Открытый урок по социально-бытовой ориентировки "Приготовление овсяного печенья"
план-конспект урока (8 класс)

Бакуняева Таисия Николаевна

Открытый урок по социально-бытовой ориентировки "Приготовление овсяного печенья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bakunyaeva_t.n.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Дата_25.01.2022г._

Подготовила- учитель высшей категории Бакуняева Таисия Николаевна

Предмет – социально-бытовая ориентировка

Возраст детей – 14 -15лет (8 класс)

Место проведения – кабинет социально-бытовой ориентировки

Тема открытого урока: «Приготовление  овсяного печенья».

Цель: формирование у обучающихся технологических навыков приготовления простого овсяного печенья.

Задачи:

* Образовательные: расширить знания учащихся о  профессии «Повар». Познакомить  с историей овсяного печенья, технологией приготовления и правилами его  выпечки.

* Развивающие: развитие умения планировать свою работу. Развивать творческие способности детей. Обогащать словарный запас. Развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук. 

* Воспитательные: воспитывать аккуратность и наблюдательность при выполнении практических заданий, уважительное отношение друг к другу при работе в группе; желание узнать новое; воспитание положительного отношения к домашнему труду, трудолюбию.

Вид урока: урок применения полученных знаний на практике.

Тип урока: формирование профессиональных приемов и навыков 
Вид урока: урок-практикум.

Время проведения: 45 мин

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический. рассказ, беседа, использование ИКТ, сообщения учащихся, тестирование, работа в группе, приучение, поощрение, практическая работа,  контроль и оценка знаний учащихся;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, мультипроектор, кухонная зона кабинета; кухонная посуда и  инвентарь; набор ингредиентов для приготовления печенья; технологические карты, таблицы – приложение №2, приложение №2; дидактические карточки.

Термины и понятия:  песочное, овсяное, технологический процесс. Словарные слова: сахар, мука, сливочное масло, разрыхлитель, яйцо, кунжут.

Ход урока.

1.Организационный момент.

   Задача: создание благоприятной атмосферы, позволяющей быстро включиться в деятельность. Класс делится на 2 группы. Назначены бригадиры в группах. Обозначены задачи бригадиров.

Бригадир Екатерина , группа№1: 

Бригадир обязан следить за соблюдением правил технологического процесса, четким  распределением обязанностей между ребятами в выполнении технологической карты. Выходом полуфабриката теста и конечного продукта-печенья   за исправностью и правильным использованием оборудования, инструментов, инвентаря. Она отвечает также за санитарно-гигиеническое  состояние рабочего стола, инвентаря, соблюдение  трудовой дисциплины и правил работы в группе.

Бригадир Виктория, группа №2:

 Бригадир отвечает за соблюдением  трудовой дисциплины и правил работы в группе.

Группа №1 одевают спецодежду, моют руки, занимают рабочие места в кухонной зоне, для выполнения практической работы.

 Группа №2-наблюдатели, занимают подготовленные места за учебными столами.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала

Я люблю овсяное печенье

Уплетать с топлёным молоком –

Это поднимает настроенье,

Гонит прочь усталости синдром.

3.1.Работа с группой №1: Повторение техники безопасности:

Инструкция по охране труда при кулинарных работах (приложение №3),

Техника безопасности при работе с режущими инструментами(приложение №4) 

3.2. Работа с группой2: История овсяного печенья. (Приложение 5)

Характеристика овсяного печенья (Приложение№6)

4. Физкультминутка.

   - Вот мы руки развели, словно удивились.

   И друг другу до земли в пояс поклонились!

    Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились,

    Ниже дети не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь!

5.Практическая работа

5.1. Работа группы №1. Бригадир, в соответствии технологической карты, (приложение№1) распределяет практические действия. Взвешивает все инградиенты, выдает посуду. Помогает подготовить рабочее место. Следит и помогает участникам  в процессе всей практической работы.

5.2.Работа группы №2:Бригадир раскладывает каждому участнику таблицу(приложение№2): «Критерии оценивания выполнения

практических приемов и операций»; таблицу: «Недостатки и причины недостатков возникающие при приготовлении изделий из песочного теста»(приложение№7);

 на столе закрепляет по три цветных квадратика(красный-отлично, желтый-хорошо, зеленый-удовлетворительно), для итоговой оценки участникам группы №1.

6. Подведение итогов занятия

   Печенье из овсяных хлопьев – благодатная почва для воплощения кулинарных фантазий. В тесто можно добавить сухофрукты, любые орехи, кунжут и мак, какао порошок и кусочки шоколада, масло используем сливочное или растительное.

   Пока печенье не остыло, его посыпают сахарной пудрой, корицей или какао. Овсяное печенье — один из самых популярных видов домашнего печенья.  Польза овсянки, простота приготовления, приятный вкус.  Экспериментируйте …

Группа №1  убирают рабочее место, готовое ,горячее печенье выкладывают красиво на блюдо и угощают группу №2.

Группа №2 подводит итоги, озвучивает каждый участник. Итоговая оценка, поднять цветной квадратик.

Приложение №1

Технологическая карта приготовления овсяного печенья

действия

Ингредиенты

Последовательность приготовления

Посуда, инвентарь

1.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил (вымоть тщательно руки, одеть специальную одежду (фартук, колпак, убрать волосы)

Мыло, одноразовые бумажные полотенца.

Фартук, колпак, перчатки

2.

Подготовить рабочие место. Бригадиру расставить обучающихся по выполнению действий. Взвесить на весах все ингредиенты и раздать.

Масло сливочное-180 г.

Сахарный песок-100г.

Соль -5 г.

3.

Масло 180г.

Сахарный песок (0,5)ст.

Масло сливочное и сахарный песок растереть добела

Миска, деревянная лопатка, взбивалка, стакан, полотенце

4.

Яйца  (3 шт.) ванилин(0.5)пакетика, разрыхлитель(1 пакетик), щепотка соли

Размешать яйца, добавив ванилин, разрыхлитель, щепотку соли

Миска, взбивалка, чайная ложка

5.

Геркулес (3 стакана), мука 1 ст. ложка, кунжутные семечки

Размельчить (2 стакана) геркулеса, добавить 1 стакан хлопьев геркулеса, добавить муки, тщательно перемешать

Миска, кофемолка, стакан, столовая ложка, сито,

6.

В позицию №1 добавить при постоянном помешивании позицию №2, позицию №3. Замесить тесто

Миска, деревянная лопатка

7.

Раскатать тесто колбаску, нарезать одинаковые по форме (20г.) колбаски, скатать в шарики

Разделочная доска «Тесто», нож, миска с водой

8.

На протвень застелить пергаментную бумагу, слегка смочить, выкладывать шарики на расстоянии, в разогретую духовку (180 градусов на 15-18 минут)

Духовой шкаф, протвень, пергаментная бумага, миска с водой.

9.

Готовое печенье, выложить на блюдо.

Блюдо, деревянная лопатка

10.

Убрать рабочее место.

Приложение №2

Критерии оценивания выполнения

практических приемов и операций.

Ф.И. уч-ся

Соблюдение санитарно-гигиенических правил

(примечание)

Организация труда и рабочего места (примечание)   

Соблюдение правил техники безопасности при   выполнении работ (примечание) 

Соблюдение технологии приготовления (примечание)

Качество приготовленного печенья (приложение №6)

Итого

(общий бал)

1.

2.

3.

4.

5.


Критерии оценивания от 0-5 баллов

Качество выпечки-овсяного печенья:

Внешний вид: форма изделия сохранена, без трещин и повреждений.

Цвет: от светло-коричневого до темно-коричневого цвета.

Консистенция: мягкая, слегка рассыпчатая.

Вкус: соответствует овсяному печенью со вкусом шоколада, без посторонних привкусов

Запах: приятный запах свежевыпеченного изделия, без посторонних запахов.

Приложение №3

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при кулинарных работах

1. При выполнению кулинарных работ возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

- порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;

- травмирование пальцев рук при работе с мясорубкой и теркой;

- ожоги горячей жидкостью или паром;

- поражение электрическим током при пользовании электроплитами и другими электрическими приборами.

1.2. При выполнении кулинарных работ должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартук и косынка (колпак).

1.3. В помещении для выполнения кулинарных работ должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.4. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В помещении для выполнения кулинарных работ должны быть огнетушители.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.6. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (колпак).

2.2. Проверить исправность кухонного инвентаря и наличие его маркировки.

2.3. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

2.4. Убедиться в надежности заземления корпуса электроплиты, других электрических приборов, наличии диэлектрических ковриков на полу около них.

2.5. Включить вытяжную вентиляцию.

3. Требования безопасности во время работы

Учащиеся обязаны:

3.1. Перед включением электроплиты и других электрических приборов встать на диэлектрический коврик. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.

3.2. Для приготовления пиши пользоваться эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

3.3. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу - скребком.

3.4. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

3.5. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальными деревянными пестиками.

3.6. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки.

3.7. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

3.8. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.

3.9. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

3.10. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником.

3.11. Кастрюли заполнять жидкостью не более 3/4 их объема, чтобы при закипании жидкость не выплескивалась и не заливала электроплиту;

3.12. Крышки горячей посуды брать полотенцем или использовать прихватки и открывать от себя, чтобы не получить ожоги паром;

3.13. При снятии посуды с горячей жидкостью с электроплиты соблюдать особую осторожность, брать ее за ручки, используя полотенце или прихватки;

3.14. Для предотвращения ожогов рук при перемешивании горячей жидкости в посуде использовать ложки, половники с длинными ручками

Во время работы запрещается:

3.15. Производить самостоятельно вскрытие и ремонт электроплит;

3.16. Самостоятельно проверять наличие напряжения в сети;

3.17. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроплиты;

3.18. Выполнять любые действия без разрешения педагога.

 

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей, работу прекратить и сообщить учителю. При разливе жидкостей, жира немедленно убрать ее с пола.

4.3. В случае если разбилась столовая посуда, осколки ее с пола не руками, а пользоваться веником или щеткой и совком.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Выключить электроплиту и другие электрические приборы, при выключении из электророзетки не дергать за шнур.

5.2. Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

5.3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

5.4. Провести влажную уборку помещения, выключить вытяжную вентиляцию, снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

 

 

Приложение №4

Техника безопасности при работе с режущими инструментами 

1. Общие положения 

1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с режущими инструментами по кулинарной обработке продуктов. 

1.2.Работы с режущими инструментами предусматривают использование кухонных ножей, мясорубки, скребка для чистки рыбы, терки и др. 

1.3. Рабочее место должно быть оборудовано столом, разделочными досками, комплектом режущего инструмента. 

1.4. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму. 

1.5. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка). 

2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Подготовить рабочий стол и разделочную доску к работе. 

2.2. Проверить исправность и правильность заточки инструмента. 

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным. 

3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом. 

3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные учителем. 

3.4. При использовании мясорубки продукты подавать деревянной лопаткой. 

3.5. При работе с ручной теркой прочно удерживать обрабатываемые продукты, не тереть слишком маленькие части. 

3.6. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед. 

4. Требования безопасности по окончанию работ

4.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты. 

4.2. Сложить ножи в специально отведенное место. 

4.3. Привести в порядок рабочее место. 

5. Требования безопасности в аварийной ситуации

5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации. 

5.2. Оказать первую помощь пострадавшим.

 

Приложение №5

Немного из истории.

Этот десерт был знаком Шотландцам еще в далеком 1815 году. Именно тогда в Шотландии овес считался самой популярной культурой и из него делали все, что только могли придумать, начиная от супов и заканчивая знаменитыми кашами и десертами. Одним из таких вкусностей и стало овсяное печенье, простой рецепт которого, правда в совсем ином виде, дошел и до наших дней. Тогда овсяное печенье было совершенно постное и представляло собой тонкую сухую лепешку, испеченную на сковороде.

Позднее, по мере распространения иммиграционных процессов, вместе с коренными шотландцами за границу попало и овсяное печенье, простой рецепт которого, просто пленил иностранных зевак. Уже в XX веке именно овсяное печенье готовили для своих сыновей матери и жены солдат в Австралии и Новой Зеландии, понимая, что в этом не хитром лакомстве заключены важнейшие постулаты здорового питания: длительное хранение, питательность и сбалансированность химического состава. Тогда такое овсяное печенье испеченное ими дома в дорогу приобрело название «плитка» или «вафля» солдата. Именно тогда появилось и еще одно название, которое сегодня неразрывно связывают с этим снеком — АНЗАК (эта аббревиатура расшифровывается как австралийский и новозеландский армейский корпус). Позднее, для более длительного хранения их даже придумали помещать в герметичну

Приложение №6

Характеристика овсяного печенья

  1. Овсяное печенье отлично подходит людям, привыкшим к здоровой пище
  2. Польза овсяного печенья заключается в составе этого продукта. Например, овсяная мука содержит в себе большое количество витаминов и микроэлементов.
  3. хорошая усвояемость, приятный аромат и вкус. привлекательный внешний вид.
  4. Печенье имеет длительные сроки хранения .
  5.  Высокая энергетическая ценность, кроме повседневного использования,  широко применяют в экспедициях, туристских походах и т.п.
  6. При регулярном употреблении печенья , улучшается работа пищеварения, и выводятся шлаки из организма. Благодаря полезным элементам входящих в состав, можно понизить уровень сахара в организме
  7. Диетологи утверждают, что несколько штук овсяного печенья по своим питательным свойствам вполне заменяют одну порцию овсяной каши. Поэтому полезный, но не всеми любимый завтрак из овсяных хлопьев легко заменить вкусным печеньем с молоком, соком или чаем.
  8. Овсянка стимулирует работу кишечника, ускоряет процессы пищеварения, помогает очистить кишечник.
  9. Кроме того, оно благоприятно воздействует на состояние кровеносной системы: выводит вредный холестерин, благодаря чему поддерживает здоровье сосудов..
  10. Лучшим же вариантом будет готовить овсяное печенье самостоятельно. Так всегда можно быть уверенным в исключительной полезности готовой сладости, а также подстроить рецепт "под себя": диабетикам и полным людям минимизировать количество сахара, заменив его сухофруктами, а также заменить вредные жиры полезными растительными.

Виды овсяного печенья:

Существует два основных вида овсяного печенья:

1. Первый вид готовят на основе цельных овсяных хлопьев,

 2. второй - на основе овсяной муки, благодаря которой, впрочем, это печенье и назвали овсяным.

Условно можно выделить овсяное печенье с различными добавками :

  1. с изюмом, курагой, орехами, шоколадом, злаками;
  2.  глазированное и декорированное шоколадом;
  3. с начинками -- фруктово-ягодным джемом или повидлом.

Приложение №7

Таблица « Недостатки и причины недостатков  возникающие при приготовлении изделий из песочного теста»

Вид брака

1

Причины возникновения

2

Песочный полуфабрикат нерассыпчатый,

плотный, жесткий.

Тесто непластичное, при раскатке крошится.

Изделия грубые,  крошливые.

Песочный полуфабрикат очень рассыпчатый.

Песочный полуфабрикат сырой, плохо

пропечённый, местами подгорелый.

песочный полуфабрикат бледный.

Мука с большим содержанием клейковины;

длительный замес; использование большого количества

тестовых обрезков; повышенного содержания жидкости;

уменьшено содержание жира; вместо яиц добавлены  одни яичные белки; много сахара и мало жира.

Температура теста выше 20 градусов; тесто замешено в растопленным маслом.

В тесте увеличено содержание жира;

вместо яиц добавлены яичные желтки.

Завышена температура выпечки, недостаточное

время выпечки, неравномерно раскатан пласт.

Низкая температура выпечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по социально - бытовой ориентировке : "Подарок своими руками. Ветка сирени" 7 класс

Данный урок на тему:" Подарок своими руками. Ветка сирени." для учащихся с ограниченными возможностями здоровья расчитан  на 4 часа в 7 классе. В течение  этих уроков ребята знакомятся...

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в седьмом классе по теме: «Первичная и тепловая обработка картофеля. Приготовление картофельного пюре»

Урок объяснения нового материала и формирования умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 6 вида  по СБО под реда...

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.

продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...