Особенности обучения детей с РАС
статья

В статье представлены практические материалы обучения детей с расстройством аутизтического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob-ti_obucheniya_detey_s_ras.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

       ГОУ ТО «Тульский областной центр    образования»-

                отделение адаптированного общего образования

                         обучающихся с нарушением

                         интеллектуальной сферы №2

                                   

                                 

                                   Доклад

 Современные методические требования к  коррекционной направленности  урока (занятия) для обучающихся с нарушениями аутистического   спектра.

                                         

                                                 учитель-логопед    Бочарова И.Н.

                                               

                                                   2017 год.

Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь, с близкими людьми. 

В последние годы выросло число детей с РДА. В связи с этим разрабатываются новые подходы к коррекционной работе, выдвигаются и обсуждаются новые гипотезы о природе и причинах возникновения такого нарушения в развитии детей.

Особенности детей с РДА:

  • стереотипное поведение;
  • чрезмерная психомоторная возбудимость;
  • трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром;
  • трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
  • стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
  • задержка и нарушение коммуникативной функции языка (Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.)

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ аутизма до сих пор не выявлены. 
Этиология этого нарушения в развитии детей остается неясной.

Классификация детей с РДА (по Никольской О.С.):

В основе классификации - характер и степень нарушения взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Полная отрешенность от окружающей среды (1 группа). 
Жалобы родителей: Невозможность организации такого ребенка, ответной реакции от него нет никакой. Никогда ничего не просит, не реагирует на боль, холод. Чаще всего проводит время в лазании по мебели или бесцельном блуждании по комнате. Если прервать его, то возникает агрессия. Этот ребенок почти не пользуется центральным зрением, ничего не рассматривает, предметы его не провоцируют на действия. Выражение лица при этом у него лукавое. Наблюдаются грубые нарушения мышечного тонуса. В быту особых хлопот не доставляет. Страдает от разлуки с близкими. Максимальную просьбу выражает взяв руку взрослого кладет ее на необходимый ему предмет. 

Из анамнеза: в раннем возрасте это спокойные удобные дети, контакта не требовали, на руки не просились. Ближе к году -  не боялись чужого человека, в рот ничего не тащили. Отмечалась острая реакция на чувственные раздражители (шум бытовых приборов, хлопанье дверьми). На втором году парадоксально не реагирует на боль и холод, максимально снижен порог чувствительности. На имя не откликается, не реагирует на просьбы взрослых, не следит за указательным жестом.

Отвержение окружающей среды (2 группа).

Эти дети более активны. Но и они не принимают большую часть окружающего мира. Аутизм у них в большей степени проявляется вне дома, то есть когда ребенка выводят из привычной ему обстановки.

Внешне это более страдающие дети: лицо искажено гримасой страха, они более отягощены страхами, имеют много стереотипов (как моторных, так и речевых).

Эти дети более приспособлены к жизни. Активность проявляется в избирательности (например, в еде -  предпочитают блюда одного цвета, вкуса, формы, они носят определенную одежду, ходят гулять по одному маршруту). Все навыки формируются в определенных условиях, смена условий ведет за собой утерю навыков.

Умственное развитие, как правило, в пределах УО. Страхи проявляются ярко (например, боязнь яркого света). Дети этой группы часто заняты манипуляциями с предметами. Очень привязаны к близким людям. Не отпускают их от себя, стремятся управлять ими. При нарушении их условий может быть агрессия (самоагрессия) и, как следствие, утяжеление дефекта.

Замещение окружающей среды (3 группа).

Дети выглядят не отрешенными от мира, а захваченными своими интересами. У родителей жалобы на невозможность управлять поведением ребенка. Он может месяцами, годами говорить, играть в одно и тоже. Такие дети делают все, чтобы их ругали и получают от этого удовольствие.

Типичное для них выражение лица это застывшая улыбка, блестящие глаза. На первый взгляд создается иллюзия, что он смотрит на тебя, но не видит, взгляд не сосредотачивает. Эти дети более активны в контактах с окружающей средой. О них можно сказать, что они моторно-неловкие дети. Нарушено развитие как крупной, так и мелкой моторики. К 6 - 7 годам не овладевают навыками самообслуживания. Не действуют ни по показу, ни по словесной инструкции. Часто отказываются от обучения, из боязни показаться несостоятельными.

Трудности в организации общения и взаимодействия (4 группа).
Ранний детский аутизм выражен в наиболее легкой форме. Детей отличает повышенная ранимость, тормозимость в контактах, в общении с окружающими людьми, трудности в сосредоточимости и организации произвольной деятельности. В целом, физически хрупкие, легкоутомляемые дети. По многим признакам похожи на детей с ЗПР. 

Жалобы на задержку развития. Выглядят скованно, движения затруднены, механистичны, вялость быстро сменяется перевозбуждением. На лицах страх, тревога, растерянность. Мимика угловатая, как смена масок. Характерно, что они смотрят в глаза, но контакт прерывистый, избирательный.

Психологическое развитие менее искажено, трудности усвоения моторных навыков. Не всегда понимают инструкцию. Характерно, что это очень «правильные» дети, они не могут обманывать, ловчить, самостоятельно принимать решение. Аутостимуляции не используют.

Методические указания по работе с детьми РДА. 

Формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта. Это сделать возможно: 

1. Через участие в нравящейся ему деятельности. 

2. Организация работы должна стать типичной (одно и то же время, место, одинаковая последовательность заданий и упражнений).

3. Место для работы следует выбрать так, чтобы перед вами и ребенком была стена, на столе должно лежать минимальное количество пособий.

4. Знакомство должно происходить через мать, ее следует вовлекать в процесс обучения и воспитания.

Общее для всех детей с РАС - это недостаточное понимание речи (в силу отрешенности таких детей). Следовательно, главной задачей является развитие понимания.

При выборе коррекционного подхода необходимо учитывать характер структуры дефекта учеников, организационные составляющие ситуации, сложившейся в образовательном  учреждении; чтобы решить, как работать с ребенком, также необходимо проанализировать, каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации.

В связи с тем, что в нашем государстве отсутствует система специализированной помощи детям с аутизмом, их будущее в целом представляется достаточно неопределенным. Особенно это касается детей с осложненными и сложными формами аутизма. Поэтому на данном этапе представляется целесообразным в большей степени придерживаться концепции адаптации ребенка к среде, нежели стремиться адаптировать среду к потребностям и возможностям ребенка.

Важным аспектом, оказывающим непосредственное влияние на успешность обучения детей с РАС, является выявление особенностей понимания речи. Как уже отмечалось ранее, дети с расстройствами аутистического спектра отличаются специфическим восприятием устной речи. Поскольку программа  школы предполагает усвоение огромного количества устного материала, важно точно понимать:

— какую часть информации, подаваемой устно, понимает тот или иной ребенок;

— какие инструкции, лучше усваиваются и чаще выполняются;

— в какой форме должен быт задан вопрос, что бы он был усвоен.

Для того, что бы построить программу обучения, необходимо изучить начальный уровень ребенка. Учителю важно понять, какие основные навыки и умения сформированы. А так же понять, какие темы, необходимые для успешного усвоения программного материала, осмыслены недостаточно или формально, и их необходимо продублировать. В то же время важно не упустить, что помимо знаний по программе, у детей должны быть сформированы универсальные учебные действия, поэтому важно определить, какие из учебных компетенций необходимо формировать.

Особенности обучения детей с РДА.

Перед тем как начать составлять планирование по каждому предмету, необходимо определить нижнюю границу программных требований. Так как при составлении планирования мы опираемся на определенную адаптированную программу, то требуется учитывать основные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уровнем программы по данному предмету. Для этого необходимо определить, какие из заложенных в программе учебных компетенций являются наиболее важными и повлияют на усвоение программы в будущем. При этом важно уделить особое внимание формированию универсальных учебных действий, поскольку, их сформированность поможет преодолевать ту или иную дефицитарность при усвоении программы.

Необходимо четко определить: с какими понятиями необходимо познакомить ребенка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить, что мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в будущем.

После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо понять «как вы будете этому учить».

Очень важно помнить несколько принципов:

— мы не начинаем спрашивать, пока не объяснили, не научили, не дали образец;

— то, что не подкреплено наглядностью или практическим действием не запоминается ребенком;

— все абстрактные понятия будут усвоены только через образец или алгоритм.

Вся программа обучения в классе должна строиться с учетом индивидуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе обучения. Наличие у каждого ребенка специфических проблем и трудностей определяет важность индивидуального подхода к определению домашних заданий.

Структура урока.

Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока. Первым обязательным условием является наличие четких границ урока. Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окончания урока. Недопустимо плавное «перетекание» перемены в урок, так как это не дает возможности вовремя переключиться, настроиться на другую деятельность. На этапе начала обучения детей с расстройством аутистического спектра очень важно поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета. Это означает, что первое время каждый урок должен содержать в себе единые структурные компоненты. Для детей с данным нарушением очень важно наличие визуальных стимулов. Визуальное расписание поможет ребенку четко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. Это поможет внутренне подготовиться к смене деятельности, понимать, когда закончиться тот или иной этап.

Для того, что бы избежать «выпадания» из урока, необходимо обязательное внесение в алгоритм занятия динамических пауз. Это даст возможность ребенку переключиться, снять мышечное напряжение и энергетически восстановить силы. Дети с расстройством аутистического спектра хорошо воспринимают любые музыкально-ритмические игры. При этом, в классе могут находиться дети, которым наличие даже 1—2 динамических пауз оказывается недостаточным. Для восстановления энергетического баланса и активизации внимания этих детей можно использовать: переключение деятельности, отдельные поручения. Не смотря на то, что у каждого из детей есть индивидуальная программа обучения, они все обучаются в одном классе. Поэтому очень важно так подобрать размер задания, что бы дети заканчивали урок одновременно. По окончании урока рекомендуется подводить его итог.

Введение правил поведения на уроке.

Для того, чтобы ваши ученики быстрее привыкли к новому режиму, рекомендуется введение правил поведения на уроке. Для начала, необходимо ввести общие правила для всего класса. Для этого надо продумать, какие правила вводить. Правил не должно быть много. Это должны быть только актуальные на данный период времени правила. Необходимо продумайть формулировку каждого правила. Фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Ваше правило должно показывать «как нужно себя вести». Поскольку у детей с расстройствами аутистического спектра затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать наглядное напоминание правил.

Введение расписания.

 

Как уже говорилось, создание расписания школьного дня является необходимым условием адаптации в школе ребенка с расстройством аутистического спектра. Расписание несет в себе не только организационные, но и содержательные компоненты. В первую очередь, необходимость введения расписания связано с тем, что различные явления окружающего мира и события, происходящие с ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У такого ребенка не формируется структура времени. В результате, оказывается несформировано понимание последовательности событий.

Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопасность ученику с расстройством аутистического спектра. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании ребёнка становится более упорядоченной, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих страхов. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для таких детей недостаточны. Ввиду того, что у детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно сформировано понимание речи, необходимо, чтобы расписание было визуальным.

Адаптация учебного материала.

 

Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Применение наглядности оправдано при преподнесении любого учебного материала.

Трудности понимания речи и удержания инструкции обуславливают необходимость поэтапного разъяснение задания.

 После прочтения сложного задания, учителю необходимо:

— разделить задание на этапы,

— прописать на доске или карточке алгоритм деятельности

— дать инструкцию к выполнению этапа в упрощенном виде.

Для лучшего понимания учебного материала необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции. Данный прием поможет ребенку за многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное. Для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки.

В процессе обучения у детей с РАС, как правило, возникают трудности выполнения самостоятельных заданий. Поэтому, учителю необходимо «научить» детей работать самостоятельно.

Для этого необходимо соблюдать определенный алгоритм:

1. Во время объяснения задания дайте визуальную подсказку: подчеркните в учебнике те задания, которые надо будет сделать; отксерокопируйте задание на отдельный лист; напишите на доске номер задания и страницу

2. После инструкции остановите взгляд на каждом. Очень часто уже на данном этапе можно увидеть, «услышал» ли ребенок инструкцию.

3. Убедитесь, что каждый правильно понял задание и готов к его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?», «Покажи, какое упражнение ты будешь списывать?» и т.п.

4. Повторите инструкцию индивидуально. Подойдите, к ученику, который не начал выполнение задания и повторите инструкцию. При этом, можно положить руку на плечо или слегка потеребить по спине.

5. Если ребенок не начал выполнять задание даже после повторения инструкции, попробуйте выполнить с ним задание у доски. Что бы понять, какие сложности у него возникаю.

6. При последующем предъявлении подобного задания подключите к работе тьютера.

7. Во время самостоятельного выполнения заданий не упускайте из виду остальных учеников. Периодически, подходите, что бы посмотреть, на каком этапе выполнения тот или иной ребенок и вовремя оказать поддержку.

 

Качественный подход при оценивании результатов.

 

Все дети, обучающиеся в одном классе, тем не менее имеют индивидуальную программу обучения, которой определяются индивидуальные результаты обучения. Именно индивидуальными достижениями должна определяться результативность. В первую очередь хочется повторить, что похвала, как положительная оценка учителя, может является более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник. Однако для детей с расстройствами аутистического спектра похвала, должна быть более эмоционально окрашена. Для повышения самооценки и создания ситуации успеха рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка. Данная шкала опирается на результаты, заложенные в индивидуальный учебный план. Вариант этой шкалы необходимо обсуждать с родителями (законными представителями) ребенка. С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того, чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.

УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....

Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе

Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...