Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи
консультация

Головатюк Светлана Алексеевна

Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_s.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

(консультация для родителей)

Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуков речи. Звуки, объединенные в один звуковой тип и обладающие некоторым комплексом постоянных физико-физиологических признаков, которыми они отличаются от других, мы называем фонемами. При восприятии и при произношении мы выделяем сигнальные, фонематические признаки. Дифференциация звуков речи происходит на основе выделения, усиления этих сигнальных признаков и отвлечения от несущественных, случайных признаков, не имеющих фонематического значения. Фонематическое восприятие - базисный фактор успешного развития устной, а также письменной речи. Способность человека выделять из речевого потока отдельные речевые звуки, несущие в себе смыслоразличительную функцию, бывает нарушена при различных дефектах речевого развития. Без этой способности невозможно полноценное развитие устной речи ребёнка. Фонематическое восприятие (умение выделить речевой звук, определить его место в слове, последовательность звуков в слове) помогает ребёнку овладеть звуковым анализом и синтезом, т.е. создает предпосылки к овладению письменной речью. Нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия вызвано нарушением нейродинамики нервных процессов и дифференцированного торможение в речеслуховом анализаторе, страдает аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга. Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Процесс формирования восприятия речевых звуков и речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата и только в процессе активного артикуляционного опыта приобретает свой законченный характер. На такое формирование речевого слуха, осуществляемого при участии артикуляции, уходят первые годы речевого развития ребенка. Обучение детей чтению и письму по звукобуквенному принципу требует в качестве предпосылки производить звуковой анализ и синтез слова, умения раскладывать слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове, т.е. анализу звуковой структуры слова. Эти действия не развиваются сами на основе речевого общения, их надо специально формировать. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Выработка  артикуляционных навыков даёт минимальный, и притом временный, эффект, а стойкого навыка правильного произношения можно добиться только при опережающем формировании фонематического слуха и восприятия, что окажет положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Формирование фонематического слуха и восприятия – ключевой момент в системе коррекции, который позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта. Исходя из значимости полноценно сформированного фонематического слуха и восприятия, в логопедической работе уделяется большое внимание различным видам игр и упражнений для их развития. Игры и упражнения должны проводиться по принципу: от лёгкого к сложному. Предлагаем ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня: Фонематический слух - различение слов близких по звуковому составу (услышать правильно названное слово среди неправильных, но близких по звучанию; повторять по 3 слова в названном порядке; выбрать 1 слово из 4, которое не похоже по звуковому составу; подобрать слово-рифму к концу стихотворной строки, выбирая из 3-х предложенных слов);  дифференциация слогов (произнести слоговой ряд со сменой ударного слога; произнести слоговое сочетание с одним согласным, но разными гласными; произнести слоговые сочетания с общим гласным, но разными согласными, произнести слоговые сочетания, отличающиеся по глухости – звонкости (по 2-3 слога), так же по твёрдости – мягкости; произнести слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков во втором слоге; воспроизвести слоговые пары со сменой позиции согласных звуков в их стечении  - дифференциация фонем (выделить в звуковом потоке простой гласный, потом согласный звук); Фонематическое восприятие: - назвать первый гласный звук в слове (порядок звуков: у, а, и, о, с этих звуков начинается произносимый ряд слов);  назвать первый гласный звук в слове, где ряд слов начинается попеременно с любого из этих звуков; назвать последний звук в словах, которые оканчиваются на простые гласные; назвать первый и последний гласный звук в словах; назвать последовательно каждый гласный в сочетании из 2-3 гласных звуков; - назвать первый согласный звук в слове; определить, есть в слове данный согласный звук; в начале, середине или конце слов он слышится; в каком из двух слов слышится определенный согласный звук;  - выделение гласного из середины слова; - назвать по порядку все звуки в трехбуквенных словах. Порядок изучения и отработки гласных и согласных звуков общепринятый в логопедической практике. Данные упражнения могут быть применены в работе с детьми, имеющими как более простой, так и сложный речевой диагноз.

 http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-s-fonetiko-fonematicheskim       Фонематический слух- способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.

       С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной  интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического слуха для полноценного усвоения звуковой стороны речи.  Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

        Состояние фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.

        Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

        Вторичное недоразвитие фонематического слуха наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребёнкак в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

        При первичном нарушении фонематического слуха предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

        Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, [р] и[л] звуками [л’]и йот (j), [С] и [ш] звуком      [ф]и т.п. Некоторые  дети всю группу свистящих и шипящих звуков, то есть звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т] , [т’], [д], [д’].  

        В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно-близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук [Ш.] вместо [Ш.’], вместо [с-с’], вместо [ч-т’] и т.п.

 

        Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация близкими звуками не страдает.

        Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

        При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

        В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

        -недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

        - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой         анализ нарушается более грубо;

        - при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок  «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

        Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к решению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственного фонематического восприятия наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднения при анализе звукового состава речи.

 

 

У детей с фонетико-фонматическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с дислалией-акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

-сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза ( Ы., твердые, мягкие, л, озвончение всех согласных);

-выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

- вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);

- вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

 

На пятом году жизни дошкольники способны узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Но это возможно только в том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая работа.

Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются установить сходство звучания некоторых слов (способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове.

Достаточно развитый фонематический слух даёт возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление  темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

 Хорошо развитый фонематический слух дает возможность детям и самим шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные  слова или группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому и т.д.

Дети шестого года жизни имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат, хорошо сформированный фонематический слух. Все это создает благоприятные условия для правильного произношения звуков. Однако есть дети, у которых по каким-либо причинам отмечаются недостатки звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха.

Иногда дошкольники недостаточно чётко различают некоторые звуки на слух, неправильно вычленяют из группы слов, фраз слова с данными звуками. Смешение звуков наблюдается и при подборе слов со звуком.

Восприятие звуков речи тесно связано с их произношением. Недостатки произношения могут быть одной из причин нечёткой дифференциации звуков на слух, и наоборот, нечеткая дифференциация определенных групп звуков на слух может быть причиной нечеткого их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...