Статья "Формирование социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью"
статья

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья « Формирование социально‒бытовых навыков у детей с умственной отсталостью».

Социально‒бытовые навыки являются важнейшими навыками в жизни человека. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо их освоить также как и сохранным детям только с поправкой на их возможности и особенности. Процесс обучения должен быть непрерывен.

Виды организации деятельности на уроке, направленных на формирование социально – бытовых представлений.

1. Деятельность на уроке может быть организованна в виде группового занятия, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с группой детей, способом работы в паре.

2. При любой форме деятельности, занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.

3.Образовательная часть включает в себя изучение материала по адаптированной программе.

4. Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

5. С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ.

6. При планировании работы необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Любые занятия должны быть развивающими и предусматривать следующие этапы овладения практическими социально – бытовыми навыками:

1. Наблюдение за выполнением действий педагогом.

2. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии последовательных действий с опорой на инструкции педагога.

4. Самостоятельное последовательное выполнение заданий с опорой на инструкции педагога.

Уровни усвоения социально-бытовых, трудовых навыков в деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

-организация совместной деятельности по принципу ученик-ученик, один из которых - наставник;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность;

- умение учащегося исправить допущенные ошибки.

Формы организации работы, направленные на формирование основ социальной ориентировки

  1. Общение со сверстниками.
  2. Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
  3. Беседы.
  4. Тренинги.
  5. Практические занятия.
  6. Экскурсии.
  7. Прогулки.
  8. Походы.
  9. Наблюдения.
  10. Совместное чтение книг.
  11. Просмотр кино и видеоматериалов.
  12. Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).
  13. Участие детей в различных конкурсах.

Методы воспитательного воздействия :

 Основное  место занимают практические и наглядные методы воспитания:

  • Объяснительно – иллюстративные
  • Репродуктивные
  • Частично – поисковые
  • Предметно – практические методы.
  • Методы убеждения.
  • Методы организации деятельности.
  • Методы стимулирования поведения.

Таким образом формирование социально‒бытовых навыков осуществляется на протяжении всего учебно‒воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...

"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"

выступление на семинаре по дефектологии по теме  "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...

Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью...

Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.Зачем же необходимо развивать графические навыки у дет...