стенд для родителей
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Важнейшим условием для того, чтобы маленький, а потом и мо­лодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмо­сфера, в которую он погружен с первых дней своего существова­ния. Поэтому для овладения гра­мотной речью неоценимо важна роль семьи. Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем вам хо­чется, чтобы он учился с интере­сом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? До­статочно ли развита его речь? Ведь от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stend_dlya_roditeley.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь:  названия игрушек, частей игрушек, действия с игрушками,
прилагательные,  обозначающие цвет, форму, величину.

  • Познавательное  «Игрушки».
  • Развитие речи «Дымковские игрушки».
  • Лепка «Любимая игрушка»
  • Аппликация «Кукла в платье»
  • Рисование «Роспись дымковской куклы».

                 

  • «Назови ласково» - образование уменьшительной формы прилагательных
  • «Какой игрушки не стало?» - образование родительного падежа
        существительных единственного числа.
  • «Один - много» - образование родительного падежа существительных
    множественного числа.
  • «Составление простых предложений по вопросам логопеда»

                                                                            (например о кукле).

  • Составление описательного рассказа о кукле доступными предложениями

                                                       по вопросам логопеда, по образцу рассказа логопеда.

  • Составление описательного рассказа по опорной схеме»

                                                                        Как зовут куклу?

                                                                        Волосы (какие?)

                                 Глаза, брови, реснички (какие?)

                                                                        Ручки, ножки (какие?)

                                                                        Наряд (какой)

  • Рассмотрите с ребёнком игрушки, которые есть у вас дома, правильно
    назовите каждую.
  • Назовите вместе с ребёнком игрушки ласково (мишка – мишутка и т.д.)
  • Назовите ласково кукол по именам (Таня - Танечка).
  • Рассмотрите и назовите вместе с ребёнком части туловища
    игрушечных зверей (нос – носик, хвост – хвостик и т.д.).
  • Нарисуйте (наклейте) в тетрадь для домашних заданий картинки,

      на которых изображены игрушки.


            Словарь: названия овощей: морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук,
               помидоры, чеснок, свёкла, перец, кабачок, слова: огород, поле, грядка;

                Прилагательные: слова, характеризующие цвет, форму, величину, вкус (твёрдый, мягкий,
                сочный, душистый, кислый, сладкий, матовый, блестящий)

  Глаголы: сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать, срезать, выкапывать, выдёргивать.

  • Лепка «Овощи в корзине»
  • Аппликация «Овощи»
  •  Рисование  «Натюрморт из овощей».
  • Познавательное  «Овощи».
  • Развитие речи «Овощи»

  • «Назови ласково» - образование уменьшительной
    формы прилагательных
  •  Упражнения на выделение четвёртого лишнего.
  • «Один - много» - образование родительного падежа существительных множественного числа.
  • «Составление простых предложений по вопросам логопеда»
  • Составление сложных предложений с союзом «а» (огурец овальный, а капуста круглая).
  • «Загадай - ка» - придумывание загадки по опорной схеме.
  • Составление описательного рассказа об овоще.

          Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

          Учите его называть:

        —  форму;

        —  цвет;

        —  размер (большой или маленький);

—  тактильное ощущение (твердый или                                           мягкий);

—  вкус (горький, сладкий, кислый);

—  сочность;

—  запах.                                                             

                   Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

      •   Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным.
         (Там продают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят,

          режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном,
         жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп,
         борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

     •   Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках.)

Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на      кустиках).

    Расскажите ребенку, как и где растут овощи у вас на даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи? Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выкапывают? Какие снимают?

Словарь: сад, яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград, вишня; прилагательные, характеризующие фрукты  по цвету, по форме, по вкусу, по сочности, по твёрдости, по запаху.

  • Лепка «Яблоко, груша, слива».
  • Аппликация «Блюдо с фруктами».
  • Рисование «Фрукты».
  • Познавательное  «Фрукты».
  • Развитие речи «Фрукты»

  • «Один - много» - образование родительного падежа существительных множественного числа.
  • «Назови ласково» - образование уменьшительной
    формы прилагательных
  • Распространение предложений определениями.
  • Составление описательных рассказов о фрукте по опорной схеме.
  • Магазин «Соки» - образование относительных прилагательных.

                  Учите детей называть признаки каждого фрукта. Например: — Мой лимон желтый,

                   овальный,       кислый, твердый, душистый.

               —  Моя вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.

               —  Мое яблоко...

                 •   Где растут фрукты? Учите с ребенком названия деревьев.

                •   Учите детей изменять существительные по числам. Например: груша — груши,

                     яблоко — яблоки.

               •   «Как называется?»

                      Сок из яблок — яблочный,

                  из груш — ...,

                  из лимонов — ...,

                  из апельсинов — ...,

                   из винограда — ...,

   из   слив — ...,

   из вишен —

    из бананов — ...,

                   Варенье (повидло) из вишен — вишневое,

     

                       из яблок — ...,

                       из груш — ...,

     из слив — ...,

     из апельсинов —

    •   Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие соки там продают, как они называются.
Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите,

из каких фруктов и ягод получают эти соки.


     Словарь:

       Названия предметов одежды: пальто, брюки, платье шуба и т. д. Обобщающее слово — «одежда».

       Прилагательные: слова, характеризующие длин} одежды и степень опрятности

       (короткий, длинный, чистый, грязный и т. д.).

        Названия деталей одежды: воротник, рукава и т. д.

       Глаголы: шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т. д.

  • Конструирование из бумаги  «Рукавичка».
  • Рисование «Семёновские матрёшки».
  • Познавательное  «Одежда».
  • Развитие речи «Сказка про шапочку»

  • «Назови ласково» - образование уменьшительной
    формы прилагательных
  • Согласование местоимений мой, моя, моё с существительными.
  • Игра с мячом «Скромник - хвастун» -  образование родительного падежа существительных множественного числа.
  • Игра с мячом «Перевёртыши»  - подбор антонимов к прилагательным.
  • Составление описательного рассказа по опорной схеме «Мой любимый наряд».

                Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к какому виду она относится.

            •  Подберите картинки к глаголам, которые дети постоянно путают:

             —  шьет,

             —  штопает,

—  вышивает.

                        Попросите ребенка составить предложения по этим картинкам.

                      Покажите ребенку эти действия.

     •   Сходите с ребенком в магазин «Одежда», расскажите ему и обсудите, какую одежду там продают.

      •   Обсудите с ребенком, какие части, детали есть у рубашки, платья. Учите употреблять в речи

          следующие слова: рукава, манжеты, пуговицы, воротник, петли, карманы, оборки, пояс, складки.

      •   Рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные

                от существительных:

                            -   из меха — меховая;

                            -  из шерсти — шерстяная;

                            -  из шелка — шелковая;

из ситца — ситцевая

из кожи — кожаная.

•   Повторите предложения, используя картинки. Составьте предложения со следующими словами:  стирает, полощет, выжимает, развешивает, отжимает, гладит, убирает в шкаф, складывает, чистит   щеткой, вяжет спицами, шьет иголкой, шьет на машинке, вышивает, штопает, зашивает, пришивает, подшивает.

Покажите эти действия ребенку и одновременно проговорите их с ним.


Словарь

      Существительные:  Осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ,     сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, береза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клен, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна.

Глаголы:  Желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросит, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные:  Желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

Наречия: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

  • Лепка «Корзина с грибами»
  • Рисование «Осенний лес»
  • Лепка по замыслу.
  • Аппликация «Осенний лес»
  • Познавательное  «Лес, осень».
  • Развитие речи «Деревья осенью»

  • Образование относительных прилагательных (клён – кленовый.)
  • Согласование прилагательного с существительным в роде, числе  (Жёлтые листья).
  • Распространение предложений определениями (Наступила ранняя, тёплая, дождливая осень)
  • Употребление предложных конструкций (на дереве, на земле).

 • Подберите и наклейте в тетрадь картинки об осени следующего содержания: серое небо, серые тучи, идет дождь, лужи на земле, желтые листья, желтая трава, уборка урожая с полей; люди одеты тепло: плащи, сапоги, зонты; птицы улетают на юг.

•   Понаблюдайте вместе с ребенком за осенними явлениями в природе.

•   Найдите в парке, на улице осенние листья клена, березы, рябины, дуба и др. Наклейте их в тетрадь.

•   Попросите ребенка ответить на следующие вопросы:

—  Какое сейчас время года? (осень)

—  Какое осенью небо? (серое, хмурое...)

—  Какой осенью ветер? (сильный, холодный...) 

—  Какой осенью дождь? (частый, холодный, моросящий...)

—  Какие листья на деревьях? (желтые, красные...)

—  Что делают осенью люди? (убирают урожай)

—  Что делают осенью звери? (готовятся к зиме)

—  Что делают осенью птицы? (улетают на юг)
• Пересказ текстов.

Осень

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

Октябрь

Наступила осень. Люди выкопали картошку. Они убрали с полей и огородов свеклу, капусту, морковь, репу. Пусто стало на полях. Люди собрали большой урожай овощей.

Подберите картинки к тексту.


Словарь:

               названия обуви: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, кроссовки, тапочки, обобщающее слово – обувь.

               Глаголы: чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать, убирать, ухаживать.

  • Лепка «Сапожок»
  • Рисование «Украсим сапожок»
  • Лепка  «Сапожок»
  • Аппликация «Чудесные башмачки»
  • Познавательное  «Обувь».
  • Развитие речи «Составим описательный рассказ»

  • Образование множественного числа существительных (сапог - сапоги)
  • Образование уменьшительной формы существительных.
  • Образование относительных прилагательных (обувь - обувной)
  • Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  • Составление распространённых предложений.
  • Употребление предлогов «в», «на», «под».

•   Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, тапки, сандалии, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.

•   Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят:

летом — летнюю (босоножки);

зимой — зимнюю (валенки);
осенью —
осеннюю (сапоги);
дома —
домашнюю (тапки);
на улице —
уличную (туфли).

•   Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, какую обувь там продают. Как называется этот магазин? (Обувной)

•   «Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания.
Например:
мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оформление стенда для родителей

материал для родителей...

Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей

Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети вы...

Лексические темы и задания на стенд для родителей

В этом документе лексические темы и задания для родителей для средней и старшей групп.вот кратко:Средняя группаТема: Осень. Названия деревьев.1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступил...

Информационный стенд для родителей "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью"

Материал можно исползовать в ОУ для работы с родителями гиперактивных детей....

Стенд для родителей "Дыхательные упражнения"

Данный материал предназначен для оформления стенда информации для родителей на тему "Дыхательные упражнения"...

Стенд для родителей "Развитие мелкой моторики"

Данный материал содержит практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики детей...

Презентация информационного стенда для родителей

Презентация рабочего информационного стенда для родителей детей, занимающихся с логопедом...