Рабочая программа по коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НВОНР (4 класс)
рабочая программа

Новакова Наталья Владимировна

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_etap_4_klass.odt21.41 КБ

Предварительный просмотр:

   Коррекционно-развивающая программа реализует:

– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.

развитие у учащихся речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

– коррекционно-обучающая цель предполагает коррекцию устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

– познавательная цель  – пропагандирование логопедической работы в общеобразовательной школе.

        Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.   

        Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.                                                                                                                                                         

       Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
  •       развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зри- зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; зрительного и фонематического восприятия; словесно – логического мышления;  правильных графо-моторных навыков;
  •       коррекция нарушений устной и письменной речи: воспитание правильного звукопроизношения, формирование полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыкованализа и синтеза звукового состава  слова); формирование лексико-грамматических средств языка;

развитие связной речи.

  •       освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  •       формирование устойчивых правильных графо-моторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства  успешности и уверенности в собственных силах;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).    

  Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Язык – это основное средство общения людей, а значит, коррекция речевых нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть подчинена обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом.

  В процессе изучения курса коррекционно-развивающего обучения происходит формирование:

  • правильного звукопроизношения;

развитие артикуляционной, мелкой моторики и координации пальцев рук; динамического праксиса;

  • полноценных фонематических представлений;
  • навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; представлений о звукобуквенном составе слова;
  • лексико-грамматической стороны речи обучающихся;
  • синтаксического компонента речи, правильной связной устной и письменной речи;
  • развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного и фонематического гнозиса и мнезиса;
  • коммуникативных умений и навыков;
  • воспитание интереса к родному языку, повышение учебной мотивации  и самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование произвольной сферы ребёнка;
  • формирование нравственных установок учащегося через смысловое содержание речевого материала.
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  В основу коррекционно-развивающего обучения положена система работы по преодолению речевых нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью усвоения этими учащимися общеобразовательной программы. Коррекция речевых нарушений поможет ребенку: а) научиться правильно произносить звуки русского языка; различать фонемы русского языка; б) усвоить грамматические и синтаксические конструкции русского языка; б) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; в) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; г) освоить комплекс универсальных учебных действий.

  Центральная задача обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по I этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи» – коррекция звукопроизношения и формование фонематических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется соответствию фонемного и графемного состава русского языка, развитию графомоторных навыков. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «предложение».

  Центральные направления работы  по II этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических категорий» является  формирование у учащихся представлений о морфологическом составе слова, способов грамотного словоизменения и словообразования. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п.  Особое внимание уделяется расширению лексического запаса в том числе через усвоение слов-антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение».

  Центральные направления работы по III этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в формировании связной речи» центральным направлением работы является работа с предложением и текстом. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «предложение», «текст».  На этом этапе предусмотрено знакомство с принципами построения несложного текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Особое внимание уделяется обучению принципам написания изложения, сочинения. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

        Таким образом, коррекция, формирование и развитие русской речи для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

– формирование правильного звукопроизношения и фонематических представлений

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

В рамках обучения по коррекционно-развивающей программе осуществляется коррекция, формирование и совершенствование речевых умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех этапов коррекционно-развивающей программы.    

        На обучение учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР) по I – III этапам коррекционно-развивающей программы отводится 180 часов, т.е. 2 года (18 месяцев):  

первый год – обучение по I этапу «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов) 3 раза в неделю;

второй год обучения – по II – «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств  языка»; (51 час) и III этапам  – «Восполнение пробелов в формировании связной речи». (39 часов). Всего 90 часов.

№ п/п

Тема

Количество часов

Содержание занятий

Связь с программой

Оборудование

1.

Повторение пройденного:

  • Словосочетание
  • Связь слов в предложении;
  • Виды предложений по цели высказывания, по интонации;
  • Предложения с однородными членами. Второстепенные члены предложения.
  • Сложное предложение
  1. Бессоюзное
  2. С союзами
  3. Разбор сложного предложения
  • Предложение с обращениями
  • Прямая речь
  • Диалог

2

2

2

3

5

2

2

2

2

2

2

2

Уточнение знаний о предложении. Виды простых предложений, схемы, знаки препинания в конце предложений.  Работа со сложным предложением.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в сложном предложении, и в прямой речи.  

Союзы в сложном предложении.

Сюжетные картинки

2.

Работа над предложением:

  • Составление предложений по вопросам;
  • Составление предложений на заданную тему;
  • Составление предложений по картине;
  • Составление предложений по серии сюжетных картин;
  • Составление предложений по демонстрируемому действию;
  • Составление предложений из данных слов
  • Составление предложений из слов, данных в нужной форме

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

3

1-2

3

3

1

2

1

1

Согласование существительных с прилагательными.

Управление.

Деформированное предложение. Виды предложений  по цели высказывания.

Деформированный текст.

Построение сложного предложения.

Отличие предложения от набора слов.

Отличие связного текста от набора предложений.

Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, карточки, схемы

3.

Работа с текстом:

  • Последовательный пересказ с помощью вопросов;
  • Последовательный пересказ по серии сюжетных картин;
  • Обучение составлению плана пересказа
  • Последовательный пересказ по плану;
  • Краткий пересказ
  • Описание предметов по заданной схеме (цвет, величина, форма и т.д.);
  • Описание предметов по плану-схеме с помощью предметных картин;
  • Последовательный пересказ текста описательно-повествовательного характера;
  • Выборочный пересказ;
  • Составление рассказа по деформированному тексту;
  • Рассказ по предложениям, расположенным в неправильной последовательности;
  • Составление рассказа по его началу;
  • Составление рассказа по его середине
  • Составление рассказа по его концу;
  • Устное изложение по коллективно составленному плану;
  • Написание изложения по коллективно составленному плану;
  • Написание сочинения по заданному плану;
  • Написание сочинения на заданную тему

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

2-3

2-3

2-3

1

Выделение опорных слов

Выделение опорных слов. Составление плана.

Восстановление текста по плану.

Описание предмета по картине, с использованием схемы.

Пересказ по плану-схеме, озаглавливание частей текста.

Чтение текста по частям, выделение главной мысли, выделение одной сюжетной линии

Описание героев, выделение главной мысли, краткий пересказ.

Рассказ по картине, без нее, по серии картин, коллективно, индивидуально.

Рассказ по картине, без нее, по серии картин, коллективно, индивидуально.

Выделение основных частей текста, составление плана.

Составление плана по прочитанному, выделение основных частей текста.

Написание изложения

Составление рассказа по имеющемуся плану.

Обсуждение темы сочинения. Написания сочинения.

Изложение текста по вопросам.

Определение основной мысли текста. Пересказ.

Пересказ по плану.

Пересказ по плану.

Изложение.

Сочинение.

Сочинение.

Карточки-схемы

Серия сюжетных картин.

Серия сюжетных картин, схемы.

Схема-описание.

Серия сюжетных картин.

Сюжетные картинки

Сюжетные, предметные картинки.

Серия сюжетных картин.

Сюжетные картинки

Серия сюжетных картин.

4.

Проверочная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему обучению для детей с ОВЗ (5-6 классы) «Буду знать, уметь, применять».

Рабочая программа по коррекционно-развивающему обучению  для детей с ОВЗ (5-6 классы) «Буду знать, уметь, применять»....