Методическая разработка по теме "Развитие фонематического анализа и синтеза"
методическая разработка на тему

Конспект логопедического занятия и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ГБОУ ЦППРиК) Колпинского района г. Санкт-Петербурга

 

Конспект логопедического занятия по теме «Развитие фонематического анализа и синтеза».

Логопедическая тема: «Развитие фонематического анализа и синтеза».

Лексическая тема: «Мир морей и океанов».

Грамматическая тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие слогового анализа и синтеза;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие умения согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие навыков чтения;
  • развитие орфографических знаний, умений и навыков;
  1. Коррекционно – развивающие:
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие логического мышления.
  1. Воспитательные:
  • воспитание умения внимательно слушать;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • развитие интереса обучающихся к познавательной деятельности.

  Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Power Point», тетради, письменные принадлежности.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. Развитие навыков чтения.

Сегодня вас ждет сюрприз. К нам пришло загадочное письмо. Слайд 2.

Давайте его прочитаем. Слайд 3.

Дорогие ребята!

         Пишет вам Русалочка. Меня заколдовала морская ведьма и не дает встретиться с вами. А я так мечтала попасть к вам в школу, чтобы научиться читать и писать. Освободите меня от злых чар.

 Ребята, мы поможем Русалочке?

  1. Развитие навыков слогового синтеза.

Нас уже ждет корабль. Слайд 4.

Давайте узнаем его название. Слайды 5,6.

Молодцы!

  1.  Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Вы готовы отправиться в плавание? На каждом корабле должен быть капитан.

Капитаном будет тот, кто отгадает слово по первым звукам названий картинок. Слайды 7,8,9,10.

Капитан выбран, и мы отправляемся в плавание.

  1. Развитие навыков фонематического анализа.

Посмотрите! Перед нами появился заколдованный остров. Слайд 11.

Продолжить путешествие мы сможем тогда, когда вы подберете схемы к словам. Слайды 12,13.

А теперь скажите, на какой по счету фотографии изображен каждый из названных мною морских обитателей. Слайд 14.

Молодцы! Наше путешествие продолжается.

  1. Развитие навыков фонематического синтеза (Игровое упражнение «Рассеянный наборщик».)

На море шторм. Его вызвал Нептун. Слайд 15.

Наш корабль потерпит кораблекрушение, если вы не выполните задания морского царя. Соберите из букв слова и запишите их в тетрадь. Слайды 16,17.

Ответьте, пожалуйста, кто изображен на каждой фотографии. Слайды 18,19,20.

  1. Физкультминутка «Летучая рыба».

Вы справились с заданиями. Нептун очень доволен. Давайте покажем морскому царю веселую подвижную игру, чтобы он вспоминал нас. Слайд 21.

Летучая рыба.

      Я летучая, прыгучая,                    (Дети двигаются подскока-

                                                                 ми по кругу.)

      Улетела бы за тучу я.                   (Двигаются, взмахивая ру-

                                                                 ками, как крыльями.)

      Да соскучилась бы вскоре -       (Двигаются по кругу, изоб-

      До того люблю я море.               ражая плавание.)

  1. Развитие зрительного внимания.

Наше путешествие продолжается. Прямо по курсу остров Орфографии. Мы не можем попасть на него потому, что помощники ведьмы пираты загородили остров большой сетью. Слайд 22.

Миновать сеть нам поможет осьминожка, если мы поможем ей – найдем отличия в картинках. Слайд  23.

  1. Закрепление правила правописания безударной гласной в корне слова.

Осьминожка выполнила свое обещание, и вот мы на острове Орфографии. Слайд 24.

Здесь нас ждет интересное задание. Давайте выполним его, отдохнем и поплывем дальше. 

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в тетрадь. Слайды 25,26.

  1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза.

Наш путь подходит к концу. Мы приближаемся к тому месту, где живет Русалочка.

Посмотрите, перед нами появилась ведьма, которая мешает нам попасть к Русалочке. Слайд 27.

Если мы выполним два сложных задания, ведьма исчезнет навсегда, и мы сможем расколдовать Русалочку.

  • Игровое упражнение «Грамматическая арифметика».

Выполняя действия, составьте слово.

трещит – ит – щ + с + ка = треска

серый – й – ры + ль + дь = сельдь

камни – ни + ба + л + а = камбала

каша – ша + ль + ма + р = кальмар

крендель -  ль – де - н + вет + ка = креветка

карман – н – ма + а +ка + ти + ца = каракатица

  • Отгадайте ребусы. Слайды 27- 39.
  1. Развитие умения согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ведьма исчезла. Мы встретились с Русалочкой и забрали ее с собой. Слайд 40.

Она спрашивает нас, кого из морских обитателей мы встретили. Подберите слова из первого и второго столбика и составьте словосочетания. Слайд 41,42.

  1. Итог занятия. Слайд 43.

                                                                                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обучению детей фонематическому анализу и синтезу

Методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора.  Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по ...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ИГРОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ     ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деяте...