ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Согласно ФГОС планирование и содержание образовательной работы в ДОУ строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon merzlyakova_v.m._statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мерзлякова В.М.

Учитель – логопед МКДОУ №23 «Золотой петушок»

VI научно-практическая конференция

Г. Железногорск.

        В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы.

        Согласно ФГТ планирование и содержание образовательной работы в ДОУ строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

        Принцип интеграции требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Особый интерес в данном случае, представляет интеграция содержания образования на основе проектной деятельности.

        Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развития творческих способностей и коммуникативных навыков, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, ребенка, имеющего ОНР и его родителей. В логопедической группе детского сада проекты планируют по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР

На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов. Я предлагаю, для примера, паутинку тематического недельного проекта, по которому мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали - тема «Овощи».

Центр движения:

- комплекс утренней гимнастики

- пластический этюд

  1. - Развитие общей моторики. «Урожай»

Центр науки:

- рассказать, где и как выращивают овощи;

- рассмотреть овощи,

- исследовать овощи в натуральном виде;

- организовать выставку овощей.

Центр математики:

- счёт овощей (прямой, двойками, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве “Найди овощ”;

- игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.

Центр книги:

- чтение и рассказывание стихов об овощах;

- заучивание и отгадывание загадок;

- составление по плану описательного рассказа об овощах.

Центр буквоеда:

- звуковой анализ и синтез слов: (названия овощей);

- разгадывание ребусов по теме;

- составление рассказа “Любимый овощ”.

Центр умелые ручки:

- изготовление овощей из различного материала;

- вырезать и вклеить в альбом картинки овощи

Центр искусства:

- рассмотреть овощи на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части овощей);

- рассказать об овощеводах;

- нарисовать “Мой любимый овощ”;

- аппликация “Весёлая семейка”

Центр игры:

- сюжетно-ролевая игра “Овощной магазин”;

- музыкально-дидактические игры

- дидактическая игра “Назови овощ

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения. Применение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестандартных решений от всех участников образовательного процесса.

        Интегрированное образование создает новые условия деятельности логопеда и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

  1. Литература:
     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655).
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. ТумановаТ.В.) утвержденные Министерством образования.
  3. Громова О.Е. "Инновации в логопедическую практику" - 2008 г
  4. Ткаченко Т. А.Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
  5. Ткаченко Т.А.В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

РОЛЬ МОДУЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной...

Интеграция образовательных областей в проектной деятельности.

В данном докладе отражена интеграция образовательных областей в проектной деятельности в соответствии с Ф Г Т ....

Интеграция дисциплин в реализации проектной деятельности

В настоящее время перед преподавателями стоит сложная задача: осуществлять инновационную деятельность, применять новые технологии обучения, готовить специалистов согласно требованиям времени и запроса...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки....

Статья на тему: "Интеграция предметного содержания в проектной деятельности учащихся"

В статье помещён материал по интеграции предметов в проектной деятельности учащихся...