Коррекционное занятие "Дифференциация звуков П-Б"
план-конспект урока

Писарева Надежда Амирбековна

Коррекционное занятие "Дифференциация звуков П-Б"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_differentsiatsiya_b-p.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация П-Б

учебный год — 2019 — 2020

класс 3а

Цели:

1.коррекционно-образовательные:

-уточнить артикуляцию звуков п-б;

-учить соотносить звуки с буквами

-учить различать звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях устно и на письме;

2.коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух;

-развивать слоговой синтез;

 -развивать грамматический строй речи через словообразование;

-активизировать словарь по теме: «Фрукты и овощи»;

3.коррекционно-воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке.

Оборудование:

Ход урока

Оргмомент

Слайд 1 (число месяц)

Слайд 2

Учащиеся встают в круг под музыку, держась за руки. Желают друг другу что-то хорошее, опираясь на слова-помощники. ( на слайде)

Успехов, удачи, улыбок, хороших оценок, счастья.

Рапорт дежурного

У каждого на столе картинка по признаку осени.

1.туча.

2.лист жёлтый.

3.птицы.

4.солнце.

У: Дима, что нарисовано на картинке? ( дует ветер)

И т.д.(выходят и вывешивают на доске)

У: В какое время года мы это наблюдаем?

Д: Осенью.

У:Посмотрите в окно, какая сегодня погода? Что происходит на улице?

Д: дует ветер, листья опадают, птицы улетают на юг.

У: какое сейчас время года?

Д: Осень.

Подготовительная работа.

У: молодцы! А сейчас все тихо сели

На меня все посмотрели.

Я рада приветствовать вас на уроке логопедии. Скажите чему мы учимся на наших занятиях?

Д:На уроках логопедии мы учимся правильно разговаривать и писать.

У: Что нам помогает правильно произносить все звуки?

Д: Губы, зубы, язык, воздух, голос.

У: Если язычок  ленив, он плохо звуки выговаривает, если он тороплив, речь наша непонятна. Поэтому наш язычок д\б в форме как хороший спортсмен. Что в этом нам помогает?

Д: Зарядка для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Слайд 3

-бегемот

-улыбка

-хоботок

-вкусное варенье

-чистим зубки

-блинчик.

Упражнение для голоса и дыхания.

Сейчас будем тренировать дыхание и голос. Они тоже должны быть сильными.

Вдох носом- выдох на гласный звук А

Вдох носом- выдох на гласный звук У (указ. пальцем рисуем в воздухе букву)

Вдох носом- выдох на гласный звук О (указ. пальцем рисуем в воздухе букву)

Рефлексия

Дима, что ты сейчас тренировал?( язычок губы)

Лида, что ты сейчас тренировала?(голос, дыхание)

Альбина, для чего мы тренируем язычок, губы, голос?

Д: Чтобы правильно и красиво говорить.

Основной этап

Игровая ситуация.

Слайд 4

К нам пришла телеграмма. «Дорогие ребята! Наступила осень. Пора собирать урожай. Мне одному не справиться. Помогите, пожалуйста!»

А для того, чтобы узнать кто прислал телеграмму, угадайте загадку.

На одной ноге стоит

Урожай свой сторожит.

Сам не берёт,

И воронам не даёт. ( ПУГАЛО)

У: Как догадались?

Ну что поможем ему? ( поможем)

Выделение звука.

Выдели первый звук в слове пугало.

Д: Звук П.

У: Посмотри на нашего гостя внимательно, во что тон одет?

Д:Рубашка, ботинки?

У:Выдели третий звук в слове рубашка.

Д: Звук Б.

Сообщение целей и темы урока.

Слайд 5

Тема: Звуки П-Б

Вспомним: как произносятся звуки

Узнаем: чем отличаются звуки П-Б

Будем учиться: различать их на слух и на письме.

Оценивание

На занятии вы будете выполнять разные задания. За правильно выполненное задание вы получите часть картинки. В конце должны собрать целую. И посмотрим, какая картинка у вас получилась. Старайтесь выполнять всё правильно.

Анализ и характеристика звуков, их сравнение.

По таблице заполняю сама.

Характеристика звука

Характеристика звука

Сравнение звуков

У: Для того, чтобы научиться их различать, нужно узнать, чем они отличаются.

Произнеси звук П.

 Дима, что делают губы, зубы, язык, воздух, голос?

Губы- смыкаются.

Зубы-?

Язык -лежит внизу

Воздушная струя -короткая ( проверяем тянем ниточку)

Голос -не работает ( проверяем ладошкой)

Альбина, дай характеристику звука П.

Звук –согласный, твёрдый, глухой.

Почему согласный? Почему глухой?

Произнеси звук Б.

Губы- смыкаются

Зубы-

Язык- лежит внизу

Воздушная струя- короткая

Голос -работает. ( проверяем)

Женя, дай характеристику звука Б.

Звук Б- согласный, твёрдый, звонкий.

Почему согласный? Почему звонкий?

У: Сравним, что общего в артикуляции звуков П-Б?

По таблице ставлю плюсики, минус.

Чем отличаются звуки?

Д: Голосом.

У: Как можно проверить?

Оценивание 1

За правильные ответы получаете часть картинки.

Развитие фонематического слуха.

Рефлексия

Оценивание 2

У: Звук нужно не только правильно произнести, но и его услышать. Для этого поиграем в игру «Ушки слушать приучайте» Если услышишь звонкий звук Б подними карточку с колокольчиком. Если услышите глухой звук П, подними карточку с зачёркнутым колокольчиком.

1.П, О, Б, А, И, Б, П, С,Б, П, П

2.ПА, БО, ПУ, БЫ, ОПО, АБА

3.РЫБА, БУСЫ, ЛАПА, ПОНИ.

Дима, какие звуки учились различать?

Какие слова запомнили?

За хорошую работу получайте по части картинки.

Физминутка.

Вижу я, что вы устали

А теперь все дружно встали.

Стояла корзинка на полке без дела.

Скучала, наверно,  всё лето она.

Вот осень пришла и листва пожелтела,

Настала пора собирать урожай.

Корзинка довольна

Она удивилась

Что так много фруктов в саду уродилось.

Соотнесение звуков и букв.

Слайд 5

Индивидуальная работа по карточкам.

Сели дружно, не зевай

На вопрос мой отвечай.

У: Чем отличается звук и буква?

Д: хором.

У: В этом задании будем учиться различать буквы на письме.

Вспомним как выглядят буквы П, Б.

Каждому задание на карточке. Подчеркни букву П –одной чертой, букву Б- двумя.

1.П,Б,З,П,В, Б,Б,П,Г,П,Б,Т.

2.Найди правильную и подчеркни.( неправильно написанные буквы)

Проверяем.

Рефлексия

Лида, какие буквы учились различать?

Оценивание 3

Молодцы. Вот вам ещё по одной части.

Дифференциация в слогах.

Дерево с яблоками.

У: Сейчас будем составлять  и читать слоги со звонкими и глухими согласными.

 У: Что на картинке?

Д: Яблоня.

У: На яблони яблоки со слогами. Вам нужно составить и  прочитать слог.

(выходят по одному снимают яблоко читают слог, потом все хором, и кладут его в корзину).

Рефлексия

У: Альбина, с какими звуками читали слоги?

Оценивание 4

Офтальмопауза.

Мы писали и читали, а глазки наши не отдыхали.

Дифференциация в словах.

Слайд  7

У: Для чего мы учимся различать звуки?

Д: Чтобы правильно писать их на письме.

У: Мы сейчас будем писать слова со звонкими и глухими согласными. Но сначала вспомним, про кого мы угадали загадку в начале урока? (пугало)

Как он просит помочь ему?

Какой урожай узнаем, собрав слово из слогов..

Каждому корзинка со слогами. Собери слово и узнаешь ответ.

У: Дима, какое слово получилось? ( капуста)

Альбина, какое у тебя слово получилось? (помидор)

Лида, … ( яблоко)

Женя,…(банан)

Прочитаем хором, что растёт у пугала?

Пальчиковая гимнастика

Прежде чем запишем слова в тетрадь, мы что должны сделать? ( пальчиковую гимнастику).

У: Для чего мы делаем П.Г.?

Д: Чтобы пальчики были послушными.

Палец толстый и большой             Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел.                 о котором рассказывается,

Указательный с порога                           а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Работа в тетради.

Запиши слова в два столбика.

  1. Со звуком П.
  2.  Со звуком Б.

Рефлексия

Лида, прочитай слова со звуком П. Назови одним словом.

Альбина, прочитай слова со звуком Б. Назови одним словом.

У: Посмотри, какая картинка лишняя?

Банан. Почему? Он не растёт в наших условиях. Растёт в южных странах.

Дима, назови слов в котором звук П стоит в первой позиции?(помидор)

Женя, назови слово, в котором звук Б стоит в середине слова?(яблоко)

Оценивание 5

Словообразование

Слайд 8

У: Для чего люди выращивают овощи и фрукты?

Д: Чтобы зимой кушать витамины.

У: Что можно сделать из яблок? Сок из яблок, значит он какой?

Д: Яблочный.

У: Из капусты сок какой? Капустный.

Из помидоров сок какой?.Мы можем сказать помидорный? Томатный.

У: поиграем в игру « Назови ласково»

-яблоко- яблочко. Яблоко какое?

-капуста- капустка. Капуста какая?

-помидор-помидорчик. Помидор какой?

Дифференциация в предложениях.

Слайд  9

У: Как называют место, где растут овощи?

Д: Огород.

У: Составим предложение, что растёт в огороде?

Д: В огороде растут помидоры, капуста.

(хором читаем)

У: На чём растут яблоки?

Д: Яблоки растут на яблоне.

У: Составим предложение, где растут яблони?

Д: Яблони растут в саду..

(хором читаем)

Рефлексия

У: С какими словами составляли предложения?

Оценивание

Итог

У: Какие звуки мы учились различать?

Чем отличаются звуки П-Б?

Оценивание

Вспомни, кому мы помогали собирать овощи, фрукты?

Посмотрите сколько овощей и фруктов собрали для нашего пугало.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Э - Е"

Баба Яга украла буквы из азбуки, их надо вернуть. Ворон и Мышка уже много букв нашли и вернули, остались только буквы Э и Е. Детям предлагается отправиться в трудный путь, где нужно вспомнить о буквах...

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Ы - И"

На уроке дети закрепляют знания о гласных звуках и буквах Ы-И, учатся различать их на слух и при письме. Урок составлен с презентацией....

Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Г - К"

Урок сотавлен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", где вопросы команде знатоков (учащихся) задают учителя и воспитатели, работающие с детьми, и даже директор школы!...

конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе "Автоматизация звука[р]"

конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

мультимедийный тест "Звуки и буквы" для коррекционной школы 8 вида

Данный ресурс можно применять для  проведения тестирования по русскому языку среди учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида на обобщающем уроке  после изучения раздела «Звуки и буквы...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З."

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З." (для детей 5-7 лет)...