Библиотечный урок "Что за чудо -эти книги!"2019
план-конспект занятия (5 класс)

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_chudo-eti_knigi.doc40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема библиотечного урока: Что за чудо-эти-книги!

.
Категория детей: ученики 5 класса

Цели: приобщение детей к чтению.

Задачи урока:

  • сформировать знания об элементах и структуре книги;
  • познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике).
  • воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге
  • расширять кругозор, используя материалы познавательного характера

Оформление: Книжная выставка «Путь книги от каменной до компьютерной», слайды с изображением книг.

Оборудование: Книги, карточки с названиями составных частей книги. Мультимедийное оборудование..

Ход мероприятия

  1. Начало урока. Оргмомент. (введение в урок, создание психологического настроя)

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем книжном царстве. Отгадайте загадку:

Слайд1.Помогает нам учиться,

Может с нами веселиться,

По душам поговорить,

Стоит лишь её открыть. (Ребята отвечают).

Верно это книга. Сегодня мы совершим экскурсию в одно из самых замечательных мест на земле – в библиотеку, где хранятся книги.

Слайд2.Зашёл сюда я почитать,

И стало не до смеха:

Здесь очень много книг стоит,

Ведь здесь библиотека.

2. Знакомство учащихся с понятиями «библиотека», «книга».

А знаете ли вы что ещё, кроме книг есть в библиотеке? (Ребята отвечают).

Верно, здесь есть ещё журналы, газеты, различные словари, справочники, энциклопедии и многое другое. А на их страницах написаны мудрые строчки, которые читали и перечитывали ещё ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. До сих пор не устарела книжная мудрость.

Слайд3.Библиотека! Ты созвездье книг,

Свеченье мыслей, чувств и нравов разных.

И люди здесь, воспринимая их,

Переживают настоящий праздник.

        Как вы думаете, почему автор стихотворения назвал библиотеку – «созвездием книг»? (учащиеся дают ответы).

Хорошо, ребята. А еще: слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка. Первая его часть «библио» означает «книга», а вторая «тека» - «хранилище». То есть если сложить эти два слова, получится библиотека – книжное хранилище.

Книга – это наш добрый друг и старинный товарищ. Книги нам подскажут, посоветуют, ответят на самые разные вопросы. Если вам вдруг станет грустно, надо просто взять смешную книгу с красивыми картинками и прочитать её. И плохого настроения как не бывало. А вспомните-ка названия весёлых книг, которые вы читали. (Ребята отвечают).

Слайд4Современные книги вам всем хорошо известны. Но такими они были не всегда. Первые книги появились очень давно. Ещё до нашей эры в Древней Греции придумали буквы для обозначения слов. В то время люди писали книги палочками на глиняных табличках. Ведь человечество ещё не изобрело ни карандашей, ни бумаги. (Показать рисунок с изображением глиняной таблички). В древнегреческих школах ребята учились писать на досках, покрытых воском. Палочками они выдавливали слова на воске, потом их можно было просто стереть и написать новые.

Слайд5На Руси долгое время писали на бересте – коре берёзы. (Показать рисунок с изображением берестяного письма). Острыми предметами на коре выцарапывали буквы или даже целые картинки. Такое письмо можно было послать из одного города или селения в другое. В музеях сохранились письма, в которых военные слали весточки своим родным во время боевых походов или купцы, отправившиеся торговать в другие края, сообщали, как у них идут дела.

Слайд6Позднее для создания книг решили использовать кожу животных. Её особым образом выделывали и получали пергамент, а затем острыми ножами вырезали на ней буквы. Этот материал был удобным, но трудоёмким. К тому же долгое время книги переписывали вручную, и поэтому на создание одной книги уходили годы. (Показать рисунок с изображением книг из кожи). 

Слайд7. Затем в Древнем Китае изобрели бумагу.

Слайд8. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь Для получения такого материала старое тряпьё (ткани) смешивали с древесной корой и волокном конопли, размачивали всё это, а затем отжимали от влаги и высушивали. Вот и получалась бумага. После такого изобретения книг, стало появляться больше.

Слайд9. А потом на Руси появился первый печатный станок. (Показать фотографию памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве).

Слайд10. Почти в самом центре Москвы есть памятник: человек одной рукой держит лист с напечатанным на нём текстом, а второй придерживает доску с выгравированными буквами. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову – он впервые в нашей стране создал печатный станок. С появлением печатных станков книг стали издавать гораздо больше, и приобрести их смог практически каждый.

Слайд11 С печатными книгами как я вам уже говорила вы сталкивайтесь ежедневно, а вот так выглядеть уже книги 21 века. это аудиакниги

Слайд12.Об истории появления книг и о том, как сейчас печатают книги  рассказывается в книге Бориса Зубкова «Книжка про книжку». (Показать книгу).

Слайд13.

3. Знакомство учащихся со структурой книги.

Ребята, вы с книгами уже хорошо знакомы. А вы знаете. из чего состоит книга? (Дети отвечают …).

Молодцы! Но это ещё не всё. Сегодня я вас познакомлю со строение книги поподробнее. У вас на столе у каждого лежит книга. Рассмотрите её. Я вам буду называть основные части книги, а вы должны их найти каждый на своей книге.

Внешнее строение книги. (организовать беседу в форме диалога)

  1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой, из картона, тогда её называют переплётом. 
  2. Суперобложка – поверх твёрдого переплёта иногда надевается ещё одна бумажная обложка. На ней помещён какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
  3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.
  4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики. Что изображено на иллюстрациях в вашей книге? (Дети отвечают).

Внутреннее оформление книги.

  1. Откроем книгу.  Перед вами ребята  титульный лист . на нем  напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.
  2. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.

Слайд14.

Ребята, продолжим наш разговор о книге, предлагаю  вам вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили на уроке

Игра  «ДАЙ  ОТВЕТ»

ЗАДАНИЯ:

1. Как называется растение, из которого делали материал  для письма во времена Египетских фараонов?  (папирус)                        

2. В каком государстве придумали бумагу? (в Китае)

3. Какое дерево на Руси причастно к грамотности? (берёза)

4. Как называется материал для письма, сделанный из кожи животных? (пергамент)  

 5.Кто создал на Руси  первый печатный станок?  (Иван Фёдоров)

 6.Что входить в понятие внешнее строение книги (Обложка, суперобложка, заставка, концовка)

7. Внешнее строение книги это (титульный лист,иллюстрации,)

 Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

4. Рефлексия урока.

Ребята, когда вы шли на библиотечный урок, вы все знали про книгу? Чего вы не знали раньше? Что ещё нового вы узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

Слайд14.А знаете ли вы правила обращения с книгой? (Дети вспоминают правила обращения с книгой).

  1. Книгу надо брать чистыми руками.
  2. Во время чтения нельзя класть книгу на грязный стол.
  3. Книгу нельзя бросать.
  4. Нельзя загибать страницы в книге.
  5. Книгу нельзя пачкать и рвать.
  6. При чтении пользоваться закладкой.
  7. Нельзя в книге рисовать и писать.

Всё это касается ваших личных  и библиотечных книг. В библиотеку вы должны вернуть книгу такой же чистой, какой возьмёте. Я всех вас приглашаю заходить в библиотеку как можно чаще. А чтобы вы лучше запомнили правила обращения с книгой, вот вам на память  буклеты с записями этих правил (все ребята получают буклеты  с правилами обращения с книгами и с цитатами о чтении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей»

В презентации "Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей» раскрываются понятия "пожарник" и "пожарный" и их различия. Даётся краткий обзор книг о пожарных с примерами их...

библиотечный плакат"Как найти нужную книгу"

 Как найти нужную            Алфавит нам поможет! Книги на полках – как и карточки в алфавитном каталоге-расставляют по алфавиту авторов.Если...

Библиотечный урок. Тема: «Ум без книги, как птица без крыльев».

Урок посвящен истории книги и значению ее в жизни человека....

Библиотечный урок по теме "Структура книги. Выбор книг в библиотеке".

Библиотечный урок по теме "Структура книги. Выбор книг в библиотеке". 3-класс....

Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края"

Библиотечный урок "По страницам Красной книги Краснодарского края" с изготовлением мини копии....

Конспект библиотечного мероприятия «Появление первых книг: от рукописной до печатной книги»

Цель и задачи занятия, по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности Основной целью является: развитие интеллектуальных и творческих с...