Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу
методическая разработка по теме

Мартынова Наталья Геннадьевна

Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора.  Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по обучению детей фонемаическому анализу и синтезу

Методические рекомендации могут быть использованы как в коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в условиях логопедического пункта.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 205

Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу

Составитель: учитель-логопед Дебеляк Н.Г.

Хабаровск, 2013

Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1.  Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2.  Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

3.  Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Типы анализа языковых единиц.

Фонематический анализ:

  1. Выделение звука на фоне слова

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук О.

  1. Выделение первого и последнего звука в слове
  2. Определение места (начало, середина, конец) и порядка звуков
  3. Определение последовательности звуков в слове (самая сложная) их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком)

Порядок проведения фонематического анализа.

  1. Ударные гласные из начала слова.
  2. Гласные в звукокомплексах: АУ, АУИ.
  3. Обратный слог: УМ
  4. Прямой слог: НА

Щелевые звуки легче выделяются из начала слова

(В, Ф, С, З, Ш, Ж, Щ, Х, Й)

Взрывные звуки легче выделяются из конца слова

(Б, Д, Г, П, Т, К)

Задание: распределить слова по степени сложности для фонематического анализа:

Газ, суп, нос, сок, ток, сам

Порядок выполнения слогового анализа.

  1. Формирование слогового анализа с опорой на вспомогательные средства (т.е. отхлопать, отстучать)
  2. Развитие слогового анализа в речевом плане (т.е. умение выделять гласный, усвоить правила слогового деления (сколько гласных столько и слогов), умение дифференцировать гласный от согласного
  • повторить слово по слогам;
  • сосчитать их количество;
  • назвать слоги по порядку.

Порядок выполнения звуко-слогового анализа.

Совмещаем звуковой и слоговой анализ.

  1. Начинаем со слогового анализа +
  2. Подключаем звуковой анализ (называем слоги по порядку)

Сначала слоговой, потом звуковой анализ.

Анализ предложения.

Уровень сложности:

  1. Двусоставное предложение с глаголом в 3 лице настоящем времени (Собака бежит).
  2. Двусоставное предложение без предлогов с прямым дополнением (Девочка моет куклу).
  3.  Двусоставное предложение с косвенным дополнением (Мама подметает веником).
  4. Двусоставное предложение с прямым и косвенным дополнением (Мама подметает пол веником).
  5. Двусоставное предложение с предлогами (Книга лежит на столе).
  6. Двусоставное предложение с определением (Мальчик несет красный шарик).

Слоговая лесенка

Обучение слоговому анализу.

  1. 2-хсложные слова из 2-х открытых слогов (МАМА, УХА)
  2. 3-хсложные слова из открытых слогов (ПАНАМА, ПИОНЫ)
  3. Односложные слова (МАК, КОТ)
  4. 2-хсложные слова с одним закрытым слогом (КАТОК, АЛИК)
  5. 2-хсложные слова со стечением согласных в середине (ТЫКВА, УТКА)
  6. 2-хсложные слова с закрытым слогом и стечением (ПАСТУХ, КОМПОТ)
  7. 3-хсложные слова с одним закрытым (МОЛОТОК, КАПИТАН)
  8. 3-хсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ, КАЛИТКА)
  9. 3-хсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК, МАНДАРИН)
  10. 3-хсложные слова с двумя стечениями (ВИНТОВКА, МОРКОВКА)
  11. Односложные слова со стечением согласных либо в начале, либо в конце (ФЛАГ, ГОСТЬ, СНЕГ, ПУЛЬТ)
  12. 2-хсложные слова с двумя стечениями (КНОПКА, КЛЕТКА)
  13. 4-хсложные слова из открытых слогов (БУРАТИНО, ПАУТИНА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению детей основам акробатики в спортивно-оздоровительной группе

О технической правильности выполнения упражнения судят по степени эффективности, выгодности или невыгодности исполь­зования закономерностей механики, анатомии, физиологии и психо­логии....

Методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста техническому движению в Айкидо Шико (перемещение на коленях)

Метод обучения детей перемещению на коленях в Айкидо (шико), краткое описание авторского метода обучения детей техническому действию в практике Айкидо....

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении

Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, находящихся на дистанционном обучении...

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР связной речи

В этой статье даются методические рекомендации специалистам по обучению детей рассказыванию и пересказу. Предлагаются примерные образцы рассказов....