Положение об организации работы педагога-дефектолога
учебно-методический материал

Теслиме Фариковна Мустафаева

1. Общее положение

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» N 273-ФЗ 29 декабря 2012 года,  на основании действующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_rabote_dektologa.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кольчугинская школа №1»

Симферопольского района Республики Крым

ул. Школьная, 21 , с. Кольчугино, Симферопольский район, Республика Крым, 297551,

тел. (0652) 31-51-56, e-mail kolshooll@mail.ru,

ОКПО 00796625, ОГРН 1159102010121, ИНН/КПП 9109008815/910901001

________________________________________________________________________

ПРИНЯТО

Протокол заседания

педагогического совета школы

___.___.________г. №____

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Кольчугинская школа №1»              ____________О.А.Лущик

приказ №______ от ____.____._____г.

Положение №_____

об организации работы педагога-дефектолога

1. Общее положение

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» N 273-ФЗ 29 декабря 2012 года,  на основании действующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897;
  • Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373;
  • Приказа Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательных программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067) ;
  • Письма  Минобразования  РФ  от  27  июня  2003  г.  N  28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» ;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).

  1. Цель деятельности педагога-дефектолога:

2.1 Своевременная помощь детям с ОВЗ при освоении программного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения;

2.2 Коррекция развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ в динамике образовательного процесса.

3. Задачи деятельности педагога-дефектолога:

3.1 Выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей, обучающихся;

3.2 Определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого обучающегося;

3.3 Разработка программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого- педагогического консилиума школы;

3.4 Динамическое изучение психического и речевого развития обучающихся, контроль над

      соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития

      обучающихся;

3.5 Проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми,  

      испытывающими трудности в овладении программного материала;

3.6 Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося;

  1. Направления деятельности педагога-дефектолога:

4.1. Диагностическое направление:

  • индивидуальная диагностика детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении (по

запросу);

  • динамическое наблюдение за развитием обучающегося;
  • распределение детей на группы по ведущему дефекту;
  • определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на обучающегося.

  1. .Коррекционное направление:
  • системное коррекционное воздействие на учебно–познавательную деятельность обучающихся в динамике образовательного процесса;
  • преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации коррекционных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;
  • коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ.

4.3. Аналитическое направление:

  • сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализа результатов.

  1.  Консультативно-просветительское и профилактическое направление:
  • оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения, обучающихся с ОВЗ;
  • разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

4.5. Организационно-методическое направление:

  • участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации педагога-дефектолога.

5. Организация деятельности работы педагога-дефектолога:

5.1. Зачисление на занятия осуществляется на основе комплексной диагностики

  • изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09 - 01.10. Итоговое диагностическое обследование проводится с 01.05. - 31.05. ежегодно. Педагог – дефектолог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, сенсомоторное развитие, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей. Выпуск может производиться по окончанию учебного года, в случае успешной коррекции познавательных и речевых процессов, обучающихся с ОВЗ.

5.2. Основной формой дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий 20-25 минут. Перерыв между индивидуальными занятиями 5-10 минут. Продолжительность групповых коррекционных занятий 35-40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10-15 минут.

5.3. Коррекционные занятия могут проводиться как в основное учебное время, так и во второй половине дня, в соответствии с расписанием. По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов специалисты могут брать обучающихся на занятия с некоторых уроков (музыка, технология, изобразительное искусство и других уроков с меньшей интеллектуальной нагрузкой), исходя из особенностей развития обучающихся, которым рекомендована частая смена различных видов деятельности и переключаемости, в связи с особенностями поведенческого и эмоционального состояния, для более эффективной интеллектуальной работы в дальнейшем.

5.4. Недельная нагрузка педагога-дефектолога составляет 20 астрономических часов при пятидневной рабочей неделе, которые направлены на:

  • проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, групповых);
  • изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
  •  консультативную работу с педагогами и родителями;
  • участие и подготовку ППк, методических объединений, педсоветов. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога  и может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др.;
  • консультативная работа, посещение уроков и оформление документации.

5.5. Занятия с педагогом-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому самостоятельно специалистом с учетом учебного расписания, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке директором школы.

5.6. На каждую группу обучающихся у педагога- дефектолога имеется рабочая программа на учебный год групповых и индивидуальных занятий.

5.7. Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости занятий у педагога- дефектолога (приложение 1).

6. Руководство деятельностью педагога-дефектолога:

  6.1.Общее руководство работой педагога- дефектолога и осуществляется директором

         школы.

  1. Директор школы:
  • назначает на должность педагога-дефектолога лицо, имеющее высшее специальное образование в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • создает условия для проведения коррекционной работы, в том числе обеспечивает дефектологический кабинет специальным оборудованием и методической литературой, диагностическим инструментарием и дидактическим материалом.

  1. Педагог-дефектолог
  • подчиняется непосредственно директору школы;
  • исполняет обязанности, установленные инструкцией.

6.4 Обязанности по контролю и руководству за организацией и проведением коррекционных занятий, ведением документации возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

7.Педагог-дефектолог имеет в наличии и ведет следующую  

  документацию:

         7.1. Положение об организации работы педагога-дефектолога;

 7.2. Должностная инструкция педагога-дефектолога;

 7.3. План работы на учебный год педагога-дефектолога;

         7.4. Отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год;

 7.5. Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором;

 7.6. Журнал учета работы учителя-дефектолога; журнал индивидуальных коррекционных учебных занятий (приложение 2);

 7.7. Списки обучающихся, нуждающихся в занятиях с педагогом-дефектологом

        (приложение 3);

7.8 Списочный состав коррекционных групп (приложение 4);

7.9 Карта динамического развития обучающегося (приложение 5);

        7.10. Программы по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся с ОВЗ;

        7.11. Подборку диагностического инструментария и перечень методической литературы;

 

        Приложение 1 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЬЧУГИНСКАЯ ШКОЛА №1»

ЖУРНАЛ

 

        Приложение 2 

Журнал учета работы учителя-дефектолога;

Журнал  индивидуальных коррекционных учебных занятий

Приложение 3 

Список обучающихся,

нуждающихся в занятиях с педагогом-дефектологом

20__/20__ учебный год

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Дата

рождения

Класс/ группа

Выявленное

нарушение

Учитель-дефектолог____________________________________

                                                                                                                     (Ф.И.О.)

        Приложение 4

Списочный состав коррекционных групп

Состав коррекционных групп

1 группа

(……..)

2 группа

(……..)

3 группа

(……..)

4 группа

(……..)

1

2

….

        Учитель-дефектолог____________________________________

                                                                                                                     (Ф.И.О.)

         

 

 

Приложение 5

Карта динамического развития обучающегося

Параметры

измерения

Социальный

анамнез

Состояние

здоровья

Особенности

эмоционально-

волевой сферы

Уровень развития познавательных

процессов

Программа

обучения

Уровень

учебных

действий

Уровень усвоения

программы

Уровень

развития

трудовых

навыков

Развитие

эмоций

Развитие

волевых

качеств

Внимание

Память

Мышление

Речь

Фамилия, имя

обучающегося

м

р

ч

м

р

ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение по организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга

В положение включены разделы:1. Общие положения (цели, задачи, законодательная и нормативная основа деятельности по ОТ, структура управления ОТ),2. Обязанности и права руководителей и специалистов по ...

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»

.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МБОУ – СОШ №1 р.п. Сте...

Положение об организации работы по охране труда

Положение об организации работы по охране труда в общеобразовательном учреждении...

Корекционно-воспитательная работа педагога-дефектолога с аномальными детьми

Работа педагога-дефектолога. занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации детей с поражением нервной системы. Эта работа сочетается с другими звеньями комплексн...

Годовой план работы педагога-дефектолога

Годовой план работы педагога-дефектолога...

Перспективный план работы педагога-дефектолога

Перспективный план работы педагога-дефектолога...