Нарушения речи
презентация к уроку

 Жигаева Ксения Александровна

Нарушения речи – это расстройства речевой деятельности, которые препятствуют полноценному общению и социальному взаимодействию.

Речь формируется не с момента произношения первого слова, а с рождения ребенка. На нее влияет множество факторов:

  • физическое развитие (недостаточная подвижность губ, изъяны в строении речевых органов, родовая травма речевой зоны головы),
  • психологические аспекты (задержка психического развития)
  • окружающая среда (грамотно составляемые беседы родителей).

 

Нарушение речевой функции может возникнуть вследствие повреждения на любом из этапов:

Слух → Глухота
Понимание → Афазия
Мышление и поиск слов → Афазия
Голосообразование → Дисфония
Артикуляция → Дизартрия
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_narusheniya_rechi.pptx69.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения речи. Дефекты речи

Слайд 2

Нарушения речи Нарушения речи – это расстройства речевой деятельности, которые препятствуют полноценному общению и социальному взаимодействию.

Слайд 3

Факторы формирования речи физическое развитие (недостаточная подвижность губ, изъяны в строении речевых органов, родовая травма речевой зоны головы), психологические аспекты (задержка психического развития) окружающая среда (грамотно составляемые беседы родителей).

Слайд 4

Слух → Глухота Понимание → Афазия Мышление и поиск слов → Афазия Голосообразование → Дисфония Артикуляция → Дизартрия

Слайд 5

Формы речевой деятельности 1. Экспрессивная речь: Экспрессивная устная речь (произношение); Экспрессивная письменная речь (письмо). 2. Импрессивная речь: Импрессивная устная речь (понимание); Импрессивная письменная речь (чтение).

Слайд 6

Классификации речевых нарушений В основе клинико-педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушения голоса, Нарушения темпа речи, Заикание, Дислалия , Дизартрия, Ринолалия , Алалия, Афазия, Нарушения чтения и письма.

Слайд 7

Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация. Согласно ей дефекты речи бывают: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.

Слайд 8

Афазия При локальных поражениях коры левого полушария мозга и при некоторых психических заболеваниях может возникать такое нарушение речи, как афазия. Афазия — это системное нарушение речи и о на является нарушением уже сформировавшейся речи. В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Слайд 9

Эфферентная афазия Эфферентная афазия вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов.

Слайд 10

Динамическая афазия Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но нарушена способность говорить фразами — нет связности. Он не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначающих действия.

Слайд 11

Афферентная моторная афазия Для афферентной моторной афазии характерно нарушение звена выбора звука. Спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая — грубо нарушена и характеризуется эхолалией — простым повторением слов собеседника — или эхопраксией — человек механически повторяет за собеседником движения. Эти типы афазий возникают при поражениях в зонах Брока .

Слайд 12

Акустико-гностическая сенсорная афазия При акустико-гностической сенсорная афазия наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. Нарушена слухоречевая память, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Различные слова могут звучать для больного одинаково.

Слайд 13

Акустико-мнестическая сенсорная афазия Акустико-мнестическая сенсорная афазия — это нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость . Это приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний.

Слайд 14

Семантическая афазия Семантическая афазия — это симптомокомплекс , характеризующийся нарушением пониманием смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты.

Слайд 15

Дефекты речи К расстройствам речи относят также дефекты речи. Дефекты речи – это искаженное произнесение звуков, которое возникает в результате нарушений в работе речевого аппарата.

Слайд 16

Алалия — отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения. Дисфония (или афония) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шёпотной речи. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизошения , обусловленные анатомо-физиологическиими дефектами речевого аппарата. Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпо-ритмической организации высказываний.

Слайд 17

Заикание ( логоневроз ) — нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состояние мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции, но при этом с ним много разговаривают и учат его трудным словам, фразам. Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие (испуг, психическая травма, тяжелые конфликты в семье или длительных истощающих болезней). К изменениям несудорожного характера относится брадилалия (проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы) и тахилалия (проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы; связано с преобладанием у человека процесса возбуждения). способности правильно писать.

Слайд 18

К нарушениям звукопроизносительной организации относится дизартрия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь — и дислалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. К нарушениям слуха относится тугоухость . Среди нарушений письменной речи отмечают дислексию ( dislexia )— нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв, и дисграфию ( dislgraphia )— нарушение

Слайд 19

Заключение Таким образом, расстройства речевого развития у детей могут являться симптомом самых разнообразных состояний. Выявление этиологии и патогенетических механизмов речевых нарушений является важной задачей врача любой специальности и необходимо для определения дальнейшей тактики лечения пациента. Разность подходов к пониманию речевых расстройств в отечественной и зарубежной литературе и отсутствие единой общепринятой классификации осложняет своевременное выявление и лечение данных состояний. Необходимой могла бы стать разработка общей классификации, объединяющей как медицинские, так и психолого-педагогические аспекты данных нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»

Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема:  «Тренировка баланса для к...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...