Методические рекомендации по обучению детей УО
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования*
В настоящее время в рамках развития и реализации модели инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации, обеспечивающей инклюзивное образование, является организация сопровождения детей-инвалидов в образовательном процессе.
Организация психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляется в крае на основании постановления Администрации края от 30.01.2013 № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Положением об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – Положение), утвержденным указанным Постановлением установлен порядок психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - общеобразовательные учреждения).
В соответствии с Положением, основанием для организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида является заявление его родителей (законных представителей). При подаче заявления родители (законные представители) предоставляют в общеобразовательное учреждение следующие документы:
копию справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности;
копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
* Рекомендации разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16)
Общеобразовательное учреждение не позднее чем через 10 дней с момента получения вышеуказанных документов принимает решение об организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, которое оформляется в виде приказа общеобразовательного учреждения.
Общеобразовательное учреждение имеет право отказать родителям (законным представителям) в организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида. Основанием для отказа является непредставление либо предоставление неполного пакета вышеуказанных документов. В этом случае учреждение не позднее чем через 10 дней с момента получения заявления письменно извещает об этом заявителя с указанием причин отказа.
Общеобразовательное учреждение информирует родителей (законных представителей) об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, в течение 10 дней с момента их возникновения.
Сопровождение предполагает комплексность поддержки и помощи со стороны специалистов различного профиля ребёнку-инвалиду, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям и педагогическим работникам для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации такого ребенка.
Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка-инвалида;
2) помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
Специфика организации сопровождения в соответствии со ступенями обучения ребенка-инвалида следующая:
в период обучения в начальной школе (1 ступень образования) на первый план выступают вопросы определения готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей;
при переходе в основную школу (2 ступень образования) значимыми становятся вопросы адаптации к новым условиям обучения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика неврозов, девиантного поведения, предпрофильная ориентация;
в 10-11 классе (на 3 ступени образования) важна помощь в профессиональном самоопределении, развитии психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, сопровождение обучающихся инвалидов в рамках подготовки и сдачи итоговой аттестации.
При определении задач сопровождения образования конкретного ребенка-инвалида необходимо учитывать индивидуальную ситуацию развития (структуру дефекта, возраст (класс), индивидуальные особенности ребенка, место, занимаемое ребенком в системе взаимоотношений в группе, классе, уровень развития адаптивных способностей и др.).
В ситуации обеспечения инклюзивного образования ребенка-инвалида в образовательной организации содержание его психолого-педагогической реабилитации должно быть соотнесено с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации (ИПР).
Функции организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в образовательном учреждении возлагаются на психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (далее - ПМПк). В случае наличия объективных обстоятельств (например, малокомплектная школа) при отсутствии ПМПк указанные функции возлагаются на педагогический совет общеобразовательного учреждения.
ПМПк созывается в соответствии с положением, утвержденным локальным актом общеобразовательного учреждения, по итогам проведенных плановых обследований детей, но не реже, чем 1 раз в четверть.
Порядок создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения подробно изложен в письме Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 127/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель, представляющий ребенка на ПМПк, учителя с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
В рамках работы ПМПк (педагогического совета) осуществляется следующее:
разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида, при необходимости включающая разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определяются адекватные методические приемы в процессе обучения, вид и объем, периодичность получения необходимой помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
определяется состав педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, другое);
определяется куратор, ответственный за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образованияребенка-инвалида;
проводится оценка динамики развития ребенка-инвалида, успешности освоения образовательной программы, при необходимости вносятся изменения.
Общие направления психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида задаются специалистами ПМПк в виде развернутых рекомендаций специалиста, обеспечивающего в последующем работу с ребенком.
Кроме того, в ходе психолого-педагогического сопровождения обучения ребенка-инвалида должна оказываться консультативная помощь семье в вопросах воспитания и обучения.
Все заседания ПМПк стенографируются, итоги работы ПМПк оформляются в виде заключения.
Заключение консилиума:
1. Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития).
2. Стратегия сопровождения и помощи педагога (ов), педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, социального педагога (в рамках их функциональных обязанностей).
3. Рекомендации.
Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
медицинским работником:
уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
биологический возраст;
состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;
кривая заболеваемости за последний год;
факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации);
педагогом-психологом:
школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью;
система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность и др.);
социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых;
сформированность познавательных процессов и их произвольность;
наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
педагогом:
познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения);
развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
педагогический прогноз учебных возможностей;
потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
учителем-логопедом:
устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь);
письменная речь (состояние чтения и письма);
речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.);
занятия с логопедом в дошкольном возрасте;
социальным педагогом:
характеристика форм семейного воспитания;
психологический климат в семье.
Рекомендуемая литература:
1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008.
2. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005.
4. Кисова В.В., Крнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.
5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
7. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009.
8. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003.
9. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.
10. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006.
11. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000.
13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006.
14. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метод. разработка "Методические рекомендации и обучение скиппингу на уроках физической культуры."
В разработке описаны: -причины гипокинезии;-история возникновения скакалки и скиппинга;-обоснование полезности использования скиппинга на уроках физкультуры;-виды прыжков и техника их выполнения;-мето...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обучению базовому курсу информатики в 8 классe (УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо обучению базовому курсу информатики в 8 классe(УМК к учебнику Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/05/picture-106153.jpg)
Методические рекомендации при обучении прыжкам на скакалке
ОРУ со скакалкой, комплекс упражнений для обучения прыжкам на скакалке, методические указания при обучении, подвижные игры со скакалкой....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-215876-1669893620.jpg)
Методические рекомендации по обучению левшей
Методические рекомендации по обучению левшей.Леворукость - врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не тольк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286089-1377658992.jpg)
Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу
Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140154-1352396257.jpg)
Методическая разработка "Методические рекомендации по обучению элементарной компьютерной грамотности учащихся с легкой умственной отсталостью."
Основные принципы, реализуемые в преподавании элементарной компьютерной грамотности.Дидактические принципы обучения элементарной компьютерной грамотности....