Доклад учителя-логопеда на заседании МО «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»
материал

Струкова Лариса Александровна

Доклад

учителя-логопеда ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»  Струковой Л.А.

на заседании МО

«Организация работы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома»

Тема доклада: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

учителя-логопеда ОКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»  Струковой Л.А.

на заседании МО

«Организация работы по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома»

Тема доклада: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Дата проведения заседания МО: 28.02.2022

Логопедическая ритмика является эффективным методом преодоления речевых нарушений у дошкольников.  Логопедическая ритмика стала основой  для   построения работы в творческом объединении по интересам детей  «Логоритмическая мозайка», которую я начала осуществлять впервые в этом 2021-2022 учебном году. Моя работа началась  с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.) и составления рабочей программы.

В ходе работы творческого объединения по интересам детей «Логоритмическая мозайка» реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.    

В течение этого года были разработаны перспективные планы, составлены конспекты логоритмических занятий с детьми, разработаны и проведены консультации для воспитателей: «Роль речи взрослого в развитии речи детей», «Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики».

В структуру  работы творческого объединения по интересам детей «Логоритмическая мозайка» тесно вплетены различные элементы  музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения, развития речи:

-логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);

-чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

-пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;

-упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;

-фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

-вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

-песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и

выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

-музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

-упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения;

-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

  Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный  подход каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании   занятий используется  материал по всем разделам изучаемых каждую неделю  и лексические темы недели (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т.)

Я призываю всех педагогов шире и активнее использовать логоритмические игры и упражнения в своей и работе с детьми дошкольного возраста. Систематически, вводя элементы логоритмики  в своей работе, я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Я рекомендую вам, что есть пркрасная возможность  включения логоритмических игр и упражнений  в совместную деятельность с детьми в течении дня.

Это:  

-Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;

-Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку;

-Речевые игры перед едой;

- Логоритмические паузы во время образовательной деятельности;

-Динамические паузы между видами образовательной деятельности;

-Физкультурные, театрализованные виды деятельности с использованием речевого материала;

- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

- Подвижные игры с пением (на прогулке);

- Игры малой подвижности (в группе);

- Логоритмические досуги.

В начале учебного года был приобретен прекрасный практический материал-аудиопособия: фонограммы, тексты песен, логоритмические игры  и упражнения, которые я использую  в соей  работе, и могу предложит их всем воспитателям нашего детского дома для использования на своих занятиях и в режимных моментах. В состав аудиопособий входят колыбельные, песенки-игры, песенки - потешки, сказки и многое другое, а также мелодии, которые могут использоваться в качестве сопровождения на занятиях физкультурой.

        Использование логоритмических приемов в повседневной работе позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создает благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания стали усваиваться детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную).

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более  раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

В дальнейшем планирую продолжать и совершенствовать работу по логоритмике  для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников». НА 2017-2018 учебный год.

Актуальность темы:Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических заня...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шире круг» по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ОНР через музыкально-логоритмические занятия

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Шире круг»по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ОНР через музыкально-логоритмические занятия...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШИРЕ КРУГ» по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ТНР и ОНР через музыкально - логоритмические занятия

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ШИРЕ КРУГ»по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ТНР и ОНР через музыкально - логоритмические занятия...