Конспект открытого урока по литературному чтению в 6 классе. Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок»
план-конспект урока (6 класс)

Елена Михайловна Ощепкова

Урок разработан в соответствии с треованием ФГОС О УО (ИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская ОШ-И

План-конспект

открытого урока по литературному чтению

в 6 классе по теме:

Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок»



Подготовила и провела

учитель русского языка и литературного чтения

Ощепкова Елена Михайловна

Тема: В. А. Жуковский «Жаворонок» (6 класс).

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения;
  • познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»;
  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, используя приём йотирования.

коррекционно-развивающие:

  • обогащать активный словарный запас учащихся путём ввода в него новых слов из стихотворения;
  • развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения;
  • развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.

воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.

Оборудование: учебники, иллюстрация жаворонка, иллюстрации весенней природы, индивидуальные карточки с текстом стихотворения, таблица с условными обозначениями, аудиозаписи романса М. Глинки «Жаворонок», пения жаворонка, толковые словари.

Ход урока

  1. Организация начала урока. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.

Я держу в ладошках Солнце, я дарю его друзьям!!!!! Улыбнитесь это просто лучик Солнца!!! Это ВАМ!!!!!!!

2. Коррекционная минутка

Даны иллюстрации времён года. Выбрать лишнее

Почему?

Чем весна отличается от других времён года?

А вам нравится весна?

А как вы думаете, как эти иллюстрации связаны с нашей темой по чтению?

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос, краткий пересказ сказки.
  • Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня».)
  • Кто автор этой сказки? (Г. Скребицкий.)
  • О каком времени года идёт речь в сказке?
  • С кем ведёт диалог Весна?
  • Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?
  • Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Коротко расскажите о событиях, происходивших на каждом из этих этапов.

Уход Зимы.

Пение птиц.

Звенящая песнь жаворонка.

Хитрая Зима.

Оживление животных.

  • Какие птицы помогали Весне?
  • Смогли они ей помочь? Почему?
  • Чья песня помогла прогнать Зиму?
  • Как можно назвать песню жаворонка?
  1. Знакомство с новым материалом.

а)        Вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка.

  • В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждём с таким нетерпением, как весну. Ребята, а вы ждёте весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, тёплой одежды. Все мы ждём первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и тёплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьёв. (Показ картин и иллюстраций, беседа по ним.)
  • Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок» (на доске запись темы урока, иллюстрация с изображением жаворонка).

Сообщение ученика о поэте.

- Василий Андреевич Жуковский – известный  русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 239 лет тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и нас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 171 год с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

Сообщение ученика о жаворонке.

-Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. (Прослушивание пения жаворонка)

- Как вы думаете, какую работу мы должны будем выполнить с этим стихотворением? Давайте вместе поставим цели.
- выразительно … прочитать;
- объяснить … непонятные слова;
- проанализировать содержание стихотворения.

б)        Первичное прочтение стихотворения учителем, проверка восприятия.

  • О каком времени года идёт речь в стихотворении?
  • Кто принёс песню о весне?

(Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс)).

в)        Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями.

  • Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберём некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более двухсот лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.

Слова и словосочетания написаны на карточках и находятся на доске, в них поставлено ударение. Для работы также используется толковый словарь.

Лес зардел

  • Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?
  • Зардел - это значит, что лес, ещё не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.

Долина

  • Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Кто был ближе всего к правильному ответу? Посмотрите, как пишется это слово, как можно его проверить?

Пар белеет тонкий

  • Как вы думаете, почему возникает пар?
  • Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.
  • Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят - белый, тонкий.

В лазури

  • Какого цвета бывает небо весной?
  • Посмотрим в толковом словаре объяснение этого слова. Лазурный - светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово «лазурь» на слово из толкового словаря. Что получилось? (Светло-синее небо.) Сравним эти два словосочетания: «лазурное небо» и «светло-синее небо». Какое из них вам нравится больше ? Почему?

Жужжащее чтение стихотворения учащимися

г)        Физминутка.

Мы войдем в весенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки вверх и покачали –

Это дерево в лесу.

Кисти мы сейчас встряхнули –

Это ветер сбил росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем

Руки сложили вот так.

  1. Работа с новым материалом.

а) Чтение стихотворения учителем и детьми с использованием приёма йотирования.

  • Мы должны научиться читать это стихотворение выразительно, показывая голосом настроение, которое хотел передать нам

В. А. Жуковский, соблюдая паузы. Для этого нам понадобятся некоторые условные обозначения.

На доске висит таблица с условными обозначениями (на партах у каждого ребёнка аналогичные индивидуальные таблички). Повторяются все знаки, необходимые для йотирования. Текст стихотворения написан на доске и у каждого учащегося на индивидуальной карточке.

________

Главное слово

Повышение голоса

Понижение голоса

|

Короткая пауза

||

Длинная пауза

-Прочитайте первые две строчки стихотворения.

  • О чём в них говориться? (Лес зардел, пар белеет.)
  • Это главные слова в этих строчках. Как их нужно подчеркнуть? Подчёркиваем. (Учитель на доске, дети на своих карточках.)
  • Послушайте первую строчку стихотворения. На каком слове я повышаю голос? (Солнце.) Поставим нужный знак.
  • Что происходит с моим голосом в конце строки? Послушайте. Поставим нужный знак.
  • Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.
  • Каким тоном мы читаем эти строки? (Спокойно, плавно.) Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Чувство спокойствия.) Отметим в скобочках интонацию, с которой будем читать первые две строчки.
  • А теперь попробуем прочитать первые две строчки, используя знаки, которые мы поставили и нужную интонацию.
  • Послушайте следующие две строчки стихотворения.
  • Кого ждала природа? (Жаворонка.) Это главное слово, подчеркнём

его.

  • Что происходит с голосом при чтении этих строчек?        (Он

повышается.) Обозначим это в тексте.

  • Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.
  • С какой интонацией необходимо читать эти строки? (Радостно, бодро, весело.) Отметим это в тексте.
  • Прочитайте эти строки, обращая внимание на расставленные нами обозначения и интонацию.
  • Прочитайте первое четверостишие, соблюдая условные обозначения и интонацию.
  • Послушайте строчки из второго четверостишия, определите, где в них главные слова. Подчеркнём их.
  • Определим, на каких словах повышается и понижается голос. Подчеркнём в тексте.
  • Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.
  • С каким настроением нужно читать эти строчки? (Радостно, игриво.)
  • Прочитайте первые две строчки второго четверостишия выразительно.
  • Послушайте последние строчки стихотворения. Определите, где здесь главные слова, где идёт повышение и понижение голоса. Отметим это в тексте.
  • Послушайте, где при чтении этих строчек я делаю паузы. Отметим паузы условными обозначениями.
  • Каким голосом нужно читать эти строчки? Прочитайте.

(По        окончании этой работы перед учащимися находится

пройотированный текст стихотворения.)

  1. Закрепление изученного материала.

Чтение стихотворения детьми с использованием приёма йотирования, заучивание первого четверостишия наизусть.

  • Прочитайте первое четверостишие.
  • Прочитайте второе четверостишие.
  • Прочитайте стихотворение целиком.

На листе есть задание. Мне хочется проверить вашу память. Вставьте в текст пропущенные слова.

-Проверьте себя по книге.

-Что общего у слов, которые вы вставили в текст? (имена прилагательные) Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают более точно воспроизвести картину окружающего мира.

-Попробуем выучить первое четверостишие наизусть.

Сначала заучивается первая строчка, дети повторяют её хором, по одному, с закрытыми глазами. Аналогично проходит работа над второй сточкой, затем первые две строчки повторяются вместе. Далее аналогично идёт работа над следующими двумя строчками стихотворения. После этого первое четверостишие наизусть читают более сильные учащиеся, более слабые могут прочитать две или одну строчку (сколько запомнили).

  1. Подведение итогов урока.
  • С каким стихотворением мы познакомились на уроке?
  • Кто автор этого стихотворения?
  • Как мы учились читать это стихотворение?
  • Какое настроение у вас после нашего урока? Что повлияло на ваше настроение?
  • Дома вы должны будете выучить стихотворение наизусть.

Выставление оценок за урок с комментарием учителя.

Рефлексия «Солнышко».

Если понравился урок, вы извлекли много интересного и полезного из урока поднимите лучик жёлтого цвета. А, если нет, то лучик красного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

         Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».

Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед и куб».Тип урока:  Повторение и закрепление изученного материала....

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока по естествознанию в 7 классе. Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев»

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.Задачи:ознакомить с разнообр...

Открытый урок по литературному чтению 7 класс

Открытый урок по чтению в 7Б классе 23.01.2023 на тему "В.Г. Короленко "Дети подземелья" Вася и его новые друзья Валек и Маруся"...