Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
статья

Панина Лариса Игоревна

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время всё больше возрастает количество числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из составляющих общего недоразвития речи является фонетико-фонематическое недоразвитие.

Актуальность проблемы связана с увеличивающимся количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей решения этой проблемы. Раннее начало коррекционной работы учителя-логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения говорит о том, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематические представления – способность подбирать слова на заданный звук.

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка, то есть различение звуков на слух и в собственном произношении. Это становится возможным лишь после овладения способностью выделения существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного времени.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся выделять только те звуки, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Принято выделять пять основных этапов развития фонематического слуха:

-узнавание неречевых звуков;

-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;

-различение близких по звуковому составу слов;

-различение слогов; различение фонем.

Под фонематическим восприятием понимается умение выделять фонемы из слова, их различать, определять их позиции в слове, а также устанавливать последовательность звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова. Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами и воспитателями, в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Понимая серьезность и важность воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, педагоги пытаются помочь родителям в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но, будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь, как правило, оказывается малодейственной. Для достижения наибольшего эффекта предполагается совместная работа логопеда и воспитателя: индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда; присутствие воспитателя на занятиях логопеда; обогащение речевой практики детей в режиме дня на основе изученного материала; совместное планирование работы логопеда и воспитателя; совместные занятия, проводимые в игровой форме.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов, педагогов и родителей. Так, взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей. С родителями детей и педагогами должна проводиться консультативно просветительская работа, решающая задачи оказания квалифицированной психолого-педагогической поддержки родителям; создания условий для активного участия родителей в коррекционно-образовательном процессе. Взаимодействие может проходить посредством различных форм: открытые занятия, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания, информация в логопедическом уголке, памятки.

Своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению.

От того, насколько будет развита языковая способность ребенка, зависит успешность его обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...