Картотека занятий по ЛЕГО конструированию
план-конспект

Яшкина Татьяна Юрьевна

Развивать способности обучающихся к наглядному моделированию через ЛЕГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_lego_konstruirovaniyu.doc473 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека занятий по ЛЕГО конструированию

Занятие 1         

Тема: «Знакомство с ЛЕГО».

Цель: Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.

Оборудование: Наборы ЛЕГО в достаточном количестве.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный (показ видеоматериалов);
  • практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с педагогом).

Ход занятия

Педагог: Вот коробка. В ней красивый конструктор. Давайте поиграем. Сделайте то, что хотите. Педагог высыпает на стол конструктор. Дети строят кто что может и хочет. Итогом первого занятия служит анализ созданных построек.

Например: машинки, домики, космический корабль, фантастические постройки.

Педагог: «Какие вы молодцы! Как вы все хорошо построили! Давайте сделаем выставку ваших работ».

Занятие 2

Тема: «Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается».
Цель:
 более полно познакомить детей с конструктором ЛЕГО.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный (показ видеоматериалов);
  • практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с педагогом).

Оборудование: Наборы ЛЕГО  в достаточном количестве.

Ход занятия

Педагог: Какой красивый конструктор мы видим! Какие разные и яркие кирпичики и формочки! (Наблюдает за изменившимися реакцией и поведением ребенка по сравнению с первым занятием.) Вы их уже знаете. Помните, как легко они скреплялись и получались разные поделки? Будете делать еще? (Дети отвечают)

Педагог обращается к детям индивидуально, стараясь вовлечь в активную работу всех:«Давай подумаем, а что мы сегодня будем делать? Расскажи! (Ответ ребенка).

А как ты будешь делать? Расскажи! (Ответ ребенка)».

Педагог: Скажите, в какие цвета окрашены детали ЛЕГО? (Ответы детей.)
Вот что написано о цвете. Цвет — это вид краски. Слово «краска» произошло от красного цвета, а сейчас означает вещество, которое позволяет окрашивать что-либо в разные цвета.

Ребята, что вы знаете о красном цвете, и почему он так называется. (Ответы детей). Педагог: Красный — это значит красивый, хороший. Желтый — это цвет золота, солнца. Зеленый — цвет травы, листьев, который получается из смешения желтого и синего цветов. Синий — в старину означал сияющий, блестящий цвет.

В конце занятия проводится итоговая беседа: «Ты такой молодец! У тебя все так хорошо получилось. Ты так хорошо играл и строил! Давай покажем твою постройку другим ребятам.» (Показывает работы детей всем.).

Педагог: Нарисуйте то, что вы построили из деталей ЛЕГО. Только на рисунке должны быть видны ЛЕГО-кирпичики. Рисунок должен соответствовать цвету изделия. Оцените работы.

Педагог вместе с обучающимися сравнивает рисунки, сделанные на первом и втором занятиях.

Занятие 3

Тема: «Городской пейзаж».

Цель: Дать обучающимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. Развитие способности детей к моделированию объектов реального мира.

Задачи:         

  • повторение с обучающимися названий основных деталей конструктора, способов скрепления, соединения деталей конструктора;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • обучение планированию сборки объектов городского пейзажа;
  • развитие умения работать в коллективе, в группах;
  • развитие речи и коммуникативных способностей.

Методы обучения: 

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный (показ видеоматериалов);
  • практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с педагогом).

Материал: 

  • раздаточный - детали конструктора;
  • демонстрационный - карточки с изображением объектов городского пейзажа; макет улицы из домов; макеты деревьев; альбом; цветные карандаши.

Ход занятия

1. ЛЕГО-разминка.

Обучающиеся разбиваются на 3 команды. Команда выбирает капитана.

Педагог дает задания, по которым ребята должны взять деталь определенного цвета соединить ее с определенной деталью. (В результате работы получается фигура похожая на дом). Работа выполняется по кругу, начиная с капитана команды.

2. Беседа о городских строениях.

На что похожа получившаяся модель?
Где строят такие дома?
Зачем в городе строить высотные здания?
Есть ли в нашем городе такие дома?
Что в них находится? Кто в них живет?
А для чего предназначены маленькие здания? (Магазины, кафе, аптеки…)
Что еще кроме домов и различных зданий есть в нашем городе? (Скверы, стадионы…)
Для чего все это горожанам?
Чего не хватает городским жителям? (Больше деревьев, парков…)
Что мы с вами можем сделать, что бы улучшить свою жизнь в городе? (Охранять природу)
3. Самостоятельная работа с конструктором
Дети работают в команде.
1 команда строит городские высотные дома;
2 команда городские маленькие дома;
3 команда парк или детскую площадку.
4. Защита и обсуждение проектов.

Занятие 4

Тема: «Детская площадка»

Цель: развитие способности детей к моделированию объектов реального мира.

Задачи:

  • повторение названий основных деталей конструктора, способов скрепления, соединения деталей конструктора;
  • развитие логического мышления ;
  • закрепление умения анализировать объекты детской площадки по картинке, выделять их характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • обучение планированию сборки объектов детской площадки;
  • развитие умения работать в коллективе, в группах;
  • развитие речи и коммуникативных способностей;
  • повторение правил поведения на детской площадке.

Материал: 

  • раздаточный - детали конструктора;
  • демонстрационный - карточки с изображением объектов детской площадки; макет улицы из домов, сконструированных на предыдущем уроке; макеты деревьев, изготовленных на уроке труда; альбом, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Повторение названий, технических деталей конструктора.

Педагог показывает детали конструктора, а дети их называют:

Плата.

1. Кирпичики: 2*2, 2*4, 2*8.

1а. Кирпичики с глазками. 2*2.  

2. Панель с отверстием.

3. Панель с дверью.

4. Части трубы.

5. Длинная планка.

6. Короткая планка.

Педагог показывает детали конструктора, а дети называют способы их соединения, например:

Педагог. Как скрепить два кирпичика? (Дети. С помощью кирпичиков, лапки, овалов и других деталей).

Педагог. Как скрепить детали трубы? (Дети. Вставить одну деталь трубы в другую и защелкнуть соединение. (Термин “защелкнуть” придуман детьми.)

II. Моделирование логических отношений.

Игра “ Собери модель по образцу”

Педагог. Собери модель как у меня на плате.(Дети. - Собирают модель на своих платах).

(Если у кого-то собрано не верно, дети объясняют, в чем ошибка и исправляют ее.)

Игра “Собери по памяти”

Педагог. Показывает модель из 3-4, (5-7) деталей, затем убирает. (дети - строят модель, а затем сравнивают с образцом.)

III. Моделирование детской площадки.

Педагог. А что больше всего вам нравиться в нашем городе? (Ответы детей)

Педагог. Правильно. В нашем городе очень красивые дома, улицы, магазины, парки, школы и др. На прошлом занятии мы сконструировали с вами дома и построили улицу. А что не хватает во дворах на нашей улице? (Д. Детской площадки).

Педагог. Правильно, вот мы с вами и построим детскую площадку. (На доске появляется название темы с рисунками, фотографиями, картинками детских площадок).

На столе полукругом стоят дома, которые дети сделали из конструктора на предыдущем занятии. В этом полукруге и будет расположена детская площадка.

Песочница

Обучающиеся собирают модели, педагог помогает им, задает вопросы о необходимости некоторых элементов собираемой модели.

Например: Зачем нужна лесенка? А что получится, если трубу повернуть в другую сторону?

(После окончания работы обучающиеся анализируют получившиеся модели, рассказывают, как можно их использовать.)

IV. Установка моделей во дворе улицы.

Педагог. Давайте поставим наши модели во дворы наших домов. (Дети переносят свои модели на стол к домам.) Мы с вами сделали очень красивую площадку.

  • А какие правила поведения на детской площадке вы знаете?
  • Как избежать несчастных случаев, катаясь на качелях, катаясь на горке, на зимней горке?

(Отвечают на вопросы, сами добавляют, что нельзя делать на площадке.)

Педагог: На занятиях мы с вами сделали деревья. Давайте озеленим нашу площадку.

  • А почему у нас разноцветные деревья? ( Потому что наступила осень).

V. Работа с альбомом и цветными карандашами.

Обучающиеся зарисовывают модели в альбом, если позволяет время. Если время занятия закончилось, то зарисовать можно на другом занятии.

VI. Итог. Педагог: Молодцы, сегодня вы хорошо поработали, а сейчас можно поиграть на нашей площадке.

Занятие 5

Тема: «Транспорт»

Цель: Обобщить знания обучащихся о транспорте.

Методы обучения: 

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядный;
  • практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с педагогом).

Ход занятия

1. Педагог читает отрывок из стихотворения Д. Родари «Все работы хороши». Обращает внимание на профессию шофера.
2. Беседа
Чем занимается шофер?
А какие машины вы знаете?

Каким общим словом можно назвать все машины? (Транспорт)
Для чего служит транспорт?
Обобщаются понятия: пассажирский (общественный, индивидуальный), грузовой, специальный.

Сравнение понятий. Грузовой транспорт не может быть пассажирским и т. д. А может ли специальный транспорт перевозить пассажиров?

Обучающиеся: Запрещено перевозить на спец. транспорте обычных пассажиров. Скорая помощь не подвезет вас как такси. Специальный транспорт перевозит специальных пассажиров: скорая помощь – заболевших, милиция - нарушителей закона.

3. Работа по картинкам с изображением транспорта.
Почему специальный транспорт имеет яркую окраску и часто спец. сигнал («мигалку»).
4. Самостоятельная работа по построению транспорта
1 команда строит пассажирский транспорт.
2 команда — грузовой
3 команда — специальный
5. Защита и обсуждение получившихся проектов
Возможен вопрос: Где разрешено ездить данному транспорту?

Занятие 6
Тема: «Воздушный транспорт, космос»

Цель: Обобщить знания обучающихся о космических объектах.
Оборудование: Наборы ЛЕГО в достаточном количестве

Методы обучения: 

  • словесный (беседа, объяснения);
  • наглядны
  • практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с

педагогом).
Ход занятия
1. Беседа

  • Мы с вами уже говорили о транспорте. (Повторяют: пассажирский, грузовой, специальный транспорт).
  • Что объединяет весь этот транспорт? (На колесах, ездит по дороге)
  • А есть транспорт, который не ездит по дорогам? Как он называется? (Воздушный)
  • Для чего создан такой вид транспорта? (На большие расстояния, быстро…)
  • Назовите машины, которые относятся к данному виду передвижения? (Самолет (грузовой и пассажирский), вертолет, аэроплан…)
  • Скажите, а космический корабль является транспортом? Пассажирским? Грузовым?
    2. Сообщения учащихся о Юрии Гагарине и о Белке и Стрелке.
    3. Самостоятельная работа
    1 команда строит самолет.
    2 команда — космических роботов.
    3 команда — космический корабль.
    4. Выставка воздушной и космической техники.

Список использованных источников:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- Спб., КАРО, 2007
  2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М., Просвещение, 1991.
  3. Коноваленко С.В. Конструктивная деятельность детей (ДЦП). – М., Книголюб, 2007.
  4. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. –М., Просвещение, 1981.
  5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М., 2003.
  6. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. / Под ред. А.Г. Московкиной. –М., 2003
  7. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999
  8. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М., ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.

Программа обучения по курсу  дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....

Конспект занятия Студии "ЛЕГО - дизайн"на тему "Конструирование обстановки в комнате""

Конспект занятия Студии "ЛЕГО - дизайн"на тему "Конструирование обстановки в комнате""...

Конспект занятия по лего-конструированию

Конспект занятия по лего-конструированию...

Презентация занятия по Лего-конструированию "Человек-паук"

При помощи этой презентации любой ребенок сможет самостоятельно построить супер-героя человека-паука.  Цель занятия:-научить ребенка конструировать по схеме;-развитие мелкой моторики;-развитие ло...

Презентация занятия по Лего-конструированию "Железный человек"

Цель занятия - сформировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Работая по схеме, ребенок развивает сообразительность, тренерует...

Презентация занятия по Лего-конструированию "Халк"

В ходе занятий по Лего-конструированию дети не только овладевают элементарными навыками ручного труда, но и происходит  умственное и эстетическое воспитание ребенка, развитие его творческих, техн...

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие на Луну"

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие на Луну"...