Коррекционный курс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. 1 класс, 9.1
рабочая программа

Акишина Галина Александровна

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2020-2025 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol_kor_1_kl.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 1 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2020-2025 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, предметные, БУД результаты  освоения курса  

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики  и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование  БУД учебных действий на конец 4 класса (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений.

Обучающимся с нарушениями интеллекта свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.

Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.

Познавательные: на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в результате целенаправленных обучающих воздействий педагога-психолога у ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, осуществляется подготовка школьников к восприятию учебного материала на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи, математики и др.

В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков детей . Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса воспитанников.

Школьники учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Курс по развитию психомоторики и сенсорных процессов представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.

 Умение соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

 Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

 Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

 Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Ребенок  получит возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;

 позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

 БУД изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)

Регулятивные БУД

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Учиться:

 выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;

 составлять план выполнения задачи и последовательность действий;

 работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

 при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;

 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные БУД

 Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;

 Учиться:

 анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;

 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные БУД:

 Учиться:

 выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;

 высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

 сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия;

 осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:

 адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

 сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).

 продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предполагаемые  предметные результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

  1. Содержание учебного предмета

Программа рассчитана на 5 лет обучения (доп.1,1-4 классы).
Содержание коррекционного курса 1 класс. (66 часов)

Сенсорное и психомоторное развитие у учащихся   с у/о  значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром, отстает в развитии координации общей и мелкой моторики. Отношения в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсомоторный уровень идет активизация и развитие  всех ВПФ.

Содержание  курса по сенсорному развитию включает:

  • Учить различать, называть основные цвета фиолетовый и оранжевый.
  • Учить различать и называть геометрические фигуры:  круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;  геометрические тела: куб, шар, брусок.
  • Учить выделять признак формы , классифицировать предметы и их изображение по форме и показу.
  • Формировать умение сопоставлять  два предмета по длине , ширине, толщине и высоте.
  • Обозначать словом контрастные характеристики величин.
  • Учить определять признаки знакомых предметов.
  • Формировать пространственную ориентацию на собственном теле. Закреплять знания о частях тела и их расположении. Дифференциация  правой и левой руки, ноги. Учить определять расположение предметов в пространстве : справа, слева, внизу, вверху.
  • Закреплять представления о времени суток и днях: вчера, сегодня, завтра, их последовательность. Знакомить с днями недели.

Содержание по психомоторному развитию.1 уровнь   –   активизации энергоснабжения психических процессов

На этот уровень уделяется больше времени и внимания. Здесь решается цель- обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов, повышение энергетического потенциала.

Задачи:

  • Повышение общей работоспособности  и активности .
  • Отработка дыхательных упражнений , знакомство с 4 –х фазным  дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов.
  • Отработка стимулирующих упражнений и массажа для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции.
  • Отработка простых релаксационных упражнений отдельных частей тела.
  • Отработка простых упражнений на  тренировку в управлении определенной  частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
  • Отработка автоматизированных упражнений для отдельных частей тела ( простые варианты под внешним контролем).
  • Развитие координации руки и пальцев (упражнения для удержания письменных принадлежностей, пальчиковая гимнастика, обводка,  штриховка по трафарету, нанизывание бус, шнуровка, мазаика).

II уровень- операционального обеспечения  сенсомоторного взаимодействия

На этом уровне осуществляется  овладение  телом и пространством, анализируется экстероцептивная информация для осуществления  сложных видов психической деятельности.

Задачи:

  • Развитие чувства ритма по зрительным схемам по показу , по внешнему контролю, простые варианты.
  • Повышение чувствительности  к разной информации:
  • Тактильной (определение на ощупь предметов и фигур, с различением свойств)
  • Зрительной (формирование произвольности, различение зашумленных изображений, профилактика зрительного переутомления)
  • Слуховой (дифференцировка звуков шумовых, музыкальных инструментов, громкость звука)
  • Обонятельное (контрастность ароматов)
  • Вкусовое (качества сладкое – горькое, сырое – вареное).
  • Развитие памяти , внимания  со стимулами разной модальности.
  • Развитие пространственного  представления . Учит составлять целое из частей ( конструирование простых составных картинок, узнавание предмета по описанию , по определенному признаку).
  • Развивать динамическую организацию двигательного акта ( двигательные и графические упражнения: простые варианты по показу )
  • Формирование сенсомоторных взаимодействий в разных положениях ( простые взаимодействия правой и левой половины тела , одноименные движения по  показу и инструкции).
  • Развитие зрительно-моторной  координации .

III уровень- уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов

Решение задач  этого уровня не является отдельной проблемой психомоторной коррекции . Большей или  меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, так как программирование, регуляция и контроль являются неприменными условиями успешного выполнения любой деятельности.

Уже в 1 классе дети приучаются выполнять движения не только по показу , но и по словесной команде. Дети этого возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения , программа действий здесь вырабатывается постепенно.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся (усвоение и понимание с нормами и правилами поведения  в группе, основными принципами взаимодействия с ее членами).
  • Выработка умения соблюдать дисциплину на уроке, занятиях, формировать начальные навыки организации и самостоятельности.
  • Развитие элементарных коммуникативных навыков.

В  содержание курса 1 класса входит:

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Повышение энергетического потенциала

Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4 –х фазным  дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на  тренировку в управлении определенной  частью тела, в разном положении по показу и инструкции.  

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

 Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрени

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 66 часов в год, количество часов в неделю – 2.

урока

Тематика

Дата проведения

План

Факт

Примечание

Восприятие цвета

Восприятие цвета

Восприятие цвета

Восприятие цвета

Отработка правильного дыхания

Отработка правильного дыхания

Стимулирующие упражнения

Стимулирующие упражнения

Приёмы релаксации

Приёмы релаксации

Приёмы релаксации

Мышечные зажимы

Мышечные зажимы

Восприятие геометрических фигур и тел

Восприятие геометрических фигур и тел

Восприятие геометрических фигур и тел

Восприятие геометрических фигур и тел

Восприятие геометрических фигур и тел

Восприятие геометрических фигур и тел

Равновесие

Равновесие

Равновесие

Равновесие

Равновесие

Ритм

Ритм

Тактильная  чувствительность

Тактильная  чувствительность

Восприятие величин

Восприятие величин

Восприятие величин

Восприятие величин

Восприятие величин

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Пространственная ориентация.

Зрительное  восприятие

Слуховое восприятие

Слуховое  восприятие

Обоняние

Вкусовые  ощущения

Восприятие  поз и движений

Пространственная ориентация.

Временные представления.

Временные представления.

Временные представления.

Временные представления.

Временные представления.

Динамическая  организация

Динамическая  организация

Сенсомоторные  взаимодействия

Сенсомоторные взаимодействия

Сенсомоторные  взаимодействия

Сенсомоторные   взаимодействия

Сенсомоторные  взаимодействия

Координация  и ловкость

Координация  и ловкость

Правила  игры и роли.

Правила  игры и роли.

Правила  игры и роли.

Правила  игры и роли.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" (на примере 2 класса)

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает со...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

Самоанализ по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Результаты реализации АООП, программа коррекционной работы....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с интеллектуальной недостаточностью (5 класс)...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...