Обобщение педагогического опыта 2
методическая разработка

Шуба Светлана Васильевна

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы с детьми с НОДА367.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Владимирской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

                                                                                                                                     Учитель-дефектолог

Шуба Светлана Васильевна

г. Владимир, 2021

Содержание

Название отдела

Стр.

1

Условия возникновения и становления педагогического опыта

3

2

Актуальность и перспектива опыта

4

3

Ведущая педагогическая идея опыта

5

4

Практическая значимость опыта

5

5

Теоретические аспекты опыта

5

6

Технология опыта

7

7

Результативность опыта

8

8

Используемые ресурсы

13

9

Приложения

14

  1. Условия возникновения и становления опыта

В ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» работаю учителем-дефектологом. Являюсь членом  ЦПМПК. Провожу обследование детей от рождения до восемнадцати лет включительно. Провожу  коррекционно-развивающие занятия с детьми разной категории. Ежегодно на занятия приходят по 20 детей. За пять лет работы занятия посетили 79 детей, из них дети с ОВЗ  - 75 детей, дети-инвалиды – 50 детей, дети с нОДА - 14 детей. Среди таких обращений выделяются дети особой категории, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (нОДА). Если в 2018 году обратилось за консультацией 6 родителей, то в 2020  году  - 14 консультаций. Заметила, что у детей с нОДА  дошкольного возраста имеются нарушения в формировании пространственного гнозиса.

В статье 31 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам» [1]. Содержание соответствует социально-педагогической направленности и разработано в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015 г. №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощь» [2].

Нашим центром была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Развитие». Для реализации приведенного выше положения закона разработана данная дополнительная общеразвивающая программа по формированию пространственного гнозиса у детей с нОДА, которые проявляются в трудностях организации определения пространства и взаимодействия с другими людьми.

Качественные нарушения социального взаимодействия и коммуникации, стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности закладываются достаточно рано, но это весьма сложные психические образования, которые формируются длительно, по мере развития определённых мозговых структур, по мере становления соответствующих психических функций. Раннее начало целенаправленной работы приобретает в этих условиях характер не столько коррекционный, сколько профилактический, что, как многократно подтверждено практикой, является важнейшей предпосылкой эффективности комплексного сопровождения ребёнка с нОДА.

Возникает необходимость раннего комплексного систематического коррекционного воздействия в условиях ГБУ ВО ЦППМС и его филиалов. При правильной организации и проведении коррекционной работы педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед, социальный педагог помогают компенсировать дефицит общения, формировать предпосылки к развитию речи и развивать языковые способности, развивать мелкую и общую моторику, развивать пространственные представления и подготовить ребёнка к разным формам взаимодействия с социумом.

Поэтому при оказании коррекционной помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата выявлено, что у данной категории детей трудно сформированы двигательные навыки, пространственные представления, а именно дети путают стороны. Именно по этой причине мы занялись изучением данной проблемы.

2. Актуальность и перспектива опыта.

В связи с тем, что обращаются к нам и дети с нОДА и большинство из них испытывают трудности в пространственном гнозисе, поэтому данная тема является актуальной для того, чтобы оказать им комплексную помощь.

Формирование мыслительных умений ребенка, развитие речи, мелкой и общей моторики, пространственного гнозиса является одной из важнейших задач в процессе обучения. Как правило, у детей с нОДА возникают сложности при выполнении действий с предметами, взятии предмета в руку, ориентировка в пространстве. Выработать данный навык и закрепить его, является сложной задачей, особенно у детей с нОДА. Именно поэтому на формирование пространственного гнозиса должны быть использованы различные педагогические подходы. Создать единую систему действий, которая подходила бы каждому ребенку не представляется возможным. Для этого надо учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого обучающегося, чтобы упражнения на развитие мелкой и общей моторики приобрели для него значение. Именно поэтому, этот опыт является актуальным и в нем освещены основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при формировании у детей с нОДА пространственного гнозиса.

Формирование пространственного гнозиса у детей с нОДА является важной задачей для обычной нормальной жизни ребенка. Эти навыки необходимы в бытовом уровне, на академическом. Также, эти умения и навыки необходимы для ориентировки в окружающей действительности. Но овладеть этими навыками дети самостоятельно не могут. Именно по этой причине на решение этой задачи могут быть использованы различные педагогические подходы.

Дети с нОДА, независимо от нозологического диагноза, имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных условий для освоения образовательной программы и успешной адаптации в школе.

В то же время в специальной литературе проблемам изучения особенностей детей, имеющих моторные и статодинамические нарушения вследствие других нозологических диагнозов, уделено недостаточно внимания. К особым образовательным потребностям детей с нОДА относятся потребности в доступной архитектурной среде; коррекции нарушений познавательного и речевого развития; психологической коррекции эмоционально-личностных нарушений; коррекционной работе по развитию пространственно-временных представлений; по развитию навыков самообслуживания; помощи ассистента.

Детей данной категории становится с каждым годом все больше. А, соответственно, есть перспектива данного направления развития. Теоретических аспектов очень много, а практических навыков и разработок почти нет. Именно поэтому, данная проблема является актуальной в перспективе.

  1. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей в данном опыте будет то, что посредством нейрокинезиологических упражнений у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата можно сформировать пространственный гнозис.

  1. Практическая значимость опыта.

Опыт может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами, а также родителями (опекунами, усыновителями) и воспитателями, работающими с детьми особой категории с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые заинтересованы в развитии своих детей. Специалисты и родители смогут использовать комплекс нейрокинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ (нОДА), таких как:

  1. Комплекс упражнений, направленных на повышение нейродинамических показателей психической деятельности.
  2. Упражнения, направленные на развитие кинестетического и пространственного праксиса.
  3. Комплекс упражнений, направленный на развитие зрительного гнозиса, зрительной памяти и зрительно-пространственного восприятия.
  4. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторную и пространственную координацию детей.

  1. Теоретические аспекты опыта.

Проблемами обучения детей с нОДА занимались такие авторы, как Архипова Е.Ф., Приходько О.Г., Симонова Т.Н., Кузнецова Г.В., Кроткова А.В. Согласно типологии двигательных нарушений, предложенной И.В. Левченко и О.Г. Приходько, детей с нОДА можно условно разделить на три группы:

1.Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) (детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, пороки развития ЦНС, нейродегенеративные заболевания и т.д.

2.Дети с врожденными патологиями и деформациями опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, сколиозы, костные деформации и др.).

3. Дети с приобретенными дефектами костно-мышечной системы (травмы, опухоли костей, заболевания скелета и др.).

У большинства учащихся отмечаются нарушения, которые проявляются двумя вариантами:

1. Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала и ослабленное внимание. Быстро наступает психическое истощение. У ребенка появляется раздражительность, активное избегание контакта или полный отказ от него.

2. Неравномерный характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется от познавательной активности до резкого утомления. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.

У детей с нОДА такие процессы затруднены, как внимание, которое характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Для поддержания работоспособности и сохранения физического и нервно-психического здоровья необходимо использовать в течение занятия одну-две физминутки. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы  снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем. Очень часто у детей с нОДА встречаются нарушения зрительного, тактильного и слухоречевого восприятия. В итоге, наблюдается низкая двигательная активность, ограниченный набор речевых и эмоциональных реакций. Нарушения памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным предметам у школьников. У многих детей отмечаются нарушения формирования пространственных и временных представлений, в схеме собственного тела. Отмеченные нарушения познавательной деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками. Несформированность зрительно-моторной координации затрудняет учебную деятельность. Она важна на начальном обучении чтению, когда ребенок следит глазом за пальцем, которым определяет последовательность букв, слогов, слов.

  1. Технология опыта.

Цель коррекционно-развивающей работы с детьми  - сформировать пространственный гнозис у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений. 

Задачи:

1. Обучение детей с нОДА пространственному гнозису посредством нейрокинезиологических упражнений.

2. Развивать мелкую моторику с помощью нейрокинезиологических упражнений.

3.Развивать речь и обогащать словарный запас ребенка с помощью упражнений.

И для этого знакомство должно происходить в увлекательной и красочной атмосфере. Для этого нужен наглядный материал. Карточки с упражнениями, которые позволяют легко и увлекательно, в игровой форме, познакомить с ориентировкой в пространстве. Сейчас в сетях интернета много информации можно скачать, взять для своей работы. Именно этим и пользуюсь. Выбираю, распределяю различные наглядные пособия, работаю с тем, что мне подходит. Именно в такой, наглядной и игровой, форме детям можно поддержать интерес ребенка к новому материалу, а также получают дополнительную мотивацию для нахождения правильного ответа. Наглядный материал должен быть ярким, красочным, большим по размерам. Считаю, что именно такой подход с ярким оформлением помогут ребенку с нОДА сформировать пространственный гнозис.

Мною подобран комплекс нейрокинезиологических упражнений, направленных на Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приведем кратко описание нейропсихологических упражнений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые способствуют их развитию (приложение 1).

  • Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторную и пространственную координацию для начального звена.
  • Упражнения, направленные на развитие манипулятивных умений рук, графических навыков, чтения для начального звена.
  • Упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса для начального звена.
  • Упражнения, направленные на развитие кинестетического и пространственного праксиса (нарушение схемы тела –теменная доля правого полушария; нарушение зрительно-пространственной организации движений – теменные доли левого и правого полушария; нарушение произвольной регуляции движений – лобные доли левого и правого полушария).
  • Комплекс упражнений, направленный на развитие зрительного гнозиса, зри-
  • тельной памяти и зрительно- пространственного восприятия для среднего и старшего звена.
  • Упражнения, направленные на развитие манипулятивных умений рук, графических навыков, чтения для среднего и старшего звена.
  • Упражнения на развитие стереогноза для среднего и старшего звена
  • Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторную и пространственную координацию для среднего и старшего звена.
  • Упражнения, направленные на развитие динамического праксиса для старшего звена.
  • Упражнения, направленные на развитие динамического праксиса для среднего звена.
  • Упражнения тренировки двигательной памяти.

Анализ специальной и методической литературы по проблемам развития пространственно-временных представлений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, изучение их особенностей, убеждает нас в необходимости специально разработанной системы по использованию  нейрокинезиологических упражнений для формирования пространственного гнозиса у дошкольников:

  1. Комплекс упражнений, направленных на повышение нейродинамических показателей психической деятельности.
  2. Упражнения, направленные на развитие кинестетического и пространственного праксиса.
  3. Комплекс упражнений, направленный на развитие зрительного гнозиса, зрительной памяти и зрительно-пространственного восприятия.
  4. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторную и пространственную координацию детей.

  1. Результативность опыта.

Обязательным критерием эффективности работы учителя-дефектолога является положительная динамика в успешности усвоения пространственного гнозиса посредством нейрокинезиологических упражнений у учащихся. В качестве критерия результативности выделен такой показатель, как успешное усвоение материала на начало и конец года.

Коррекционно-развивающая работа в период с декабря 2017 года по декабрь 2021 года по государственным услугам о предоставлении коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся, а также по реализации дополнительных общеразвивающих программам проводилась в соответствии с требованиями к порядку организации и осуществления образовательной деятельности.

За этот период коррекционно-развивающие занятия посещали 14 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обязательным критерием эффективности работы учителя-дефектолога является положительная динамика развития такого критерия, как  сформированность пространственного гнозиса у детей. Учитывались знания на начало (диагностика) и на конец коррекционно-развивающей работы.

Для определения уровня развития пространственного гнозиса использовались специальные методики. Обязательным критерием эффективности работы учителя-дефектолога является положительная динамика в успешности усвоения пространственного гнозиса у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. В качестве критерия результативности выделен такой показатель, как успешное усвоение материала на начало и конец года.

Коррекционно-развивающая работа в период с января 2018 года по декабрь 2021 года по государственным услугам о предоставлении коррекционно-развивающей, компенсирующей помощи обучающимся, а также по реализации дополнительных общеразвивающих программам проводилась в соответствии с требованиями к порядку организации и осуществления образовательной деятельности (Таблица №1).

За этот период коррекционно-развивающие занятия посещали 79 детей, из них 50 имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 29 – дети-инвалиды.

Таблица 1

Количественные показатели коррекционно-развивающей работы

№ п/п

Название программы

2018

2019

2020

2021

1

ДОП «Развитие»

11

15

15

7

2

ДОП «Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра, проявляющимися в трудностях организации общения и взаимодействия с другими людьми (3-7 лет)»

3

3

3

3

3

Индивидуальные программы коррекционно-развивающих занятий

6

6

2

5

Всего

20

24

20

15

Обязательным критерием эффективности работы учителя-дефектолога является положительная динамика развития такого критерия, как обученность детей – уровень усвоения, качества знаний и навыков, способов и приемов их приобретения. Учитывались на начало и на конец учебного года (Таблица № 2, Диаграмма 1 - 4).

Таблица 2

Качественные показатели эффективности коррекционно-развивающей работы

Уро-вень обучен-ности

2018

2019

2020

2021

Начало обучения

чел./%

Конец обучения

чел./%

Начало обучения

чел./%

Конец обучения

чел./%

Начало обучения

чел./%

Конец обучения

чел./%

Начало обучения

чел./%

Конец обучения

чел./%

Высо-кий

5/25%

18/90%

4/16%

22/92%

4/20%

19/95%

3/15%

19/95%

Сред-ний

2/10%

1/5%

5/21%

1/4 %

7/35%

1/5%

5/25%

1/5%

Низ-кий

13/65%

1/5%

15/63%

1/4 %

9/45%

0%

12/60%

0%

Диаграмма 1

Результаты диагностики уровня обученности детей (2018 год)

Диаграмма 2

Результаты диагностики уровня обученности детей (2019 год)

Диаграмма 3

Результаты диагностики уровня обученности детей (2020 год)

Диаграмма 4

Результаты диагностики уровня обученности детей (2021 год)

Результативность коррекционно-развивающей работы

Года

Количество детей, занимающихся на занятиях

Общее количество проведенных занятий

Значительная динамика

Незначительная динамика

2018

20

450

19 (95%)

1(5%)

2019

24

496

22 (91%)

2 (9%)

2020

20

450

19 (95%)

1 (5%)

2021

15

400

14(93%)

1 (5%)

Всего: 79

1796

74(98%)

5 (6%)

Вывод: итоговая диагностика показала положительную динамику в усвоении программного материала по всем реализуемым программам. Таким образом, можно сделать вывод, что именно формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений показало значительную динамику. Все 100% детей, посещающих занятия, имеют положительную динамику.

С устойчивым улучшением общего развития выпущено большинство детей, что составляет 98%.  

Положительные результаты достигались за счёт:

•        применения разнообразных видов наглядности (сюжетные картины, таблицы, схемы) и различных форм, средств и приемов коррекционно-развивающего воздействия,

•        формирования навыка самоконтроля путём самостоятельной работы по образцу,

•        систематического использования коррекционных упражнений на внимание, память, мышление,

•        опоры на различные виды анализаторов,

•        применения упражнений на развитие межполушарного взаимодействия,

•        частой смены видов деятельности на занятиях, учёта психофизиологических особенностей детей,

•        осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся,

•        закрепления приобретённых умений и навыков.

По представленным данным за 2018 – 2021 гг. можно сделать вывод о том, что в работе учителя-дефектолога отмечаются стабильно высокие результаты коррекции психических процессов обучающихся.

Также показателем результативности коррекционно-развивающей работы является изучение мнения родителей об удовлетворенности качеством образовательного процесса за 2018-2021 год.

Результаты опроса и отзывов позволяют сделать вывод о том, что 100% из числа опрошенных родителей удовлетворены положительными результатами коррекционно-развивающей работы.

  1. Используемые ресурсы.

1. «Использование педагогами нейропсихологических и нейрокинезиологических упражнений, способствующих успешности  решения учебных задач учащимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Методическое пособие. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Екатеринбург, 2019 г.

2. Епифанцева Т.Б. «настольная книга педагога-дефектолога».- Ростов н/Д.: Феникс,2007.

3. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2007. (Коррекционная педагогика).

4. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком.(Серия: Особый ребенок.Исследование и опыт помощи). – М.: Теревинф,2009

5. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Педагогика, 1989. 

6.  Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. Сборник научных трудов. М.: Просвещение. - 1989. 

7. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом/ Л.А. Данилова - Л. - 1977.

8. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками/ И.Ю. Левченко и др: КНИГОЛЮБ, 2008.

9. Мамайчук, И.И. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:Психологические науки/ И.И. Мамайчук, Н.В. Андрущенко//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2015

10. Абкович, А. Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Абкович// Специальное образование. - 2016. 

11. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности / Н.П. Болотова // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы межд. науч. конф. Часть 1. — М., 2007 

12. Зайцев Д.В. "Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России". - М.: Издательство "Научная книга", 2003.

Приложение 1

Комплекс упражнений, направленных на повышение нейродинамических показателей психической деятельности

Упражнения, направленные на повышение нейродинамических показателей психической деятельности (начальное и среднее звено)

«Фокус». С периодичностью в 5-8 секунд педагог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Держим части тела на счет педагога. Задача ребенка показать названную часть тела.

«Запретное движение». Педагог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

«Кузнецы…». Дети складывают руки так, как будто у них в руках молот, и куют железо. Затем дети представляют, что у них в руках пластилин, и раскатывают воображаемые «шарики» (круговыми движениями), колбаски (движение растиранием ладошек). В растирание можно включить разный темп – медленно-быстро.

«Бросаем мячики» – играем воображаемым мячом – бросаем прямо, вверх, правой – левой рукой, обеими руками и т.п. Усложняем с пространственными ориентировками.

«Гусеница, змея». Дети изображают гусеницу руками (волнообразные движения руками по парте), комариков (указательные пальцы «кружатся» в воздухе, кобру – кисти ладоней полусогнуты, локти на столе, лягушки – ладошки «прыгают» по столу. Можно включить разный темп – медленно-быстро, и пространственные ориентировки – высоко-низко.

«Круг, квадрат, треугольник» – дети вытягивают формы и «превращаются в них». Каждой форме соответствует действие:

– круги – произносят протяжно «О-о-о-о..»

– треугольники – хлопают.

– квадратики – топают.

Педагог называет фигуру – дети включаются с соответствующим движением, постепенно переходим к уровню «путанья» детей.

Двигательные ритмические упражнения

Цель: двигательные упражнения направлены на активизацию энергетического потенциала мозга при помощи ритмичных движений. Структуру движений задает ритм стихотворения. Упражнения способствуют также расширению словарного запаса, двигательного репертуара и развитию воображения и креативности ребенка.

Процедура проведения у всех предлагаемых в данном разделе упражнений едина: дети слушают стихотворение, которое произносит педагог, и вслед за ним выполняют определенные движения.

Количество участников при выполнении упражнений – до 4 человек.

Подсобный материал не требуется.

Игры для ладоней

Цель: методика «Игры для ладоней» направлена на повышение нейродинамики через:

– активизацию нервных окончаний, расположенных на ладонях;

– развитие чувства ритма;

– развитие гибкости суставов, общей моторики.

Работа по данной методике строится с поэтапным усложнением ставящейся перед ребенком задачи:

– выслушивание проговариваемых педагогом слов;

– проговаривание слов (совместно с педагогом) и последующий просмотр движения;

– проговаривание слов и воспроизведение движения (совместно с педагогом);

– ускоренные проговаривание слов и воспроизведение движения (совместно с педагогом).

Процедура проведения у всех предлагаемых в данном разделе упражнений едина: дети слушают стихотворение, которое произносит педагог, и вслед за ним выполняют определенные движения.

«Барабаны»

Он стучит и тут и там

Указательный палец одной руки ударяет по ладони другой. Руки меняются. Учитывается ритм.

Один, два, три (пауза), четыре, пять

Хлопки с паузой

Сколько нужно посчитать?

Поочередные удары кулаком одной руки по ладони другой

Первый ритм у нас такой….

Повторяй скорей за мной…

А второй чуть посложнее…

Третий будет побыстрее…..

Ребенку предлагаются разные ритмы. Сложность ритмов педагог определяет индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возраст и уровень развития фонематического слуха.

     

 

Здесь можно использовать просто ритм, ритм с повтором акустического рисунка, а также добавлять разнообразные положения рук.

А четвертый вместе мы простучим на «раз, два, три»!

Хлопки на счет «один, два, три».

«Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т.п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т.п.

Расширение диапазона движений по параметрам:

быстрые – медленные;

мягкие – жесткие;

сильные – слабые;

тяжелые – легкие;

непрерывные – отрывистые;

свободные – с сопротивлением.

«Огонь и лед».

 Стоя в кругу. По команде «Огонь!» – дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

«Растяжки для ног».

Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 сек. и вернуться в Исходное положение. Стараться не сгибать ног и рук. То же – для правой руки и ноги;

б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении 5 сек. и вернуться в Исходное положение. Не сгибать ног и рук. То же – для левой руки и правой ноги.

«Повороты в стороны».

Поворот влево – левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо – правая рука назад, левая на сердце и т.д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем в одну, а затем в другую сторону.

«Скручивание корпуса».

Колени слегка согнуты, Стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник – вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом – в противоположную от рук сторону.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем – в противоположные.

«Волшебная мельница».

Ребенок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание – на ощущениях в

разминаемых суставах:

а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая – вперед, левая – назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему – вращение рук в локтевых суставах

(при этом плечи и кисти неподвижны);

в) вращать руки в лучезапястных суставах (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Змейки».

Предложите ребенку представить, что его пальцы – маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно

каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой). Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом – от него, при двуручном упражнении – друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем – разноименные (например, большой палец правой руки и

мизинец левой руки).

Упражнения, направленные на развитие кинестетического и пространственного праксиса

Кинестетический праксис (праксис поз статических по зрительному образцу). Упражнения направлены на развитие теменно-затылочных долей головного мозга, межполушарные комиссуры:

1. Достаем большой и указательный пальцы – кулак – достаем указательный и средний пальцы – кулак – достаем средний и безымянный пальцы – кулак – достаем безымянный и мизинчик.

2. Прижать руки тыльной стороной друг другу, опустить пальцы вниз («корни растения»), затем из этого положения переходим в положение «Лилия» (ладошки вместе чуть округлены). Пространственный праксис (нарушение схемы тела – теменная доля правого полушария; нарушение зрительно-пространственной организации движений – теменные доли левого и правого полушария; нарушение произвольной регуляции движений – лобные доли левого и правого полушария):

1. «Голосуем» правой – левой рукой.

2. Рука (правая-левая) перед грудью ладонью вниз– ладонью к груди.

3. «Пошуршали» ручками

4. Правый-левый кулачок под подбородок.

5. Левая-правая руки в стороны, ладошки в кулаке, затем подняли наверх – соединили, постучали на заданный счет; опустили вниз – открыли ладошку.

6. Руки на голову, правая рука лежит на левой. Затем левая на правой.

Комплекс упражнений, направленный на развитие зрительного гнозиса, зрительной памяти

и зрительно-пространственного восприятия

1. По команде педагога дети выполняют различные упражнения:

– правая рука вверх-вниз, левая рука вверх-вниз – смотрим за руками;

– правая рука в правую сторону – смотрим на свою руку, аналогично левая рука;

– круговые движения правой рукой вперед – назад («Мельница»),

– ладошка правой руки перед лицом ребенка – «кулачок –раскрыли» – смотрим на ладошку, аналогично левая рука; затем обе руки.

2. а) Вниманию ребенка предлагается 3 – 4 картинки с предметами на 20-30 сек. Затем дети закрывают глаза – убираем одну картинку. Дети вспоминают, чего не хватает. Можно использовать буквы и цифры.

б) показываем картинки в определенном порядке – переворачиваем. Дети вспоминают, в каком порядке расположены предметы.

Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторную и пространственную координацию для среднего и старшего звена

Упражнения усложняем через хлопки

1) Правой рукой захватываем свое левое предплечье, левой– правое.

2) Правую руку на правое плечо, левую руку на левое плечо

3) правую руку на правое колено, левую руку на левое колено

4) Правую руку кладем на левое плечо и наоборот, меняем на счет.

5) Правую руку кладем на левое колено, левую руку – на правое; меняем на счет.

6) Левой рукой левое ухо, правой рукой правое ухо.

7) Правой рукой достаем левое ухо, левой рукой правое ухо – меняем на счет.

8) Игра «Барабанщик» – задать ритм хлопками, затем постукиванием по парте, дети прослушивают и повторяют ритм, ритм постепенно усложняем. Барабаним, поочередно меняя пальцы.

9) Ладони на столе, на счет один-два пальцы врозь- вместе («веер»).

10) Ладошка-кулак-ребро (на счет один-два-три).

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...