Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью
статья

Глазова Маргарита Фёдоровна

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Зачем же необходимо развивать графические навыки у детей с умственной отсталостью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotrnye_navyki_uo.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у детей с умственной отсталостью

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Зачем же необходимо развивать графические навыки у детей с умственной отсталостью?

Известно, что процесс письма активизирует  работу биологической основы интеллектуального развития ребенка – коры больших полушарий.

При письме в работу включаются различные стороны развития ребенка, при этом происходит развитие двигательных и познавательных способностей

Владение письмом (на любом уровне) – это чисто человеческое умение, которое востребовано и реализуется только в социуме. Для ребенка с выраженным нарушением интеллекта очень важно быть «похожим на всех» (все ребята умеют писать, родители умеют писать, братья-сестры умеют писать). Поэтому обучение такого ребенка письму – это часть его социальной реабилитации, один из способов продемонстрировать свою социальную позицию.

Формирование графомоторного навыка – процесс сложный, длительный, этапный. Т.П. Сальникова выделяет три основных этапа.

I этап– аналитический –вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.

На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями.

Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза.

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ребенок учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме. Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения.

III этап–автоматизация– фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.

Ребенок, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

  • техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
  • графическими – правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;
  • орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков:

  • упражнения для развития мелких мышц кисти рук: пальчиковая гимнастика, массаж, лепка, кинезиологические упражнения;
  • обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм;
  • рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
  • рисование предметов, по форме напоминающих буквы;
  • письмо элементов букв.

В реализации конкретных упражнений желательно согласование деятельности педагога и родителей по последовательности и по времени.

Каждое занятие должно сопровождаться:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика), головы, шеи, плеч;
  • упражнениями на расслабление.

Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...

"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"

выступление на семинаре по дефектологии по теме  "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...