Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Из опыта работы
статья

Ким Марина Сергеевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Из опыта работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к ближнему и к Родине.

Поэтому, работая c детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.

Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1]

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту [2].

Наша работа в ОУ ведется по нескольким направлениям:

  1. Работа с семьями воспитанников
  2. Экскурсии и прогулки по родному городу
  3. Включение нравственно-патриотического компонента в ежедневные занятия воспитателя и учителя-дефектолога
  4. Участие в творческих конкурсах, выставках

В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности [3].

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей [4].

В рамках выбранного нами направления нравственно-патриотического воспитания в течении двух лет мы работали над проектом «Возрождая семейные и народные традиции». Мы уделяли большое внимание взаимодействию с родителями. Мы проводили консультации о том, что такое традиция, какие бывают традиции, что традиция – это основа, на которой взращивается патриотизм, делились своим личным опытом. Родители приняли активное участие в данном проекте. Как выяснилось, в семьях воспитанников было много интересного, что объединяло всех членов семьи и стало для них традицией. Это и поздравление детей с Новым годом в роли Деда Мороза и Снегурочки; и новая новогодняя игрушка, которая появлялась на ёлке с момента появления ребёнка в семье каждый Новый год, и семейный туризм, ежегодный выезд семьёй на рыбалку в майские праздники и т.д. Взрослые вместе с детьми с интересом создавали свое генеалогическое древо, записывали и знакомили друг друга со своими семейными традициями, рассказывали о своих семейных путешествиях. На мастер классах мы все вместе занимались пластилинографией, учились торцевать, изготавливали поделки в народном стиле (дымковские игрушки, жостовский поднос), изготавливали новогодние игрушки своими руками для украшения групповой ёлки и т.д. Наши дети с этими поделками принимали участие на внутрисадовских, городских и общероссийских выставках и в конкурсах.

Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников с ОВЗ имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.

Как правило, родители мало обращают внимание детей на исторические места нашего города, не имея свободного времени или считая, что их дети еще маленькие. В связи с этим особое внимание мы уделили экскурсиям. С детьми мы посещали библиотеки, где проводились беседы о природе родного края, о первом космонавте, о Кирилле и Мефодии и создании письменности.

Вместе с детьми и родителями мы посещали Музей боевой славы, Коломенский кремль и Школу ремесел, где нас знакомили с историей нашего города и традициями нашей страны. Эти экскурсии оказались познавательными и интересными не только нашим ребятам, но и их родителям. Они открыли для себя много нового.

Готовясь к празднику победы в ВОВ мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи. К 70-летию Победы вместе с детьми мы изготовили коллективные работы «Вечный огонь» и «9 Мая» в технике торцевание, которые участвовали в муниципальных конкурсах. Накануне юбилея великого праздника мы посетили Музей боевой славы. В музее, также как и в Школе ремёсел, некоторые наши родители были впервые, поэтому открыли для себя ещё одну страницу из истории нашего города и страны. После музея мы прошли по аллее героев и возложили цветы к вечному огню. Хочется добавить, что некоторые родители вместе с детьми приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Ведь только «тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн). Наши дети знакомились с различными профессиями не только в рамках занятий и лексических тем. Одно из мероприятий в нашей группе было посвящено профессиям наших пап. На открытое занятие были приглашены папы наших воспитанников, которые познакомили детей со своими профессиями.

2017 год стал памятным для жителей Коломны, ведь нашему любимому городу исполнилось 840 лет. Праздничные мероприятия проходили по всему городу и наш детский сад не стал исключением. Огромная работа проводилась в связи с подготовкой к юбилею города. Воспитатели проводили занятия по теме «Коломна-мой родной город», беседы о родном городе, игры-путешествия по памятным местам Коломны, презентации «Этот город самый лучший». Очень интересными были экскурсии детей в библиотеку с познавательной программой «Моя Коломна». Воспитанники нашей группы вместе с родителями и педагогами посетили с экскурсией Коломенский Кремль, где узнали о том, как защищали Коломну от врагов, увидели и даже подержали в руках боевое оружие тех лет, прошли по Кремлёвской стене и полюбовались сверху нашим городом. А ещё родители делились фотографиями из семейных альбомов о своих любимых уголках Коломны. Этот материал был использован нами при составлении фотоколлажей «Моя любимая Коломна» и стенгазеты «Коломна-город древний и красивый». Ну и, конечно, в ходе подготовки к празднованию юбилея города взрослые и дети изготовили много поделок, посвященных Коломне. А также в нашем ОУ прошел конкурс детского рисунка «Край родной навек любимый». Благодаря всем этим мероприятиям, дети узнали много нового о своей малой Родине, увидели какая она красивая, героическая и испытали чувство гордости за свой город.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [5].

 

Библиографические ссылки.

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  3. . Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб.: Речь, 2004.
  4. Пономарева И.А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
  5. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Тезисы к выступлению "Российское движение школьников в патриотическом воспитании учащихся образовательных учреждений (из опыта работы)"

Тезисы к выступлению на республиканской НПК  «Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы» Российское движение школьников в патриотическом ...

Гражданско-патриотическое воспитание в кадетских классах (из опыта работы).

Слайд №1В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных ...

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мы помним! Мы гордимся!»

Статья из опыта работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе...