ООД по развитию зрительного восприятия Четверо в кубе
план-конспект

Спицына Людмила Александровна

Коррекционное заниятие с использованием здоровьесберегающей технологии по развитию зрительного восприятия для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_zritelnogo_vospriyatiya_chetvero_v_kube.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

Методическая разработка образовательной деятельности

«Четверо в кубе»

Спицына Людмила Александровна,

 учитель-дефектолог

МАДОУ«Детский сад комбинированного

вида № 32«Журавушка»

Губкин 2018 г

Четверо в кубе.

Возраст детей  направленность группы

/Дети 6 - 7 лет/ группа компенсирующей направленности

Форма проведения ОД

Игровая ситуация

Приоритетные образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое развитие»

Цель

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Программные задачи

Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать умение доводить начатое дело до конца; формировать способность оценить результат своей работы, необходимых для успешного развития процесса общения; развивать коммуникативные умения.

Речевое развитие: закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом; развивать связную речь, коммуникативные качества речи.

Познавательное развитие: развивать мыслительные операции (умение обобщать); познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание); зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственную ориентацию; дать представление о том, что такое овоид; совершенствовать моторику; тактильные ощущения; развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет; формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов: различать и называть плоскостные геометрические фигуры и соотносить их форму с формой объемных геометрических фигур.

Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в украшении на примере арома-кулона. 

Физическое развитие: способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций; развивать глазомер; снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику.

Основные понятия (новые слова)

Плоскостные и объемные геометрические фигуры; Овоид.

Виды  детской деятельности

коммуникативная (беседа, диалог)

игровая

продуктивная, изготовление арома-кулонов.

познавательно-исследовательская (ощупывание геометрических фигур)

двигательная.

Формы организации детской деятельности

совместная деятельность взрослого и детей, подгрупповая работа, самостоятельная деятельность

Ресурсы

пособие «Визиокуб» для зрительной гимнастики; мультимедийное оборудование; детские столы, стулья; плоскостные и объемные геометрические фигуры; заготовки арома-кулонов; наклейки для украшения кулонов; полоски с цветами радуги; рис; трубочки; тарелки; лазерная указка; карточки-подсказки; разрезная картинка;  решетки со шнурком.

Ожидаемые результаты

  • доводят начатое дело до конца;
  • умеют оценить результат работы;
  • активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении речевых, игровых, познавательных, творческих задач;
  • имеют представление о объемных геометрических фигурах;
  • проявляют интерес к изучению новых геометрических фигур;
  • участвуют в выстраивании алгоритма помощи.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I Организационный этап

Взаимное приветствие, организация внимания.

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Приветствуют друг друга.

Слушание и понимание речи других;

Пожелание доброго утра друг другу.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

Мотивация:

- Ребята, когда я шла к вам в детский сад, я увидела, как с неба упал неопознанный летающий объект и я принесла его сюда! Мне кажется это сенсация! Так хочется узнать, что же случилось.

- Где рассказывают обо всех событиях? Откуда мы узнаем новости?

- Давайте скорее посмотрим новости!

Берет пульт, включает экран: Заставка (Новости)

На экране появляется сюжет мультфильма «Четверо в кубе». Куболет летит и падает.  (Видео)

- Так, что же это?

- Кто на нем прилетел?

- И зачем?

- Теперь я поняла!

- Это куболет кубиков – пришельцев с другой планеты!

- Интересно, зачем он к нам прилетел?

Видео: На экране появляются герои мультфильма (кубики) и говорят, «Привет, Земляне! Мы прилетели к вам, чтобы изучить Землю. Наш корабль неудачно приземлился. При посадке сломалась панель управления. Мы не сможем запустить куболет, чтобы вернуться на свою планету. Ждем помощи!».

Высказывают предположения. Предполагают, что в новостях.

Смотрят видеоролик.

Дети рассказывают, что это мультфильм о инопланетянах, которые прилетели, чтобы изучить нашу планету.

Дети делают вывод, что нужно помочь кубикам, чтобы они смогли вернуться на свою планету.

Формирование положительной

мотивации.

III. Поисковый этап

- Что нужно делать, чтобы помочь кубикам?

Наводящими вопросами помогает детям выстроить алгоритм помощи кубикам.

Выстраивают алгоритм помощи кубикам.

  1. Найти на куболете панель управления.
  2. Восстановить схему панели управления.
  3. Соединить провода.
  4. Подключить панель управления.
  5. Запустить куболет.

Самостоятельное определение  решения проблемы. Построение алгоритма решения проблемы.

IV. Практический этап

Дыхательное упражнение «Раздуй рис»

- Чтобы узнать какая из сторон куболета является панелью управления, разбейтесь на пары, возьмите трубочки, подойдите к тарелочкам с рисом. Сделайте глубокий вдох и раздуйте рис.

- У вас части картинки панели управления. Соедините их правильно, и мы узнаем, какая сторона куболета является панелью управления.

Раздувают рис на тарелках.

Собирают части картинки, чтобы понять, где панель управления.

Формируют направленную воздушную струю, тренируют силу выдоха.

Дидактическая игра

«Сетка»

- Что дальше?

Поворачивает куболет стороной с решеткой к детям.

Для того чтобы восстановить схему панели управления вы должны по памяти повторить фигуру, которая указана на куболете.

- Посмотрите на эту сторону куболета. Запомните фигуру. Возьмите в руки решетки, продевая шнурок в ячейки, повторите фигуру, изображенную на куболете по памяти.

- Подойдите к куболету, проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если с ошибкой – исправьте фигуру.

Делают вывод, что нужно восстановить схему панели управления.

Запоминают рисунок на решетке.

Повторяют рисунок на решетках по памяти.

Проверяют правильность выполнения задания.

Развивают зрительную память, внимание, моторику рук.

Дидактическая игра «Соедини провода»

- Посмотрите на доску только глазами. Что мы должны сделать после восстановления схемы?

- Для того, что бы нам в правильной последовательности выложить провода, вспомните, какие цвета имеет радуга, используя считалочку про радугу. Разложите полоски в определенной цветовой последовательности.

Подойдите к куболету проверьте правильность последовательности цветов радуги.

- А теперь только глазами проследите от красной цифры 1 по красной дорожке к красной цифре 2 по оранжевой дорожке и т.д.

Вспоминают считалочку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Собирают радугу на столах.

Проверяют глазами правильность выполнения задания.

Развивают зрительное внимание, моторику рук.

Игра-задание

«Геометрические фигуры»

- Посмотрите на наш план и скажите, что мы должны сделать дальше?

- На, что похожи кнопки панели управления?

- Каких фигур не хватает?

- Какие это геометрические фигуры? Объемные или плоскостные?

- Чтобы подключить панель управления вам нужно найти на ощупь и назвать объемные геометрические фигуры, на которые похожи отсутствующие кнопки.

- Подойдите к столу, разбейтесь на пары. Чтобы быстрее помочь кубикам мы будем угадывать фигуры по парам.

- Первая пара опускает руку и ищет наощупь фигуру, похожую на круг.

- Шар похож на круг.

- Овал - это плоскостная геометрическая фигура. Объёмная фигура такой формы – называется ОВОИД. Овоид – это яйцеподобная фигура. Чтобы запомнить его название, давайте повторим его вместе с вами.

Делают вывод, что для того, чтобы панель управления заработала, нужно подключить все кнопки.

Дают ответ, что кнопки панели управления выглядят как геометрические фигуры.

Перечисляют: круг, квадрат, треугольник, овал.

Угадывают наощупь и называют объемные фигуры. Прикрепляют недостающие кнопки на панель управления.

Умение рассуждать, доказывать, выстраивать связное предложение, осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи в подгруппе.

Музыкальная физминутка

«Ракета»

А вы бы хотели, как кубики совершить полет? Тогда нам с вами надо определить маршрут полета, для этого встаньте прямо, голова и плечи не подвижны. Следите за указкой только глазами.

А сейчас мы с вами дети полетим в космос на ракете

Посмотрите вправо, влево и вперёд отправляемся в полет

Полетав вокруг земли, возвратиться мы должны.

- Маршрут намечен, полетели!

- Физкультминутка «Ракета». (Выполняет движения под музыку)

Прослеживают глазами за лазерной указкой.

Повторяют танцевальные движения за педагогом.

Эмоциональная зарядка, снятие усталости и напряжения, усовершенствование моторики.

Изготовление арома-кулона

- Понравился вам полет?

- Кого берут в космос?

- А чтобы мы не болели, предлагаю вам сделать арома – кулоны от простуды. Запах ароматного масла не даст вам заболеть.

- Посмотрите, какой формы кулоны?

- Чтобы лучше запомнить, как выглядит овоид, и какой он формы, мы с вами попробуем его на ощупь.

- Подойдите к столам, выберите себе заготовку, наклейками украсьте свои кулоны.

- Ребята, какой формы ваши кулоны?

Делают вывод, что в космос берут только здоровых людей.

Делают вывод, что кулоны в форме овоида.

Украшают кулоны.

Умение эстетически оформить изделие.

Офтальмологическая «Улитка»

Давайте вспомним, что мы еще не сделали.

Правильно! Нам осталось запустить куболет!

Встаньте прямо, плечи расслаблены, и с обратным отсчетом только глазами прослеживаем  за красной точкой

5,4,3,2,1 – Пуск!

Панель управления куболетом запускается. (Звук)

На экране появляются кубики, взлетевшие с Земли.

«Спасибо, вам, Земляне, За оказанную помощь».

Делают вывод, что осталось запустить куболет

Запускают куболет, прослеживая глазами за лазерной указкой с обратным отсчетом.

Развивают умение прослеживать глазами.

Пальминг

Сядьте прямо. Потрите ладони друг о друга, согрейте их. Поставьте локти на стол. Сложите ладони в форме чашечки. Закройте глаза перекрещенными ладонями.

(Включается спокойная музыка)

Ресницы опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем.

Подумайте о чем-то приятном. Не убирая ладоней, зажмурьтесь несколько раз. Не открывая глаз, снимите ладони с лица. С закрытыми глазами сделайте вращательные движения головой. Потрите глаза. Откройте глаза, часто поморгайте.

Выполняют по словесной инструкции педагога (пальминг).

Формируют умение расслаблять мышцы глаз.

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Давайте вспомним, что мы делали, чтобы запустить куболет

  1. Нашли на куболете панель управления. (А для этого раздували рис и складывали разрезанную картинку)
  2. Восстановили схему панели управления. (Копировали по памяти рисунок)
  3. Соединили провода. (Собирали радугу по цветам)
  4. Подключили панель управления. (Определяли на ощупь объемные геометрические фигуры. И познакомились с новой фигурой - ОВОИД)
  5. Запустили куболет. (Прослеживали глазами за указкой.)

А еще, чтобы не болеть делали арома-кулоны, в форме овоида.

Называют этапы помощи кубикам и какие задания для этого выполняли.

Развитие умения соблюдать очередность; умения  строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия, формирование здорового образа жизни.

Список используемой литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 173 с.
  2. Демирчоглян Г.Г, Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение I Илл. Н. Воробьевой. - М.: Издательство«ЭКСМО»,2003. - 48 С., илл. (Серия Домашняя школа).
  3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. ФГОС ДО. 2-е издание, исправленное
  4. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. - М.: Издательство «Учитель», 2018. – 123 с.
  5. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое сопровождение, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе. - М.: Издательство «Учитель», 2018. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...

Конспект ООД по развитию зрительного восприятия Четверо в кубе

Возраст детей  направленность группы/Дети 6 - 7 лет/ группа компенсирующей направленностиФорма проведения ОДИгровая ситуацияПриоритетные образовательные области«Социально-коммуникативное ра...