Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Ванина Екатерина Владимировна

Рабочая программа разработана для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_7_klass.docx80.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новошинская специальная (коррекционная) школа»

Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

для обучающихся 7 класса

Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в соответствии   Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной  адаптированной  основной  общеобразовательной  программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новошинская специальная (коррекционная) школа»  (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш»)  (далее Учреждение), на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», Просвещение 2014г.); учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы   с указанием количества часов.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

Цели и задачи

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др. Соответственно целью обучения биологии в 7 классе является способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому воспитанию;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные растения» и др.

Место учебного предмета в учебном плане

        Обоснование разбивки часов по четвертям

7 класс

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество демонстрации опытов

Количество практических работ

Экскурсии

I четверть

18

1

5

2

1

1

II четверть

14

1

-

4

2

1

III четверть

20

1

2

-

-

1

IV четверть

16

2

-

-

7

2

Всего

68

5

7

6

10

5

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических

Практические

Экскурсий

1

Введение

2

2

-

-

2

Общее знакомство с цветковыми растениями. Растение – целостный организм.

24

24

3

2

3

Контрольная работа «Растения живой организм»

2

2

-

-

4

Многообразие бактерий, грибов и растений

9

9

-

-

5

Контрольная работа по теме «Многообразие бактерий, грибов и растений».

1

1

-

-

6

Однодольные и двудольные цветковые растения

20

20

2

-

7

Контрольная работа по теме «Однодольные и двудольные цветковые растения».

1

1

-

3

8

Практические работы на пришкольном участке

5

-

5

9

Итоговая контрольная работа

1

-

-

-

10

Резервное время

3

-

-

-

68

59

10

5

В том числе:

Лабораторная работа - 7

Практических работ - 10

Демонстрация опытов - 6

Личностные и предметные результаты освоения предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

К предметным результатам освоения АООП относят:

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам

Биология:

Минимальный уровень:

представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе, техники безопасности в объеме программы;

выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями).

Достаточный уровень:

представления об объектах неживой и живой природы;

осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;

установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;

узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;

владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Формирование базовых учебных действий

V-IXклассы

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессам.

Содержание образовательной программы

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

2

2

Общее знакомство с цветковыми растениями

7 (6+1 экскурсия)

3

Семена растений

5

4

Корни и корневые системы

3

5

Лист

5

6

Стебель

3

7

Растение – целостный организм

2

8

Разнообразие бактерий и грибов

3

9

Многообразие растительного мира

7 (6+1 экскурсия)

10

Однодольные и двудольные растения

21

11

Труд на пришкольном участке

11 (10+1 экскурсия)

Введение

Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.

Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).

Подземные и наземные органы растения

Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка.

Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).

Лист.  Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов: образование крахмала в листьях растений на свету; испарение воды листьями;дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.

Демонстрация опыта:передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Экскурсии:в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября), с осенними явлениями в жизни растений.

Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:зимние явления в жизни растений.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные   растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Лабораторная работа:Строение луковицы.

Двудольные растения.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

  • в саду, на школьном учебно-опытном участке;
  • вскапывание приствольных кругов;
  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия: весенние явления в жизни растений

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

Учебно – методическое обеспечение:

  • Программа Воронковой В. В.  2014 г. Москва Владос Естествознание (биология) Неживая природа 2 часа в неделю. Всего 68 часов
  • Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология. Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс З.А. Клепинина, Москва Просвещение
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З.А. Клепинина Москва Просвещение.

Материально – техническое обеспечение:

Приложение:

  1. Интерактивная доска.
  2. Ноутбук.
  3. Документ – камера.

Биология растений.

  • Гербарии: культурные растения, морфология растений, лекарственные растения, плоды и семена, сельскохозяйственные растения, плоды сельскохозяйственных растений, деревья и кустарники.
  • Коллекция «Вредители поля»
  • Гриб Трутовик.
  • Коллекция плодов и семян зерновых и овощных растений.
  • Набор семян.
  • Коллекция голосеменных растений -2 шт.
  • Модель цветка липы.
  • Шишка ели и сосны.
  • Прибор для демонстрации поглощения воды корнями растений.
  • Наглядный материал – иллюстрации.
  • Гербарии сорных растений, важнейших культурных растений, по основным группам растений.
  • Гербарии по морфологии и биологии растений, ядовитых и вредных растений, гербарий кормовых трав.
  • Демонстрационный материал по биологии растений.
  • Микропрепараты: Растения. Ботаника.
  • Лист камелии+15шт
  • Ветка липы+15шт
  • Зерновка ржи+5шт
  • Пыльник+5шт
  • Спирогира
  • Эпидермис листа герани+15шт
  • Спороносный колосок хвоща
  • Спорогоний кукушкина льна
  • Сорус папоротника
  • Хвоя сосны
  • Завязь и семяпочка+5шт
  • Корневой чехлик и корневой волосок+15шт
  • Плесень. Мукор
  • Кожица лука – 15шт

4.Микроскопы – 8 шт.

5.Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт.

6.Стекло предметное, стекло покровное.

7.Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.

8.Микролаборатория – 2 шт.

     9.Диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Виртуальная биология: Растения. Бактерии. Грибы.

Таблицы:

Биология растений.

  • Видоизменения корней. Корнеплоды.
  • Разнообразие растений и грибов – 2 шт.
  • Царство Растения и царство Грибы.
  • Внутреннее строение стебля липы.
  • Внешнее и внутреннее строение корня.
  • Разнообразие побегов.
  • Жизненный цикл растения.
  • Строение растения.
  • Дикорастущие и культурные растения.
  • Сосна обыкновенная.
  • Семейство Розоцветные – Шиповник коричневый.
  • Развитие побега из почки.
  • Шляпочные грибы.
  • Плесневые грибы.
  • Зелёный мох. Кукушкин лён.
  • Грибы – паразиты.
  • Бактерии.

Таблицы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» с методическими рекомендациями.

  • Царства живой природы.
  • Растительная клетка.
  • Деление клетки. Образовательная ткань.
  • Ткани листа и плода.
  • Ткани стебля тыквы.
  • Шляпочные грибы.
  • Грибы – паразиты. Сапрофиты.
  • Зелёные водоросли.
  • Бурые и красные водоросли.
  • Лишайники.
  • Мхи. Кукушкин лён.
  • Папоротники. Хвощи. Плауны.
  • Сосна обыкновенная.
  • Семена однодольных и двудольных растений.
  • Виды корней. Типы корневых систем.
  • Зоны корня. Микориза.
  • Побег. Почки.
  • Строение и разнообразие листьев.
  • Клеточное строение листа.
  • Клеточное строение стебля липы.
  • Видоизменённые побеги.
  • Строение и разнообразие цветков.
  • Соцветия.
  • Разнообразие плодов.
  • Семейство Розоцветные.
  • Семейство Крестоцветные.
  • Семейство Мотыльковые.
  • Семейство Сложноцветные.
  • Семейство Злаки.
  • Семейство Лилейные.
  • Развитие растительного мира на Земле.
  • Грибы и растения Красной книги.

Форма аттестации.

-устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;

-письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;

-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Календарно – тематическое планирование

№ урока, дата

Раздел программы

Тема урока

Методы и формы работы. Количество часов

Оборудование

Домашнее задание

Коррекционные задачи

Введение (2 часа)

1.

Введение

Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые растения.

Беседа, работа с учебником, оборудованием. 1 час

Таблица «Многообразие растений», таблица «Царство растений», таблица «Жизненный цикл растений», таблица «Культурные и дикорастущие растения», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации.

Стр. 5-8, вопросы стр. 7-8

Знакомство с живой природой. Формирование умения работы с учебником, лабораторным оборудованием.

2.

Введение

Значение и охрана растений.

Беседа, работа с оборудованием и таблицами.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии «Культурные растения», «Лекарственные растения», «Деревья и кустарники», карточки с заданиями, конспект урока, презентация.

Стр. 8-13, вопросы стр. 13

Воспитание бережного отношения к растительному миру природы. Продолжение формирования умения работы с оборудованием.

Труд на пришкольном участке (2 часа)

3.

Практическая работа «Уборка репчатого лука и столовых корнеплодов (свёклы, моркови), их сортировка и хранение».

Осенняя перекопка почвы.

Самостоятельная работа учащихся

1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь

Формирование умений самостоятельной работы с хозяйственным оборудованием.

4.

Практическая работа «Осенний уход за кустарниками (малина, смородина)». Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева.

Самостоятельная работа учащихся

1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь

Продолжение формирование самостоятельной работы учащихся.

Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов)

5.

Общее знакомство с цветковыми растениями Строение растения.

Рассказ учителя, практическая работа№1, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Строение растения», гербарии, лупа, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентации, конспекты урока.

Стр.14-16, вопросы

Развитие умения работы с таблицей, лабораторным оборудованием.

6.

Общее знакомство с цветковыми растениями Строение цветка.

Объяснение учителя, практическая работа№2, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Строение и разнообразие цветов», модель цветка, картинки, гербарий, лупы, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, карточки с заданиями, конспект урока, презентация.

Стр. 16-19, вопросы

Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу.

7.

Общее знакомство с цветковыми растениями Соцветия.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Соцветия», гербарии растений, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа интерактивной доской, конспект урока, презентации.

Стр. 19-21, вопросы стр. 21

Развитие наблюдательности.

8.

Общее знакомство с цветковыми растениями Опыление цветков.

Рассказ учителя, работа с микроскопом и микропрепаратом.

1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, модель цветка, микроскоп, микропрепарат «Пыльник», работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр.21-24, вопросы

Развитие познавательных процессов. Умение работать с лабораторным оборудованием.

9.

Общее знакомство с цветковыми растениями Разнообразие плодов.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Коллекция плодов и семян, таблица «Разнообразие плодов», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, картинки. Работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока.

Стр. 24-27, вопросы стр. 27

Развитие умения работы с оборудованием.

10.

Общее знакомство с цветковыми растениями Распространение плодов и семян.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, набор семян, гербарии «Плоды и семена», «Плоды сельскохозяйственных растений», конспект урока.

Стр. 28-31, вопросы стр. 31

Экологическое воспитание.

11.

Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений». Подготовка сада к зиме.

Наблюдения за природой, беседа.

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

Семена растений (5 часов)

12.

Семена растений Внешний вид и строение семени двудольных растений (на примере фасоли).

Рассказ учителя, практическая работа№3, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Семена однодольных и двудольных растений», коллекция семян, лупа, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской.

Стр. 31-34, вопросы

Формирование умения выполнять лабораторную работу.

13.

Семена растений Внешний вид и строение семени однодольных растений (на примере пшеницы).

Рассказ, практическая работа№4, работа с оборудованием.1 час

Таблица «Семена однодольных и двудольных растений», коллекция семян, лупа, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация.

Стр. 35-36, вопросы

Продолжить развитие умений работы с лабораторным оборудованием.

14.

Семена растений Условия прорастания семян.

Рассказ учителя, демонстрация опыта. 1 час

Коллекция семян, банки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, работа с интерактивной доской, конспект урока.

Стр. 37-39, вопросы стр. 39

Развитие наблюдательности, умение работать с коллекцией.

15.

Семена растений Определение всхожести семян. Правила заделки их в почву.

Рассказ учителя, практическая работа№5, работа с оборудованием.1 час

Коллекция семян, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, семена, почва, карточки с заданиями, конспект урока.

Стр. 40-44, вопросы

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в теме.

16.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

Закрепление полученных ранее знаний.

Корни и корневые системы (3 часа)

17.

Корни и корневые системы Виды корней. Значение корня.

Рассказ учителя.

1 час

Таблица «Виды корней», иллюстрации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока.

Стр. 44-46, 49-50, вопросы

Развитие мышления.

18.

Корни и корневые системы Строение корня. Корневые системы.

Рассказ учителя, работа с таблицами и оборудованием.1 час

Таблица «Типы корневых систем», гербарии растений, таблица «Внешнее и внутреннее строение корня», таблица «Зоны корня», микроскоп, микропрепараты «Корневой чех лик», «Корневой волосок», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация.

Стр. 47-49, вопросы

Развитие умений работать с таблицами и гербарием.

19.

Корни и корневые системы Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Таблица «Видоизменения корней», таблица «Корнеплоды», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Стр. 51-53, вопросы

Развитие речи.

Лист (5 часов)

20.

Лист

Внешнее строение листа.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.1 час

Таблицы «Строение и разнообразие листьев», «Клеточное строение листа», картинки, гербарии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации.

Стр. 54-57, вопросы

Усвоение нового материала.

21.

Лист

Вещества, входящие в состав растений. Образование органических веществ в растении.

Рассказ учителя, демонстрация опытов.1 час

Подсолнечник, картофель, йод, листья герани, микроскоп, микропрепараты «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Стр.57-62, вопросы

Развитие наблюдательности. Развитие познавательных процессов.

22.

Лист

Испарение воды листьями.

Рассказ, демонстрация опыта, работа с учебником.1 час

Растения, пробирки, вода, таблица «Клеточное строение листа», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.

Стр. 62-64, вопросы стр. 64

Развитие мышления.

23.

Лист

Дыхание растений.

Рассказ, демонстрация опыта, работа с учебником.1 час

Растения, пробирки, вода, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Стр. 65-68, вопросы

Развитие умения анализировать, сравнивать.

24.

Лист

Листопад и его значение.

Беседа. 1 час

Открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация.

Стр. 68-70,

рисунок

Экологическое воспитание.

Стебель (3 часа)

25.

Стебель

Строение и значение стебля.

Рассказ учителя, работа с таблицами.1 час

Таблица «Строение стебля», таблица «Внутреннее и клеточное строение стебля липы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 71-73, вопросы стр. 73

Развитие мышления. Развитие умения работать с учебником и тетрадью.

26.

Стебель

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Рассказ, демонстрация опыта, работа с оборудованием.1 час

Растение, стакан с водой, микроскоп, микропрепарат «Ветка липы», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация.

Стр. 73-75, вопросы

Развитие наблюдательности

27.

Стебель

Разнообразие стеблей.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Таблица «разнообразие стеблей», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 76-79, вопросы стр. 79

Развитие устной речи.

Растение – целостный организм (2 часа)

28.

Взаимосвязь всех частей растений. Связь растений с окружающей средой.

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями.

1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспект урока.

Стр. 79-82, вопросы

Закрепление всех полученных ранее знаний.

29.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

Контроль знаний.

Разнообразие бактерий и грибов (3 часа)

30.

Разнообразие бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Таблица «Бактерии», презентации, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 204-208, вопросы стр. 208

Формирование правильного понимания природных явлений.

31.

Разнообразие бактерий и грибов Строение грибов.

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами.1 час

Таблица «Разнообразие грибов», гриб трутовик, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 209-212, вопросы стр. 211-212

Экологическое воспитание.

32.

Разнообразие бактерий и грибов Разнообразие грибов. Правила сбора и обработки.

Беседа, доклады учащихся, работа с оборудованием.1 час

Открытки, фотографии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы — паразиты», микроскоп, микропрепараты «Плесень», «Мукор», карточки с заданиями, конспект урока.

Стр. 212-216, вопросы стр. 216

Воспитание бережного отношения к природе.

Многообразие растительного мира (7 часов)

33.

Многообразие растительного мира Деление растений на группы. Мхи.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Разнообразие мхов», гербарий, таблица «Зелёный мох. Кукушкин лён», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепарат «Спорогоний кукушкина льна», работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентации.

Стр. 84-87, вопросы стр. 88

Сформировать представление о мире, который окружает человека.

34.

Многообразие растительного мира Папоротники.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Разнообразие папоротников», гербарий, картинки, микроскоп, микропрепарат «Сорус папоротника», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 88-90, вопросы

Продолжение формирования умений работы с гербариями.

35.

Многообразие растительного мира Голосеменные (сосна и ель). Их сравнение. Отличие их от лиственных деревьев. Размножение. Использование древесины.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Сосна обыкновенная», коллекция голосеменных растений, шишка сосны и ели, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Хвоя сосны», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация.

Стр. 90-93, вопросы

Развитие умения самостоятельной работы с коллекцией.

36.

Многообразие растительного мира Понятие о минеральных удобрениях (по учебнику сельскохозяйственного труда).

Рассказ учителя.

1 час

Учебник «Сельскохозяйственный труд», презентация.

Стр. 61-70, вопросы, записи в тетради

Формирования у учащихся умения анализировать.

37.

Многообразие растительного мира Покрытосеменные (цветковые) растения.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Строение и разнообразие цветков», гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Завязь и семяпочка», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспекты урока, презентация.

Стр. 94-96, вопросы

Развитие познавательных процессов.

38.

Экскурсия в природу «Зимние явления в жизни растений».

Наблюдение за природой, беседа.

1 час

Дневник наблюдений

Отчёт по экскурсии

Воспитание бережного отношения к природе.

39.

Обобщающий урок.

Контрольная работа. 1 час

Контроль знаний.

Деление однодольных и двудольных растений на классы (21 час)

40.

Однодольные растения.

Злаковые. Общие признаки.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство злаковых», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь.

Стр. 96-97, вопросы

Развитие познавательных процессов.

41.

Однодольные растения.

Хлебные злаковые культуры.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Коллекция семян, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Зерновка ржи», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока.

Стр.98-103, вопросы

Воспитание бережного отношения к дарам природы.

42.

Однодольные растения.

Выращивание зерновых.

Рассказ с элементами беседы, работа с учебником.1 час

Рисунки учебника, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока.

Стр. 103-107, вопросы

Экологическое, эстетическое воспитание.

43.

Однодольные растения.

Использование злаков в народном хозяйстве.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, картинки, презентации.

Стр. 107-109, вопросы стр. 109

Формирование правильного понимания природы.

44.

Однодольные растения.

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство лилейные», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентации.

Стр. 110-114, вопросы

Развитие умения работать с учебным материалом.

45.

Однодольные растения.

Овощные и дикорастущие лилейные.

Рассказ учителя, лабораторная работа№6, работа с оборудованием.

1 час

Таблица, лук, лупа, гербарии, картинки, микроскоп, микропрепарат «Кожица лука», вода, стекло предметное, стекло покровное, расходный материал к микроскопам, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 116-122, вопросы

Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу.

46.

Двудольные растения. Общие признаки Паслёновых.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство паслёновых», гербарий, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация.

Стр. 122-124, вопросы

Развитие познавательных процессов.

47.

Двудольные растения. Картофель и выращивание его.

Беседа, лабораторная работа№7, работа с оборудованием.

1 час

Картофель, лупа, рисунки, гербарии, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты уроков, презентация.

Стр. 124-129, вопросы

Продолжение развития умения самостоятельно выполнять лабораторную работу.

48.

Двудольные растения. Томат. Баклажан. Перец. Понятие о парниках и теплицах (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду).

Беседа. 1 час

Гербарий, открытки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации.

Стр. 131-137, вопросы

Развитие речи.

49.

Двудольные растения. Цветочно-декоративные паслёновые.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, картинки, презентация.

Стр. 138-140, вопросы

Охрана природы.

50.

Двудольные растения. Общие признаки бобовых. Бобы. Горох.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Коллекция семян, гербарии, картинки, таблица «Семейство бобовые», учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока.

Стр. 141-145, вопросы

Развитие наблюдательности.

51.

Двудольные растения. Южные бобовые культуры. Кормовые бобовые культуры.

Рассказ с элементами беседы. 1 час

Коллекция семян, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока, презентации.

Стр. 145-150, вопросы

Экологическое воспитание.

52.

Двудольные растения. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

Рассказ учителя, работа с оборудованием.

1 час

Таблица «Семейство Розоцветные», таблица «Шиповник», гербарии, картинки, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентации, конспекты урока.

Стр. 150-153, вопросы стр. 153

Формирование представления о мире, который окружает человека.

53.

Двудольные растения. Яблоня. Груша. Вишня. (совместно с учебником по сельскохозяйственному труду).  

Беседа, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарий, конспект урока, презентации.

Стр. 153-159, вопросы

Воспитание бережного обращения с культурами.

54.

Двудольные растения. Малина. Земляника. Персики и абрикосы.

Беседа, доклады учащихся, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарий, картинки, конспект урока.

Стр. 160-168, вопросы

Развитие познавательных процессов.

55.

Двудольные растения. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник.

Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием.

1 час

Коллекция семян, таблица «Семейство Сложноцветные», гербарий, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспекты урока, презентация.

Стр. 169-173, вопросы стр. 173

Продолжение умения работы с таблицами и коллекцией.

56.

Двудольные растения. Однолетние сложноцветные.

Беседа, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока.

Стр. 174-176, вопросы стр. 176

Формирование правильного понимания природных явлений.

57.

Двудольные растения. Многолетние сложноцветные.

Беседа, работа с учебником.1 час

Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии, конспект урока.

Стр. 177-180, вопросы стр. 180

Формирование умений сравнивать и обобщать.

58.

Доклады учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Развитие речи. Развитие умений самостоятельной работы учащихся.

59.

Обобщающий урок «Однодольные и двудольные растения».

Контрольная работа. 1 час

Закрепление знаний.

Труд на пришкольном участке (9 часов)

60.

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни растений».

Наблюдения за природой, беседа.

1 час

Дневник наблюдений.

Воспитание бережного отношения к природе.

61.

Перевалка комнатных растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Растения, горшки, вода, земля, конспекты урока.

Воспитание трудолюбия.

62.

Пересадка комнатных растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся, работа с интерактивной доской.1 час

Растения, горшки, вода, земля, презентация, конспекты урока.

Воспитание трудолюбия.

63.

Весенняя уборка сада и весенняя обработка почвы».

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь. Конспект урока.

Воспитание трудолюбия.

64.

Посадка растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь

Воспитание трудолюбия.

65.

Посадка растений.

Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.1 час

Хозяйственно – огородный инвентарь

Воспитание трудолюбия.

66.

Обобщающий урок.

1 час

67.

Подведение итогов за год.

1 час

68.

Труд на пришкольном участке.

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...