза (2-3 и более слова)
  • короткая фраз (2-3 лепетных слова и полное слово)
  • полные слова, звукоподражания, лепетные слова
  • лепетные слова
  • голосовые реакции

Анализируя данные за последние 3 года, в результате целенаправленного развития и воздействия на различные сенсорные каналы ребенка с нарушениями слуха и речи оказалось возможным добиться более существенных улучшений по всем показателям, в отличие от предыдущих лет, когда в реабилитации, использовались в основном только слуховое и зрительное восприятие.

В 2009-2010 году реабилитацию походили дети 3-4 лет с нарушениями слуха разной степени тяжести. На начало года, 66,6% детей имели низкий уровень развития и 33.4% - средне-низкий, что соответственно отразилось и на уровне развития речи (низкий), к концу года показатели  изменились 22,2% детей имели средне-низкий уровень, 33,3% - средний, а 44,4% средне-высокий уровень. Динамика за год составила 41%.

В 2010-2011 учебном году была скомплектована группа из детей 3 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 1 уровня), у большинства детей речь отсутствовала полностью. По итогам диагностики, проводимой  в сентябре, 33,3% детей показали низкий уровень, 25% детей -  средне-низкий уровень и 41% средний уровень по всем параметрам диагностики. В мае месяце показатели  изменились в лучшую сторону 50% детей перешли на средне-низкий уровень, 16,6% детей на средний, 8,3% на средне-высокий и 25% детей на высокий уровень.

Если на начало 2011-2012 учебного года, большинство детей показали низкий и средне-низкий уровень по всем параметрам диагностики, что соответственно отразилось и на уровне развития речи (низкий), то к концу года показатели  изменились. В частности улучшился:

- уровень зрительного восприятия всех детей группы в среднем на 23%;

- уровень развития вестибулярного аппарата на 28%;

- уровень развития слухового восприятия на 30%;

- уровень развития моторики на 25%.

Переход детей с низкого и средне-низкого уровня способствовал  успешному усвоению программного материала и повышению уровня развитию речи с 20% до 60% (динамика за год 40%).

Разработанные рекомендации для родителей обеспечили комплексный подход в решении проблемы развития речи детей, понимания глубины имеющихся недостатков, и позволили   перевести процесс обучения в живое, увлекательное совместное общение (см. приложение 4).

Результаты проводимых диагностических исследований подтверждают, что применение комплекса специальных заданий,  направленных на развитие всех сенсорных каналов у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи на групповых занятиях по верботональнму методу позволяют более эффективно проходить стадию начальной реабилитации и улучшают показатели в развитии речи.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Стратегия моей дальнейшей деятельности по достижению поставленной цели заключается в коррекции и обогащении собственного опыта, путем использования инновационного средства психолого-педагогической коррекции, как сенсорная комната.

Цель работы: создание условий для активизации познавательного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и речи, средствами сенсорной комнаты.

Задачи работы:

1. Изучить новинки литературы по использованию сенсорной комнаты в ДОУ.

 2. Адаптировать и переработать полученные знания по использованию сенсорной комнаты в МБОУ «Верботон».

3. Составить план работы по использованию сенсорной комнаты в реабилитации детей с проблемами слуха и речи.

4. Составить каталог игр по использованию сенсорной комнаты в педагогическом процессе.

5. Проанализировать эффективность использования сенсорной комнаты.

6. Разработать рекомендаций для педагогов и родителей.

В МБОУ «Верботон» с недавнего времени существует «волшебная» комната. Говоря языком детей: «Там происходят настоящие чудеса, не похожие ни на что. И хозяин там – волшебник». А если, говорить на языке многих специалистов, различных областей деятельности – это сенсорная комната.

Тёмная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  1. стимулирует все сенсорные процессы;
  2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Опыт применения сенсорных комнат в медицинских и педагогических учреждениях России насчитывает не более пяти лет, что и объясняет незначительное число публикаций, содержащих практические и методические рекомендации и анализ использования сенсорных комнат. Поэтому, я решила определить на практике, в конкретных условиях нашего образовательного учреждения, возможности использования сенсорной комнаты в ходе реализации коррекционного - педагогического процесса.

Таким образом,  занятия в сенсорной комнате помогут в активизации различных функций центральной нервной системы, за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды и позволят детям с проблемами слуха и речи более успешно проходить все стадии реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Коррекция и реабилитация речи детей с нарушением слуха на занятиях по музыкальной стимуляции.

Развитию речи детей с нарушением слуха способствуют фронтальные занятия по музыкальной стимуляции с использованием верботонального метода, значение которого заключается в том, что речь как общественно...

Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"

Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...

Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи дошкольников с нарушенным слухом»

Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи  дошкольников с нарушенным слухом»...

Развитие словесной речи детей с нарушением слуха на уроках математики

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми математики, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они при...

Содержание и организационно-методические аспекты обучения на занятиях по развитию речи школьников с нарушением слуха на этапе получения ими основного общего образования

В статье говорится о учебной дисциплине "Развитие речи", которая является структурным компонентом прелметной области "Филология" и занимает важноке место в образовательно-реабилита...

Использование диагностического инструментария и принципов разноуровневого дифференциального подхода обследования развития речи детей

  Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, вы...

«Использование кроссвордов для активизации речевого и познавательного развития у детей с нарушением слуха».

    Из большого количества технологий в специализированном ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию...