Алкогольная зависимость и здоровье
методическая разработка (9 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

Познавательное занятие для воспитанников с ОВЗ 16-17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkogolnaya_zavisimost_i_zdorove.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа-интернат

Познавательное занятие

 «Алкогольная зависимость и здоровье» 

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

Воспитатель

2021-2022 учебный год

Познавательное занятие «Алкогольная зависимость и здоровье» 

Цели:

  • формирование осознанного негативного отношения к алкоголю;
  • воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Ход:

  1. Организационный момент. Слайд 1 - пустой

- Добрый день, ребята. Сегодня наше очередное занятие. На нем присутствуют гости, обратите внимание. И я предлагаю вам игру «Назови хорошее качество»

Цель: создание доброжелательной, непринужденной обстановки.

- Учащимся предлагается назвать на первую букву своего имени качество, которое нравится в человеке.

- А чтобы узнать тему нашего занятия, нужно разгадать шифровку.

Коррекционное  упражнение на развитие анализа и синтеза:

1  9  8  12  3  12  9  16  11  1  17      6  1  2  7  14  7  10  12  14  15  16      7          

6  4  12  13  12  2  16  5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

А

В

Г

Д

Е

З

И

К

Л

М

Н

О

Р

С

Т

Ь

Я

  1. Введение в тему.

- Итак, наше сегодняшнее занятие называется ««Алкогольная зависимость и здоровье» Сл 2 - название

- Как вы помните, в начале занятия ы поздоровались друг с другом. При встрече люди обычно желают друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического и духовного благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

- Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье? (атмосфера, образ жизни, привычки, бытовые условия и т.д.) у каждого человека есть привычки. Они бывают полезными и вредными. Какие полезные привычки вы знаете? ( Ответы детей: занятие спортом, соблюдение режима дня и др.)

- Какие вредные привычки вы знаете?

- А почему они вредные? Правильно, потому что они оказывают негативное, пагубное влияние на организм человека. Могут нанести непоправимый вред здоровью.

- Итак, мы сегодня поговорим об алкоголе – об одной из вредных привычек и о его влиянии на здоровье человека.

III. Основная часть. Сл 3 - пустой

- Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание полезных привычек дело долгое и кропотливое, вредные же привычки, как сорняк очень легко пускают корни. Лишь стоит дать им небольшую поблажку. Среди самых опасных привычек, которые способны разрушить здоровье человека – дружба с алкоголем.

   Алкоголь называют «похитителем рассудка» (разума) Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда. Пшеницы. Слово  «алкоголь» означает одурманивающий.

- На территории России при Екатерине II водка стала основным средством обогащения царской казны. Екатерина II говорила: «Пьяным народом легче управлять» Сл 4 - Екатерина

И все же на Руси раньше пьянство считалось грехом и позором, и не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство». Сл 5 Пластина ошейником весом около 4 кг. Эту награду заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.  Сл 6 - пустой

- Почему же люди употребляют алкогольные напитки? Что относится к ним? (ответы детей) Факторов очень много. И хотя никто не рождается алкоголиком, наследственные и генетические факторы могут оказаться решающими. Более трети всех алкоголиков – жертвы генетической и наследственной предрасположенности.

Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, в организм вводится алкоголь. Алкоголь воздействует на человека следующим образом: сначала возбуждает, поднимает настроение, а затем разрушает. Он очень опасен, превращает человека в безрассудное существо. Сл.7 –

А сейчас, ребята, предлагаю  вам упражнение «Пословица рассыпалась» Сл 8

- У вас на столах  разрезанные пословицы. Необходимо сложить рассыпавшуюся пословицу, а затем прочитать ее.

- Кто может объяснить значение своей пословицы?

Сл 9 – пустой Пьянство и алкоголизм у нас в России за последние годы обострились. Известно, что в наше время значительно расширился перечень поводов к употреблению спиртного. Шотландский поэт Роберт Бернс высмеивал поводы к пьянству такими словами:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье.

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство без причин.

- Есть люди, употребляющие спиртные напитки: на работе, а также вовлекающие в компании для распития подростков.

Пьянство и алкоголизм распространились не только среди мужчин, но и среди женщин, подростков и юношей.

Особенно опасен алкоголь для растущего организма, т.е. в детском и подростковом возрасте. Как вы думаете, чем он опасен? (ответы детей: пагубно действует на мозг и т.д.) Такую ошибку очень трудно и почти невозможно исправить, поэтому ее лучше не делать.

Алкоголь опасен для детей, ведь масса тела намного меньше, чем взрослых. Поэтому даже глоток алкоголя может повлечь у ребенка тяжелое отравление.  

В последнее время средства массовой информации начали бить тревогу, молодое поколение помешалось на пиве.

    Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, мозг, сердце.

В современной медицине есть такое понятие, как «пивной» алкоголизм. И наиболее распространен он в молодежной среде. Это только на первый взгляд пиво – совершенно безобидный напиток. Некоторые  полагают, что существует большая разница между крепкими спиртными напитками, например, виски и джином – и пивом или вином, они считают, что действие последних более слабое. Чудовищное заблуждение, одна красивенькая холодненькая баночка пива, бокал вина и рюмка водки содержат одинаковое количество алкоголя и одинаково пагубно влияют на организм человека. Сл 10

   Степень опьянения зависит от твоих габаритов (вес, рост человека), количества алкоголя, от количества пищи в желудке. Как водится, употребление алкоголя сопровождается похмельем, симптомы которого – головная боль, тошнота. Чрезвычайная жажда и нежелание находиться среди шума и яркого света. Сл 11

   Что же все-таки является причиной употребления алкоголя? Что заставляет людей пить? (ответы детей)

Сл 12 Зеленый змий – это отвратительное пресмыкающееся избирает себе  в жертвы не всех подряд. Есть у него любимчики, которых он прибирает под зеленое крыло в-первую очередь: он кружит над школьными подъездами, высматривает и выискивает, как правило, молодого человека в возрасте 14-15 лет. Не желающего учиться.

   Как и подобает пресмыкающемуся, змий тут же сбрасывает свою зеленую кожу и прикидывается добрым другом. «У тебя неприятности, - говорит он, - я тебя согрею. Отведай, и ты из робкого ребенка, станешь смелым»

И хотя морщиться весь организм, выворачивается порой наизнанку, но пробуют и глотают, затем попадают к змею в зависимость. И вот уже идут во всю ширину его болтливые, развязанные, крикливые пленники – поклонники змия. Брошены школа, пролиты слезы родителей.

- Итак, причиной того, что люди употребляют спиртные напитки, являются:

  • Желание подростка попробовать новое, казаться взрослее.
  • Проблемы, трудные жизненные ситуации.
  • Праздники и несчастья в жизни человека.

Алкоголь  наркотическое вещество, временно способное вызывать веселье, чем он и привлек к себе внимание во всем мире. Еще академик Павлов доказал, что алкоголь не возбуждает, а наоборот, вызывает торможение клеток коры головного мозга, активность центров  мозга, ответственных за поведение и ориентацию, подавляется. Страдает зрительный и слуховой центры.  Постепенно человек деградирует.

Сл 13  физминутка «Ассоциации со словом алкоголь»

- Ребята, поработали хорошо, а теперь немного отдохнем. Вышли из-за парт. Вам необходимо, передавая мяч, назвать ассоциации, связанные  со словом алкоголь, например, вредная привычка, опьянение, болезнь, плохая память, деградация, вред здоровью и т.п.

На что же влияет пагубно алкоголь? Сл 14

Сердце и сосудистая система: Подавляется работа сердца, учащается пульс, по сосудам проходит больше крови, они не справляются с нагрузкой. Высок риск развития инфаркта.

Сл 15 Желудочно-кишечный тракт – страдает вся пищеварительная система, хронический гастрит, панкреатит, язва желудка – вот заболевания пьющих людей.

Сл 16 – пустой Будущий ребенок. Если родители употребляют алкоголь, даже совсем немного, ребенок может родиться умственно отсталым, с дефектами внешности.  От матери токсические вещества переходят к ребенку, когда он находится в утробе матери, отравляя его организм.

Сл 17 Печень  Токсические вещества разрушают клетки печени. На их месте появляются рубцы. Когда печень не способна выполнять свои функции, наступает отравление организма.

Сл 18 – пустой Дети, употребляющие спиртные напитки с раннего возраста, кроме эпилепсии, страдают и другими болезнями нервной системы, поэтому они становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли, беспокойно спят, плохо учатся в школе. Алкоголь вызывает значительную задержку роста и развития, дети чаще болеют инфекционными болезнями.

Известен случай с ребенком, который с семимесячного возраста был приучен к алкогольным напиткам. Родители давали ему по нескольку раз в день столовую ложку водки, разведенной в сахарной воде для того, чтобы успокоить приступы болей в животе. Дошло до того, что на втором году жизни маленький алкоголик без водки не мог заснуть ни днем, ни ночью. Он кричал , пока не получал своей порции алкоголя. Ребенок рос ограниченным, равнодушным ко всему. Постепенно у него пропал аппетит. В четыре года несчастный ребенок – алкоголик погиб. Причиной смерти явилось заболевание печени, вызванное алкоголем.

   Даже неоднократное сильное опьянение или разовое употребление спиртного может быть причиной развития у детей тяжелого заболевания эпилепсии. Десятилетнего мальчика на семейном торжестве «уговорили» выпить красного вина. Через час мальчик с криком упал со стула, и потерял сознание на несколько часов. Ночью у мальчика начались судороги, и только утром он пришел в себя. Однако через некоторое время судороги повторились, а затем каждые 9-10 дней мальчик бился  в тяжелом эпилептическом припадке. Данный пример еще раз напоминает, что самым уязвимым местом в детском организме, по которому жестко «бьет» алкоголь, является ЦНС и головной мозг. Сл 19-1

- У большинства больных алкоголизмом нарушается работа почек.  Сл 19-2

- Наблюдаются самые разнообразные психические отклонения – галюцинации, онемение, судороги мышц.

- Хроническое употребление алкоголя приводит к ослаблению и истощению мышц.

Сл 20 Белая горячка – самая тяжелая форма алкогольной интоксикации. Для нее характерны галлюцинации, помрачнение сознания и дезориентация, при этом отмечается дрожь, возбуждение, учащенный пульс, высокое кровяное давление и лихорадка.

   Сл 21 – пустой Специалисты считают, что пьянство действительно повлияло на среднюю продолжительность жизни. Если до 70-х годов прошлого столетия этот показатель у нас прогрессивно возрастал, то и последующие годы он остановился на одном уровне – 68 лет.

   Поскольку мы живем в высокоиндустриальном обществе, где у людей беспрепятственный доступ к машинам и механизмам, есть возможность влиять на жизни других людей, эффект пристрастия  к алкоголю становится куда мощнее, чем в прежние времена. Пьяница, в собственной квартире, может повредить лишь самому себе, в худшем случае – сломать какую-то мебель, в то время как пьяный водитель способен нанести весьма серьезный ущерб довольно многим. Слайд 22 – аварии Бытовые пьяницы и наркоманы, предающиеся любимым занятиям на работе, стали представлять серьезную проблему для общества. Сл 23 – пустой Ты будешь чувствовать себя абсолютно спокойным в зубоврачебном кресле, наблюдая за приближением покачивающегося и икающего врача? А пьяный вдребезги водитель школьного автобуса? Или хирург, употребляющий спирт перед операцией?

- Конечно, неспокойно. Потому что будешь бояться получить повреждения, увечья.

Для подтверждения пагубного действия алкоголя на живые организмы проведем эксперименты:

  • Кусочки хлеба положим в в спирт, в воду. Там, где спирт хлеб спекается в комочки.
  • Белок куриного яйца поместим в спирт, в воду. В спирте  белок подвергается денатурации. В воде белок растворяется

- Стать алкоголиком просто. Можно заболеть сразу после первой попытки, а лечиться потом много лет. Такой вредной привычки лишиться нелегко, поэтому лучше ее не приобретать.

- Какие слова надо сказать, если вам предлагают алкогольные напитки?

- Какой ответ вам больше нравиться  и почему? Сл 24

  • Вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления.
  • У меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты.
  • Сейчас я должен идти. меня ждут родители.
  • Спасибо, с удовольствием попробую.

В завершениие нашего занятия, давайте составим памятку «Мои аргумеиты против алкоголя» Сл 25 -1

Памятка

  1. Алкоголь  разрушает организм.
  2. Алкоголь причина неизлечимых болезней.
  3. Алкоголь снижает работоспособность, ухудшает память, внимание
  4. Алкоголь превращает человека в безрассудное существо.
  5. Алкоголь улучшает настроение.
  6. Алкоголь ухудшает настроение.
  7. В состоянии алкогольного опьянения совершаются преступления, аварии.
  8. Алкоголь помогает расслабиться.

- Я предлагаю вам составить памятку «Мои аргументы против алкоголя» Для этого вам по очереди необходимо подойти к моему столу и взять листок с надписью, прочитать его  вслух. Подходит ли это высказывание к нашей памятке?

- Итак, составляем памятку. Сл 25-2

IV. Итог. Сл.26 - пустой

- Как видите, ребята, каково влияние алкоголя на организм человека: останавливает его на полпути, тормозит его развитие, наносит большой вред здоровью. Здоровье, утраченное вследствие неразумных, вредных привычек, очень трудно восстанавливается, а нередко утрачивается навсегда.

- Наше занятие подошло к концу.

- О чем шла речь на сегодняшнем занятии?

- Какие главные угрозы здоровью человека вы бы выделили?

(разрушает организм, ухудшает память, внимание, мышление, совершаются –аварии, преступления в состоянии алкогольного опьянения)

- Как противостоять этой вредной привычке? (никогда не пробовать, не употреблять алкоголь, уметь сказать нет, отказаться, когда тебе предлагают попробовать)

- Я уверена в том, что каждый из вас может принять правильное решение,  и сможет сказать: «Нет!» такой вредной привычке, как алкоголизм. Сл 27

Самоанализ познавательного занятия  «Алкогольная зависимость и здоровье»

Воспитательский час «Алкогольная зависимость и здоровье» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания – охрана здоровья и физическое развитие. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – познавательное занятие. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными  в 7-8 классах. Его основные цели:

  • формирование осознанного негативного отношения к алкоголю;
  • воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций.

Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу.

Коррекционная направленность занятия выразилась:

  • во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций;
  • в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников;
  • в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала;
  • во включении вопросно-ответной формы беседы.

Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась двигательная пауза - игра. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям.

По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Алкоголь и алкогольная зависимость

презентация видеоролик и методическая разработка по теме...

Алкоголь и алкогольная зависимость

картины + материал для изучения...

Классный час по профилактике алкогольной зависимости

Предлагаю проведение классного часа, направленного на профилактику алкогольной зависимости с использованием  метода социального взаимодействия.Данная педагогическая технология основывается ...

Классный час по теме: "Алкогольная зависимость"

Классный час по теме "Алкогольная зависемость" для аудиторных работ...

Занятие "Алкоголь и алкогольная зависимость"

Цель:1.Привлечь внимание учащихся к проблемам употребления алкоголя.2.Оказать помощь подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, ...