Беседа "Хлеб наш насущный"
план-конспект занятия (9 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

занятие для воспитанников с ОВЗ, возраст 14-16 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_hleb_nash_nasushchnyy.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа-интернат

Беседа

«Хлеб наш насущный»

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

Воспитатель

2021-2022 учебный год

Беседа «Хлеб наш насущный»

Цели:

  • показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
  • воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям труда;
  • корригировать аналитико-синтетическую деятельность.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Психологический настрой на творческую работу.

      2. Введение в тему.

- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).

 О чем же мы будем сегодня говорить?  (Мы будем говорить о хлебе. )

 Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?

 Как хлеб на стол пришел?

 Каким был хлеб во время войны?

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова»

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

  (полем, небом, печкой, а главное – работой пахнет)

Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

3.Основная часть.

- Хлеб был всегда важнейшим продуктом. Мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений. Он составляет первооснову всей жизни. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Люди вырвались в космос, покоряют реки, океаны. А хлеб остаётся хлебом. Он наш верный друг, «имя» которое мы произносим с любовью и теплотой.  Хлеб – это  символ  благополучия, достатка.  Хлеб  на столе – это богатство в доме. 

- А  часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?

- Учёные полагают, что хлебу  свыше 15 тысяч лет.  Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние  времена  мало чем напоминал нынешний.  Это  были  плотные  поджаренные  куски зерновой массы.

- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы, как в старину сеяли, убирали  и пекли хлеб?

Сейчас человеку помогают машины, но так было не всегда. В давние времена хлеб доставался с большим трудом, потому что делали все руки человека (крестьянина).

Люди, каких профессий  задействованы в производстве хлеба? Назовите, пожалуйста.

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Можем ли мы сейчас сказать, что Хлеб - всему голова, а почему?

- Щедра наша земля-кормилица, только руки к ней приложи, и она тебя не оставит в нужде, воздаст за труд сторицей. Недаром говорят: «Земля – мать, труд – отец». Долог путь от посеянного в землю зерна до буханки хлеба на столе.

Хлеб военного времени.

- Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»

И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба

Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок…

- Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

- А какие пословицы вы знаете о земле, хлебе и труде?

  • «Хлеб на стол – и стол в престол, хлеба ни куска – и стол – доска».
  • «Где хлебно и тепло, там жить добро».
  • «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
  • «Будет хлеб – будет песня».

физкультминутка:

( инсценируют действия в соответствии со словами)

Пахари: А мы пашенку пахали, глубокие борозды махали

Сеяльцы: Сеем, сеем, посеваем, посеваем,

Зерно в пашенку бросаем,

В землю теплую уйдите,

К солнцу колосом взойдите.

Жнецы: А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,

Мы жито жали, на межу клали,

В поле стогами, на столе пирогами.

-  Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел.

Едет хлеб на мельницу, мельницу – чудесницу.

Дуйте, дуйте ветры в поле, чтобы мельницы мололи,

Чтоб сегодня из муки испекли мы пироги.

Игра « Что сначала, что потом».

Дети рассматривают сюжетные картинки из серии « Откуда хлеб пришел», размещают их в логической последовательности «старина – современность»

- Вы видите, сколько людей трудилось для того, чтобы у нас на столе был хлеб. Как нужно обращаться с хлебом?

- Беречь, не бросать, брать столько, сколько сможешь съесть.

- Какая мука получается из пшеницы? Ржи? Ячменя? Овса?

- Пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная.

 «Доскажи пословицу».

  • Не шуба греет, а …(хлеб).
  • В дороге хлеб не…( помеха).
  • Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).
  • Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).
  • У кого хлебушко, у того и (счастье).
  • Хлеб всему …( голова).
  • Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

О бережном отношении к хлебу

«Какие же правила бережного отношения к хлебу мы с вами можем составить?»

  1. Береги хлеб, он дорого даётся.
  2. Не оставляй недоеденных кусков.
  3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
  4. Продли хлебу жизнь.
  5. Никогда не бросай хлеб.
  6. Подними брошенный кусок, отдай птицам.

4. Итог.

- Ребята, давайте подведем итог нашему занятию.

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- Что нового узнали сегодня?

(ответы детей).

Воспитатель выносит каравай хлеба:

Вот он – хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Слава хлебу на столе!

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло, -

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки ,

Солнца свет веселый в нем!

Уплетай за обе щеки – вырастай богатырем!

- По русской традиции каравай является символом плодородия, а значит – благополучия. Поэтому, встречая гостей хлебом - солью, демонстрировали готовность миролюбиво разделить с ними и счастье и горе. Соль, как напоминание о тех трудностях, с которыми достается хлеб. В старину никогда не резали хлеб ножом, его ломали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство".

Разработка урока по истории «В трудах и заботах о хлебе насущном: крестьянство» для 6 класса....

Компьютер на уроке: игра или насущная потребность

Сегодня компьютер являтеся неотемлемой часть образовательного процесса! Почему? В чем же его достоинства? Представленная  презентация дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Компьютерные средств...

Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.

Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...

Презентация на тему "Формирование функциональной грамотности – насущная потребность или дань моде?"

Презентация подготовлена для выступления на заседании педагогического совета школы, посвящена Формированию функциональной грамотности учащихся. Задача выступления - "расшифровать" понятие фу...