ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
учебно-методический материал

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Учитель технологии Рязанская А.В.

МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.   ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗПР. 3

2.   АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ  МОУ «БУРАННАЯ СОШ ИМЕНИ В.М. ВОЛЫНЦЕВА». 8

3.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

4.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 23

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Учитель технологии Рязанская А.В.

МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева»

СОДЕРЖАНИЕ

1.        ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗПР        3

2.        АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ  МОУ «БУРАННАЯ СОШ ИМЕНИ В.М. ВОЛЫНЦЕВА»        8

3.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ        22

4.        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        23


  1. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗПР

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 Все специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на несколько видов:

  1. Организационное обеспечение.
  2. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
  3. Организационно-педагогические условия.
  4. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном учреждении.
  6. Кадровое обеспечение.

Организационное обеспечение включает в себя несколько пунктов:

- нормативно-правовая база;

- система взаимодействия со сторонними организациями;

- организация питания и медицинского сопровождения;

- финансово-экономические условия;

-информационное обеспечение.

 Нормативно-правовая база подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования всех детей. Особо важным является заключение договора с родителями, предусматривающего правовые механизмы изменения образовательного маршрута ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. Причем имеется в виду заключение такого договора не только с родителями детей с ОВЗ, но и с родителями остальных учащихся.

 Обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе (классе) регламентируют следующие документы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Письмо министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008;
  • Положение государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 295;
  • Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 г. 144 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 1598;
  • Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (приказ министерства образования РФ от 08.09.1992 № 333);
  • Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная коллегией министерства образования Российской Федерации;
  • Положение о специальном (коррекционном) классе в ОУ.

Под системой взаимодействия со сторонними организациями понимается налаживание делового сотрудничества с такими учреждениями, как: территориальная ПМПК, методический центр, ППМС-центр, Окружной и городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, специальная (коррекционных) школа, органы социальной защиты, организация здравоохранения, общественные организации. Это взаимодействие поможет реализовать право на получение образования ребенка с ЗПР и достичь результата в обучение. Особенно значим этот фактор при отсутствии в школе нужных узких специалистов, таких как логопед, психолог, дефектолог, работу которых могут выполнять соответствующие специалисты из другой организации. Или при необходимости провести медицинское обследование или получить консультацию врача по состоянию здоровья ребенка там, где заключения школьной медсестры недостаточно, можно в учреждении здравоохранения.

Сотрудничество с коррекционной школой соответствующего типа позволит получать методическую помощь учителям, работающим с ребенком с ЗПР, имеет практическую значимость.

Немаловажным являются и финансово-экономические условия, позволяющие организовать материально-техническое обеспечение процесса обучения ребенка с ЗПР. Это обеспеченность школы и специальной методической литературой, и кадрами, и необходимыми технологическими средствами.

Технологические средства занимают далеко не последнее место в обучении ребенка с ЗПР. Особенности его восприятия обуславливают целесообразность использования на уроках ИКТ-технологий, которые активизируют познавательную деятельность таких детей. Им нравится наглядность, красочность, необычность в представлении материала учителем. Несмотря на особенности развития, дети с ЗПР зачастую увлекаются компьютером, что можно использовать в обучении для достижения планируемых результатов.

В плане материально-технического обеспечения дети с ЗПР наиболее близки в потребностях с остальными учащимися. Они не нуждаются в особых архитектурных условиях. Им, как и остальным детям, необходимо обеспечить соответствующие санитарно-гигиенические условия, пожарную и электробезопасность. Только необходимо обратить внимание на организацию временного режима обучения, ввиду быстрой утомляемости детей с ЗПР. Т.е. желательно обучение проводить в первую смену с организацией питанием, достаточным временем для отдыха. Положительно сказывается на психическом состоянии ребенка с ЗПР наличие в школе комнаты отдыха, где обстановка успокаивает и расслабляет. Ведь дети с ЗПР порой очень эмоциональны, либо очень замкнуты. Но всем им нахождение в такой комнате во время перерыва между уроками принесет только пользу.

Техническое обеспечение, как уже говорилось выше, также значимый фактор в процессе обучения ребенка с ЗПР. Ввиду их некоторой инфантильности, привлекательны для них будут уроки с использованием интерактивной доски, мультимедийных устройств, видео- и аудиоматериалов. Использование технических средств на уроке и при выполнении задания поможет активизировать их познавательную деятельность. Организационно-педагогические условия подразумевают под собой большей частью работу учителя.

Во-первых, это создание адаптированной образовательной программы. Под этим термином понимается образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Строится эта программа так же с учетом рекомендаций ПМПК.

Во-вторых, это создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, исключающей неприятия остальными детьми ребенка с ЗПР, помогающей этому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться в коллективе. Для этого необходимо участие таких детей в жизни класса и школы, в общественных мероприятиях. А они очень любят такого вида занятия. Дети с ЗПР охотно участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют. Это помогает им уверенно чувствовать себя в коллективе, установить контакт с одноклассниками. Особенно когда эти занятия становятся успешными. Но не стоит излишне акцентировать внимание на такой успешности, чтобы не умалять значимость обучения.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса необходимо для качественного обучения детей с ЗПР. В плане обеспеченности учебниками дети с ЗПР не имеют особых потребностей. Но возникает потребность в обеспеченности учебно-методической литературой, т.к. учитель в ряде случаев испытывает затруднения при работе с такими детьми. Необходимо наличие в школьной библиотеке литературы по специальной психологии и коррекционной педагогике, причем не только в печатном виде. Учителя должны иметь доступ к ЭОР, к изданиям, раскрывающим актуальные проблемы воспитания и образования детей с ЗПР. Также библиотечный фонд должен быть укомплектован художественной литературой, вызывающей заинтересованность на разных стадиях развития у детей с ЗПР.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное обучение. В первую очередь это создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие и педагог-психолог, и логопед, и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

В плане кадрового обеспечения школа должна быть укомплектована необходимыми компетентными работниками, готовыми к работе с детьми с ЗПР. Как правило, рядовой учитель испытывает затруднения в организации процесса обучения таких детей. Чтобы избежать их, педагоги школы должны проходить профессиональную подготовку в сфере специальной психологии и педагогики, развиваться в этом направлении.

Для детей с ЗПР обязательным условием успешного обучение является наличие сопровождения. Это работа педагога-психолога, логопеда, дефектолога. Существующую сейчас проблему в нехватке и отсутствии в школах таких кадров можно решить путем переобучения имеющихся учителей, привлечения специалистов из сторонних организаций, сотрудничающих с данным образовательным учреждением.

Потребности:

  • ситуации успеха: ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;
  • получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
  • периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды. С учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения. Специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

  1. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
    МОУ «БУРАННАЯ СОШ ИМЕНИ В.М. ВОЛЫНЦЕВА»

В связи с обучением детей с ЗПР в нашей школе соблюдаются следующие специальные образовательные условия.

1.Разработана нормативная документация.

2.Учителями предметниками и административно управленческим персоналом разработана адаптивная образовательная программа.

3.Ежегодно учителя предметники проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ.

4.Созданы благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ (релаксационная комната, расширены дверные проёмы, построены пандусы, оборудована санитарная комната).

5. В школу 1 раз в неделю приглашают педагога – психолога и логопеда.

6.На уроках используются ИКТ – технологии. (использованием интерактивной доски, мультимедийных устройств, видео- и аудиоматериалов).

Фрагмент адаптированной программы по технологии

Уровень образования: 6 класс

Количество часов: 68 часов

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа составлена на основе программы «Технология» для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 5-9 класс. Под редакцией В.В. Воронкова 2014г., для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная адаптированная рабочая программа по технологии рассчитана на детей обучающихся по АООП ООО ОВЗ с задержкой психического развития (ЗПР), на основе примерной основной общеобразовательной программы ОУ.

Адаптированная рабочая программа по технологии для 6 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования.

Цель программы по предмету «Технология» является:

  • обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации организацией АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  • создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • обеспечение доступности получения основного общего образования;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Предметные задачи:

-формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

-формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-у обучающихся с ЗПР воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности потребностей.

Коррекционная работа:

- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто;

- значительное место отводить практической деятельности обучающихся с ЗПР;

- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

 Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку с ЗПР, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Задачи по формированию УУД:

Личностные:

- формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

- формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- учить осваивать, развивать мотивацию к учебной деятельности у обучающегося с ЗПР;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;

- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях обучающихся с ЗПР, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям у обучающихся с ЗПР.

Метапредметные познавательные:

- учить использовать средства для решения коммуникативных и познавательных задач обучающихся с ЗПР;

 - учить овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Технология»;

- учить овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями обучающихся с ЗПР, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные:

- формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата у обучающихся с ЗПР;

- формировать умение работать обучающихся с ЗПР в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Технология»;

Коммуникативные:

- учить слушать собеседника обучающихся с ЗПР, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

- учить определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение обучающихся ОВЗ, и поведение окружающих;

- формировать умение конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Коррекционные:

- работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;

- работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту; развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;

- формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимание детей с задержкой психического развития;

- воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; формировать адекватный уровень притязаний обучающихся с ЗПР;

- развивать самостоятельность, инициативу, умение руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;

- развивать способностей к творческой деятельности у детей с ОВЗ.

Планируемые результаты освоения предмета.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства для обучающихся с ЗПР; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

 

Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- практическое освоение обучающихся с ЗПР основ проектно- исследовательской деятельности;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

в трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов у обучающихся с ЗПР;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда;

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

-обучающиеся с ЗПР должны формировать умения для установления рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;

в физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций у обучающихся с ЗПР;

- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работу детей с ОВЗ;

Учебный план

1. Учебный план Организаций Российской Федерации, реализующих АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (далее ― учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

  2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП ООО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.

      Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Система условий должна учитывать особенности Организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Кадровые условия

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с ЗПР в системе школьного образования.

Описание кадровых условий реализации АООП ООО включает:

• характеристику укомплектованности Организации;

• описание уровня квалификации работников Организации и их функциональных обязанностей;

• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников;

• описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.

Организация, реализующая АООП ООО обучающихся с ЗПР должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.

Уровень квалификации работников Организации, реализующей АООП, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся. При необходимости в процессе реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР возможно временное или постоянное участие тьютора и/или ассистента (помощника). В случае привлечения на должность ассистента (помощника) родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР требования к уровню образования не предъявляются.

В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР принимают участие медицинские работники (врачи различных специальностей и средний медицинский персонал), имеющие необходимый уровень образования и квалификации.

В реализации АООП ООО могут также участвовать научные работники Организации, иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП ООО.

Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания детей с ЗПР.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.

В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями.

Материально-технические условия

Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ требований к результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна быть приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации АООП ООО и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:

•        организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;

•        организации временного режима обучения;

•        техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

•        учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к организации временного режима

Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели.

Требования к техническим средствам обучения

Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, мультимедийные проекторы с экранами, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, интерактивные доски, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.

Требования к информационно-образовательной среде

Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающимся с ЗПР необходимо использование специфических инструментов (кисти беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники, иглы швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходных материалов (краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета; цветные карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности, картон цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая); бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные виды); ткани разных сортов и др.) в процессе формирования навыков ручного труда.

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам

Реализация АООП ООО обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП ООО.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

                        Учебно-методический комплект

Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 6 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2014.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

 Образцы, таблицы, схемы, инструкционные карты в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях.

Общая характеристика учебного предмета.

 Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, их подготовку к выбору профессии в будущем в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, представляя им на практике применить знания основ наук. Национально-региональные особенности содержания могут быть представлены соответствующими видами, объектами труда, соответствующими технологиями.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, объектов социальной и природной среды. С целью учета интересов и склонностей у обучающихся с ЗПР, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основной образовательной программы изучается в рамках направления «Технология» 6 класс.

 Каждый из разделов предусматривает использование общепедагогических принципов:

•        связь теории с практикой,

•        научность,

•        сознательность и активность усвоения знаний.

Содержание учебного предмета 6 класс

Тематическое планирование.

Разделы. Темы.

Количество часов.

Раздел «Технология».

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

2

Раздел «Интерьер жилого дома».

Интерьер жилого дома. Комнатные растения в интерьере.

4

Раздел «Кулинария».

Технология первичной, тепловой обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Технология первичной обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Технология приготовления блюд из птицы. Технология приготовления первых блюд. Сервировка стола к обеду.  

14

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов».

Текстильные материалы из химических волокон.  Конструирование плечевой одежды. Моделирование основы плечевого изделия. Раскрой плечевой одежды. Швейные ручные работы. Виды машинных швов.  Подготовка и проведение примерки. Технология обработки швов. Технология изготовления швейных изделий. Технология обработки деталей. Технология обработки нижнего среза.

22

Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Материалы и инструменты для вязания. Технология выполнения простых петель. Основные виды петель при вязании крючком. Вязание по кругу. Вязание спицами. Основные приемы вязания. Убавление, прибавление петель. Вязание спицами цветных узоров.  

16

Раздел «Проектная деятельность».

Запуск первого проекта. Творческий проект «Растения в интерьере». Запуск второго проекта. Творческий проект «Приготовление воскресного обеда». Запуск проекта «Наряд для семейного обеда». Разработка «Наряда для обеда». Выполнение проекта. Защита проект. Запуск проекта. Творческий проект: «Вяжем изделие крючком или спицами». Технология выполнения проекта. Выполнение проекта. Защита проекта «Вяжем изделие крючком или спицами».

10

Итого.

68

Система оценивания обучающихся с нарушением ЗПР.

Критерии оценки обучающихся по предмету «Технология».

Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить еѐ, используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы;

Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе;

Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что дети с задержкой психического развития имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обычными детьми. Но все-таки эти потребности есть и их учет необходим для получения качественного образования такими детьми, для их успешного развития. Это проблеме посвящено огромное количество литературы, так как эти дети составляют большую часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешное их обучение и воспитание в образовательной организации неразрывно связано с созданием благоприятной среды, с учетом их особых потребностей. Соблюдение всех вышеперечисленных условий определяет эффективность включения ребенка с ЗПР в образовательную среду.

Как мы видим, это необходимость определения индивидуального образовательного маршрута, адаптация образовательной программы, компетентность и профессиональный рост педагогических кадров, организация сопровождения, создание благоприятной эмоциональной обстановки, создание нормативно-правовой базы – т.е. создание специальных образовательных условий.

Причем такое создание, которое поможет безболезненно ребенку с ОВЗ включиться в образовательный процесс и реализовать свои способности.


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
  2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
  3. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208
  4. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.:

Педагогика, 2003. 208с.

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.
  2. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
  3. Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
  5. 10. Программа 5 — 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

В этом материале собраны работы учителя  по изучению и внедрению Федерального Государственного Образовательного стандарта ООО...

Робототехника, как форма работы с детьми, ориентированная на реализацию требований ФГОС ООО

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.Робототехника ...

Игровые технологии и реализация требований ФГОС на уроках английского языка

Презентация "Игровые технологии и реализация требований ФГОС на уроках английского языка" была выполнена как подведение итогов работы на методической темой "Игровые технологии на уроках английского яз...

Выступление на педагогическом совете тема" «Особенности реализации требований ФГОС для обучающихся с нарушением слуха по формированию УУД у учащихся»

Одной из особенностей УДД  является их универсальность. В основе формирования УДД  лежит  "умение учиться"....

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход

Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...

«Работа с детьми с ОВЗ на уроке географии: реализация требований ФГОС»

О применении разнообразных форм и методов работы, технологий, позволяющих правильно и эффективно организовывать работу при индивидуальном обучении детей с ОВЗ, в связи с требованиями ФГОС....

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...