Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
статья

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную связь, межполушарное взаимодействие и активизировать различные отделы коры головного мозга.

Движение – основа кинезиологического метода, который возник в шестидесятые годы прошлого столетия и включил в себя опыт древневосточных учений и современные научные достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.

    Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную связь, межполушарное взаимодействие и активизировать различные отделы коры головного мозга.

Движение – основа кинезиологического метода, который возник в шестидесятые годы прошлого столетия и включил в себя опыт древневосточных учений и современные научные достижения.

Применение этого метода в мировой практике (Павлова И.П., Васильева Л. Ф. – Россия, П. Деннисон, Д. Гудхардт - США, К. Смит – Англия) не оставляет сомнений в его эффективности в работе с детьми с ОВЗ.

    Применение кинезиологических упражнений на занятиях с детьми с речевыми нарушениями способствует:

гармоничному развитию взаимодействий и связей между полушариями мозга;

синхронизации деятельности правого и левого полушарий;

лучшему развитию восприятия и памяти;

устранению проблем с концентрацией внимания и мышлением;

развитию речи и позитивного мышления;

формированию пространственных представлений;

совершенствованию мелкой моторики и тактильных ощущений;

повышению стрессоустойчивости и раскрытию творческого потенциала

и является профилактикой дисграфии и дислексии.

    Кинезиологические упражнения и их элементы мы используем

на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях,  в артикуляционной, пальчиковой и дыхательной  гимнастике,

в  режимных моментах,  в доброжелательной обстановке, без пропусков.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя или сидя за столами. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-25 минут в день, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

    Занятия с применением кинезиологических упражнений помогают в предшкольной подготовке, так как способствуют восстановлению, активации и тренировке различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на когнитивные способности (способности к обучению) детей.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

Сначала  разучиваются  кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.

Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:

-добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;

-подключает движение языка к движениям рук;

-сочетает дыхательные и двигательные упражнения;

-дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными        действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

    Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

    Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.

    Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

  • звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
  • фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
  • лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Важным  условием  эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений.

Некоторые из упражнений,  используемых в работе

     «Ухо - нос»

левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    «Кулак – ребро – ладонь»

Показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначала павой рукой, потом – левой, затем двумя.

     «Велосипед»

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснутся ладонями ладоней партнера. Совершать движения аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

    «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. пробы выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

    «Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

    «Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.

     Регулярное выполнение данных упражнений помогает стимулировать мозговую деятельность и развивать речь ребенка. Использование данных игровых приемов также помогает расслабить, переключить и настроить на продуктивные занятия.

     Такой подход к развитию детей станет не только интересным, но и познавательным занятием взрослого с малышом.

Главное все делать в игровой форме и позитивном, доброжелательном настроение.

1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. —Владивосток, 1988.

2. Визель Т.Г. Мозг и феномены человеческой психики. – М.

3.Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: От стресса к гармонии. — СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

6. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс: «Учиться и учить: использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Применение данной методики в работе с детьми с особыми возможностями здоровья позволяет улучшит...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....