Как развить фонематический слух у ребенка.
консультация

Гатина Гульгуна Газалеевна

Практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_fonematicheskiy_sluh_u_rebenka.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить фонематический слух у ребенка.

Мир полон звуков…они играют большую роль в ориентирование человека в окружающем мире. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла...",– у него восхитительный музыкальный слух .
Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С],в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

В процессе развития речи очень важны такие процессы, как фонематический слух и фонематическое восприятие, т.е. опознание и различение на слух звуков речи. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых, глядя на их артикуляцию, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой.

Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам.

Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего.

 И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Игры по формированию фонематического слуха

«Собери слово»

   Воспитатель  произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово[мяч]. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.

                                                 

«Путаница»

     Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует  прочесть ему  следующие шуточные предложения.
Воспитатель  называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

     Например:
Русская красавица своей
козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную
 горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил
 дочку.
Прошлой ночью дождик был, в
 почку он воды налил.

«Выдели слово».
Предложить детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

« Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:
шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, интонационно выделяя какой-либо (любой) согласный звук. Ребенок называет выделенный звук и перебрасывает мяч обратно воспитателю.

Выделяемые звуки должны стоять в разных местах — в начале, середине и конце слова. В игре принимают участие все дети.

«Найди братца»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка; под ними картинки: зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

Воспитатель. Перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например, «бабочка», первый звук — «б». Я положу белку, первый звук в этом слове — «бь». «Б» и «бь» — братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и, если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

«Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе.

«Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

«Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

«Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: логопед называет глухой согласный, а дети — его пару.

«Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной).

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

«Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.

«Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Вы будете на каждый звук, который я назову, передавать мяч по кругу, но, если услышите звук «рь», перебросите мяч мне.

В игре принимают участие все дети.

Развитые фонематические процессы помогают формированию правильного звукопроизношения, слоговой структуры  слова, позволяют ребенку-дошкольнику осознанно  относиться к собственной речи и речи окружающих, приучают анализировать звучащую речь (выделять в ней предложения, слова, звуки и их последовательность). Все это является залогом успешного обучения в школе, помогает избежать возможных ошибок чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как развить музыкальный слух у ребенка

советы родителям по развитию слуха у детей...

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

Фонематический слух. Как определить уровень развития и развить

Консультация для родителей на тему фонематического слуха. Его важность в становлении правильной речи, определение уровня развития и развитие....