Рабочая программа "сенсорное развитие"
рабочая программа (5 класс)

Программу можно использовать для индивидуального и фронтального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46

Калининского района Санкт-Петербурга "Центр реабилитации и милосердия"

Рассмотрено, обсуждено и утверждено Педагогическим советом

ГБОУ школы № 46 «Центр РиМ»

протокол  №______от ____________ г.

     «Утверждаю»

     Директор ГБОУ №46 «Центр РиМ»

       ____________________ Шибанова Е.А.

   

   «___»________________________2018 г.

 

Рабочая программа

 по  коррекционному курсу  СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

II вариант

                                                                Составитель:

                                                                   Дроздова Л.В.                                            

                                                                     

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

Актуальность.

Внимание детей с ОВЗ второго варианта обучения всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.

Сенсорное развитие ребёнка очень тесно связано с развитием у него моторных умений и навыков. Чтобы познать какой-либо предмет, ребёнку нужно произвести ряд целенаправленных действий: сжать, покатать, погладить, провести пальчиком по контуру, то есть использовать сенсомоторные движения. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений и др., который и называют сенсомоторным.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнат для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие внимания и сенсорно-перцептивных процессов школьников с умеренной степенью интеллектуальных нарушений.

Основные задачи программы:

-развитие произвольности внимания;

- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов  величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;

- развитие кинестетики;
- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования;

- релаксация.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы:

-зрительное восприятие;
-тактильно-двигательное восприятие;
-слуховое восприятие;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния.

Программный материал


Материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ,  подается  по концентрическому принципу. Для каждого уровня развития определенное количество часов на изучение каждой темы. В каждом разделе программы представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов в соответствии с лексическими темами.

 
Методы и приёмы работы

- элементы поведенческой терапии (гашение негативного поведения, генерализация навыка и др.);

- коммуникативные игры;

- доверительные беседы;

- развивающие и дидактические игры;

- двигательные игры;

- пальчиковая гимнастика;

- кинезиологические комплексы упражнений;

- элементы телесноориентированной терапии;

- элементы песочной терапии.

Необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно-действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно.

У детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в данных группах детей проводится индивидуально, исходя из особенностей развития детей. 

                                                                                                                                                                                  «Согласовано»

                                                                                                                                                                         Заместитель директора по УВР

                                                                                                                                                                           ГБОУ школа №46 «Центр РиМ»

                                                                                                                                             Нестерова Л.Г.

                                                                                                                                                                                «_____» _________________ 2018г.

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

"СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ" 4 кл.

№ п/п

Тема и содержание занятий

Методическое оснащение, оборудование, материалы  

Число

1 четверть

Развитие мелкой моторики. Сортировка мелких предметов.

Горох и фасоль

Развитие мелкой моторики. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха.

Манная крупа, горох и фасоль

Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку

Музыкальное сопровождение, приспособления для массажа

Развитие мелкой моторики, внимания. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха.

Манная крупа, горох и фасоль

Развитие мелкой моторики, внимания. Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха.

Манная крупа, горох и фасоль

Развитие кинестетики.

Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку

Музыкальное сопровождение, приспособления для массажа

2 четверть

Релаксация. Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку, работа с модулями

Развитие межполушарного взаимодействия.  Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Разучивание стихов с движениями

Развитие межполушарного взаимодействия.  Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Релаксация.Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку

Развитие межполушарного взаимодействия.  Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями

Развитие межполушарного взаимодействия.  Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

3 четверть

Пальчиковая гимнастика. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Развитие кинестетики.

Пальчиковая гимнастика. Нанизывание бусин на стержень, на шнур, от большого к маленькому, от маленького к большому.

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера

Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками. Обучение.

Почтовый ящик, доски

 Сегена

Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку

Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками.

Формирование навыка.

Почтовый ящик, доски Сегена

Разучивание стихов с движениями

Пальчиковая гимнастика. Заполнение отверстий втулками.

Закрепление.

Почтовый ящик, доски Сегена

Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку, работа с модулями

Оснащение темной сенсорной комнаты

Пальчиковая гимнастика. Складывание кубиков в закрывающуюся коробку. Обучение.

Коробка, кубики разной величины, игрушка-тренажер

4 четверть

Разучивание стихов с движениями

Пальчиковая гимнастика. Бросание мелких предметов в отверстие. Обучение.

 Игрушка-тренажер

Пальчиковая гимнастика. Бросание мелких предметов в отверстие. Формирование навыка.

 Игрушка-тренажер

Прослушивание музыки, массаж, выполнение упражнений под музыку

Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями

Пальчиковая гимнастика. Выделение формы по словесной инструкции: "Покажи круг" Группировка предметов по форме

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы

Развитие кинестетики. Разучивание стихов с движениями

Пальчиковая гимнастика. Выделение формы по словесной инструкции: "Покажи квадрат" Группировка предметов по форме

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы

Список основной литературы

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб,2010-80 с.
  2. Житко И.В., Ярмолинская М.М. 200 развивающих упражнений для подготовки ребёнка к школе: практическое пособие- Мн.: ЧУП "Изд-во Юнипресс", 2005 – 48 с.
  3. Крановиц К.С.  Разбалансированный ребенок. М, 2012
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми: М.: Генезис, 2000 – 192с.
  5. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003 г. – 47 с.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М,
    2001
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  8. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М, 1997

Список дополнительной литературы

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.. "Просвещение" 1973 г.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб., "Лань",2003 г.
  3. Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры [Текст] / С.И.  Веневцев,  А.А.  Дмитриев. - М.: Советский спорт, 2004. - 104 с.
  4. Забрамная С.Д. "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для  студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов" - М.: Просвещение:Владос, 1995.- 112 с.
  5. Малофееф Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология 2004 г. №6, 67-74 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: М.: Академия, 2003.- 456 с.
  7. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 Дефектология - М.: Просвещение, 1979 . – 192 с.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений - М.: "Академия", 2002. – 232 с.

Мультимедиа

  1. Программа "Учимся говорить правильно". Разработано компанией "Новый Диск" , 2008 г.
  2. Программа "Мир вокруг нас". Разработано компанией "Бука", 2009 г.
  3. Развивающий мультфильм для самых маленьких, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

рабочая программа "Развитие графических навыков"

Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"

Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи  на основе изучения предметов и явлений    окружающей действительности ....

Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях  детских домов - интернатов. Рабочая ...