СИПР
учебно-методический материал

Ларина Наталья Геннадьевна

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СИПР61.07 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,                                        Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Истринский район, с. Новопетровское,                   Тел. 8 (498) 316-23-44

ул. Советская, дом 42.                                                     Е- mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_______________ В.В. РЫЖКОВА

                                                                                               «____» __________________2021 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающейся 4 класса _________________________

на 2021-2022 учебный год

учитель Ларина Наталья Геннадьевна

РАССМОТРЕНО

на заседании ППк

Протокол №____

от «___» ____________ 2021 г.

        СОГЛАСОВАНО

         заместитель директора по УР

         ___________________ Морозова А.И.

         «___» _____________________ 2021 г.

с. Новопетровское

2021 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

Нормативные документы:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N вк-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;

- Письмо Министерство образования и науки российской федерации от 15 марта 2018 года N ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) Новопетровского МБОУ.

 Локальные акты ОО:

- Договор на проведение образовательной деятельности Новопетровского МБОУ;

- Положение о совместном психолого-педагогическом консилиуме (ППк) Новопетровского МБОУ;

- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) Новопетровского МБОУ;

- Положение о специальной индивидуальной программе развития;

- Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ОВЗ (вариант 2) Новопетровского МБОУ.


СТРУКТУРА СИПР

  1. Общие сведения – персональные данные о ребёнке и его родителях.
  2.  Характеристика ребёнка на основе результата его психолого-педагогического обследования.
  3.  Индивидуальный учебный план.
  4.  Содержание образования.
  5.  Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
  6. Программа сотрудничества специалистов с семьёй обучающегося.
  7. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
  8. Перечень необходимых технических средств.
  9. Средства мониторинга и оценка динамики обучения.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ

Имя, фамилия ребёнка: _____________________________

Год рождения: 2010 г

Место проживания: ____________________________________

Мать:

Отец: Год обучения: 4

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

(ФИО) обучается  индивидуально на дому.  СИПР  составлена  на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант 

Социально-бытовые условия: семья проживает в частном доме с  удобствами, в которой есть все необходимое для жизни. Девочка окружена заботой и вниманием. Родители понимают  проблемы  дочери. В воспитании участие принимают оба родителя. У ____________ ДЦП, правосторонний гемипарез, GMFCS III уровень, расстройство рецептивной и экспрессивной речи 1 уровня. Является ребенком-инвалидом.

Заключение ПМПК: обучение по специальной индивидуальной программе развития, составленной с учетом АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (имеющих тяжелые и множественные нарушения развития) (пр. 1599 вариант 2).

В данном учреждении обучается с 1 сентября 2018 года.

Мелкая и крупная моторика:

Координация движений грубо нарушена. Ведущая рука предположительно правая. На начало учебного  года  отмечено незначительное улучшение мелкой моторики: держит карандаш всеми пальцами правой руки, но нажим на карандаш очень слабый,  не видит контуры фигур.  Письмо на уровне каракуль. Пытается ловить и бросать мяч двумя руками.

Эмоционально-волевая сфера:

Контакт глазами удерживает. Девочка неагрессивна,  в контакт с учителем  вступает, реагирует на словесное поощрение (похвалу).

Особенности мышления: 

Аналитико  - синтетическая  деятельность отсутствует.  Восприятие мира сильно нарушено. Внимание отвлечённое, рассеянное. Познавательная активность  отсутствует.

В мотивационной сфере: 

отсутствует произвольность, целенаправленная деятельность не самостоятельна.

Коммуникация и речь:  

Речь не развита. Обращённую речь  понимает, произносит нечёткие отрывистые звуки, приветствие и прощание с помощью мимики и жестов. Не понимает инструкции методик, выполнение заданий возможно с помощью учителя.

Представления об окружающем мире: 

Во времени и на плоскости листа  не ориентируется. Не  различает правую руку от левой, не ориентируется  в  пространстве (вверх, вниз, вперед, назад),  знает части тела, может показывать  на себе.  Дифференцирует цвета по названию, но сортирует их  только с помощью педагога. ________  знает  название некоторых овощей и фруктов, может соотносить муляжи фруктов и овощей с картинками.  Различает на картинке изученных  животных (корова, лошадь, курица, волк, заяц, медведь).

Формирование учебного поведения:  

Сидит за партой (столом) на занятии,  выполняет действие с предметами по подражанию.  Умеет  находить места хранения игрушек и учебного материала.

Игровая деятельность:

Действия с предметами на уровне манипуляции.

Навыки самообслуживания:

Не сформированы.  _______________ самостоятельно ни пьет из кружки, ни пользуется ложкой. В туалет не просится, в школе находится в подгузнике. Требуется контроль со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания. Требуются постоянный присмотр и активная   помощь взрослого.

Для успешной педагогической работы важна медикаментозная коррекция. Приоритетные коррекционные занятия: 1. Базовые учебные действия. 2. Предметно-практические действия. 3. Навыки самообслуживания.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ОТРАЖАЮЩИЙ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

Обязательная часть

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

34

2

Математика

Математические представления

1

34

3

Окружающий мир

Человек

0,5

17

Окружающий природный мир

0,5

17

Окружающий социальный мир

0,5

17

4

Искусство

Музыка и движение

0,5

17

Изобразительная деятельность

0,5

17

5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

0.5

17

ИТОГО:

5

170

Часть формируемая образовательных

участниками

 отношений

1

Сенсорное развитие

1

34

2

Двигательная активность

1

34

3

Предметно-практические

действия

1

34

ИТОГО:

3

102

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния ребёнка. С согласия  родителей  в учебный план  внесены  занятия из коррекционно-развивающих областей. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей. Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально – 8 часов.


4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель-достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

Задачи:

  1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.
  2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.
  3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка  ребенка  к   нахождению   и   обучению   в   школе,      к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.
  2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

- использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по  подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Личностные базовые учебные действия

  1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.
  2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.
  3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).
  4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

  1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.
  2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы.

Содержание программы

Предметы

Задачи

Речь и альтернативная коммуникация

Закреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Математические представления

Совершенствование практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами, формирование умений выполнять операции пересчета, сравнения предметов, установления их равенства и неравенства в пределах от 1 до 4-х; преобразования множеств и сохранения их количества, решать простейшие арифметические задачи; простейшие измерительные умения - измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие, жидкие тела с помощью условной мерки.

Окружающий природный мир

Формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни

Окружающий социальный мир

Расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.

Человек

Расширение и совершенствование представлений о себе, о своей семье, активизация способов положительного взаимоотношения с людьми для решения повседневных бытовых задач.

Изобразительная деятельность

Продолжать воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию), эстетические ориентиры в практической жизни, умение их использовать в разных ситуациях; совершенствовать умения использования изобразительных средств в лепке, аппликации и в рисовании; формировать положительное отношение к совместной изобразительной деятельности в кругу сверстников и умение самовыражения.

Адаптивная физкультура

Расширение восприятий собственного тела, осознания своих физических возможностей и ограничений; соотнесение самочувствия с настроением, двигательной активностью, самостоятельностью и независимостью; освоение доступных видов физкультурной деятельности.

Музыка и движение

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства, развитие восприятия и музыкальных умений; расширение опыта взаимодействия в коллективе сверстников, в процессе овладения игрой на доступных музыкальных инструментах; формирование готовности к участию в коллективных музыкальных мероприятиях.

Сенсорное развитие

Развитие слуховой памяти; дифференцировать запахи. Развитие мелкой моторики, хватательных навыков. Развитие мышечного тонуса кистей рук. Устанавливать зрительный контакт, дифференцировать положительные и отрицательные эмоции. Развитие умения повторять жесты, мимику. Развитие тактильных ощущений, представлений о форме и величине, структуре предметов. Развитие хватательных операций, мелкой моторики.

Предметно-практические действия

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Двигательная активность

Содержание обучения на уроках двигательной активности очень разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих ребенку. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих)

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности

Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства - является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности

 Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия

 Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится - меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с симпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойных реакций, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.

Ожидаемые личностные результаты

Способность замечать и запоминать происходящее, замечая какие события, изменения происходят в жизни;

Умение выражать свои желания, делая выбор;

Контроль своих эмоций и поведения;

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

- Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;

- Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей;

- Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

- Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

- Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету: «Окружающий природный мир», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется  содержание  программы,   являются:   режим  труда  и  отдыха, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.

Ожидаемые личностные результаты

-Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;

-Интерес и бережное отношение к природе;

-Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

5. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

В реализации специальной индивидуальной программы развития участвуют: учитель надомного обучения, а также, по запросу родителей, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник.

        

6. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ С СЕМЬЁЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Программа сотрудничества с семьей обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

Цель: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей обучающегося в интересах ребенка и его семьи.

Задачи:

  1. Организовать   психологическую   поддержку   семьи, воспитывающей  ребенка с инвалидностью.
  2. Повысить уровень осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
  3. Обеспечить участие семьи в разработке и реализации СИПР.
  4. Обеспечить единства требований к обучающемуся в семье и в школе.
  5. Организовать регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
  6. Организовать участие родителей во внеурочных мероприятиях.

Программа

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

-индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в месяц и по запросу родителей);

-индивидуальные консультации родителей по темам:

- «Организация свободного времени дома»,

- «Реализация СИПР в домашних условиях»,

- «Формирование социально - бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи   в   разработке и реализации СИПР, единства   требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

-консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного обмена   информацией о ребенке,        о ходе реализации     СИПР и результатах ее освоения

-личные беседы;

-присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов;

-присутствие родителей на заседаниях школьного ППк по вопросу результатов освоения СИПР.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И ПРИСМОТРЕ

(ФИО) обучается на дому, соответственно присмотр и уход осуществляют родители.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Материально-технические условия:

1. Требования к организации пространства:

  • наличие безопасной и комфортной среды;
  • наличие чёткой продолжительности учебного дня с учетом рекомендаций ПМПК и особых образовательных потребностей обучающегося;

2. Наличие соответствующего оборудования:

  • обязательный учёт возможности и особенности аффективной и коммуникативной сфер ребенка, его поведения, моторики, восприятия, внимания, памяти;
  • решение задач, связанных с формированием навыков самообслуживания;

3. Требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:

- специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся;

- подбор специального учебного и дидактического материала с целью визуальной поддержки и фиксации взгляда (без яркой цветовой насыщенности).

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика»  используются как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
  • электронные средства (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Освоение предметной области «Математика»  используется разнообразный дидактического материала:

  • предметов различной формы, величины, цвета,
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
  • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
  • калькуляторов и других средств.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практике взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения  выступают комнатные растения,  живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы,  и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Специальный учебный и дидактический материал  для образования обучающихся в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по изобразительной деятельности имеется  расходный материалов (бумага, краски, пластилин, клей и др.).

Занятия музыкой  доступны музыкальные инструменты (металлофон, бубен, барабан и др.).

Предметная область «Физическая культура»  обеспечивает обучающимся возможность физического самосовершенствования. Для этого используется  физкультурный зал по ЛФК, где  специальное адаптированное  оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития (детская полоса препятствий, батут детский с ручкой, мячи, и др).

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области «Технологии» начинается с формирования у детей элементарных действий с материалами и предметами, для обучения имеются разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы (тесто, пластилин, нитки, бумага, природный материал и др.), игрушки и прочие предметы.

     Используется оборудование для проведения коррекционно – развивающих занятий (настольная панель для развития мелкой моторики и цветного и тактильного восприятия, набор поливалентных матов, батут детский с ручкой, лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, мольберт, магнитная доска, лото, конструкторы, пирамидки разных форм, мозаика, различные пазлы, ножницы, цветная бумага и картон, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и наглядные карточки т.п.

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

 Набор пиктограмм;

 Конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки, цветное тесто.

детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник);

детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями:  сказки, рассказы, стихотворения; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);

Гимнастические мячи разного размера, теннисные мячи,

          Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан, палочки);

Компьютер, проектор, видеоматериалы, аудиозаписи.

Интерактивное сопровождение программ (комплекс интерактивных игр Мерсибо, 1 С – Образование, Алматея, Ви Эль)


9. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная  коммуникация

1.1. Коммуникация

1.1.1. Установление контакта с собеседником

1.1.2. Реагирование на собственное имя

1.1.3. Привлечение к себе внимания звуком

1.1.4. Приветствие собеседника звуком 

1.1.5. Выражение своих желаний словом (предложением)

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная  речь

1.2.1.1. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов

1.2.1.2.  Понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)

1.2.2. Экспрессивная речь

1.2.2.1. Называние собственного имени

1.2.2.2. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

1.2.2.3. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1.2.2.4.  Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

1.2.3.1. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства)

1.3. Чтение

1.3.1. Узнавание (различение) образов графем (букв)

1.3.2. Узнавание звука в слоге (слове)

1.3.3. Называние буквы

2. Математические представления

2.1. Количественные представления

2.1.1. Разъединение множества

2.1.2. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

2.1.3. Узнавание  цифр

2.2. Представления о форме и цвете

2.2.1. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок

2.2.2. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

2.2.3. Дифференциация предметов по цвету и различение цвета предметов

2.3. Пространственные представления

2.3.1. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре

2.4. Временные представления

2.4.1. Различение времен года

2.4.2  Определение времени года по картинке

2.5. Представления о величине

2.5.1. Короткий – длинный

2.5.2. Больше – меньше

2.5.3. Высокий — низкий

2.5.4. Широкий — узкий

2.5.5. Толстый - тонкий

3. Окружающий природный мир

3.2. Животный мир

3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)

3.2.2. Знание основных признаков животного

3.2.3. Объединение животных в группу «домашние животные»

3.2.4. Объединение диких животных в группу «дикие животные»

4. Изобразительная деятельность и графомоторные навыки

4.1. Аппликация

4.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

4.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

4.1.3. Сминание бумаги

4.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)

4.1.5. Намазывание всей (части) поверхности клеем

4.2. Лепка

4.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина

4.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп

4.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)

4.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой

4.3. Рисование

4.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды

4.3.2. Захват, удержание карандаша

4.3.3. Оставление графического следа

4.3.4. Освоение приемов рисования карандашом

4.4.5 Соблюдение последовательности действий при работе с красками

5. Общее развитие

5.1. Физическая подготовка

5.1.1 Взаимодействия с предметами (спортивным инвентарем)

5.1.1.1. Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе

5.1.1.2. Вращение предмета

5.1.1.3. Вынимание, складывание, перекладывание предметов

5.1.1.4. Вставление предметов в отверстие

5.1.1.5. Нанизывание предметов

5.1.1.6. Броски мяча

5.1.1.7. Ловля мяча двумя руками

5.1.1.8. Отбивание мяча от пола

5.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

5.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)

5.1.2.2. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев

5.1.2.3. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно)

5.1.2.4. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке

5.1.2.5. Круговые движения кистью

5.1.2.6. Движения плечами, головой

5.1.2.7. Наклоны туловища

6. Социально-бытовые и культурно-гигиенические умения

6.1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

6.1.1. Принимает пищу и пить.

6.1.2. Ходит в туалет, выполняет гигиенические процедуры

6.1.3. Умение одеваться и раздеваться

6.2. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

6.2.1. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета

6.2.2. Умение следить за своим внешним видом.

6.2.3. Дифференцирует себя как мальчик (девочка)

Критерии мониторинга освоения содержания СИПР

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

Выполняет задание со значительной помощью

ЗП

Выполняет задание с частичной помощью

ЧП

Выполняет задание самостоятельно

С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....